Опубликовал: Валерий Павлов 24 Ноябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов
Геше Джампа
Организация паломнических поездок на ученияДалай-ламы — одно из успешных направлений деятельности Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На учения для российских буддистов собирается свыше тысячи последователей учения Будды из разных уголков страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.
В этом году сотрудниками хурула организованы 3 паломнических тура: на учения Его Святейшества Далай-ламыв монастырях Дрепунг и Ганден, они начинаются 30 ноября,на учения, которые переносятся из Дхарамсалыв Делии будут идти четыре дня, а не три, как было запланировано ранее в конце декабря, и еще одна группа, которая охватит оба эти события.
Первая группа уже выехала из России20 ноябряи благополучно совершает паломничество по святым буддийским местам Индии. Следующая группа уже готовится к выезду26 ноября.И еще есть время у тех, кто хочет присоединиться к третьей группе, чтобы посетить учения в Дели с 24 по27 декабря.
Перед такой важной поездкой необходимо получить наставления от буддийского учителя. Участники клуба «Манджушри» обратились с просьбойо встречес паломникамик геше Джампа. Перед началом паломничества в библиотеке хурула геше Джампа в своей мягкой манере даровал наставления:
«Паломничество — это не какая-то экскурсия, а посещение очень святых мест, которые освящены мощными практиками и они дарят свое благословение в силу того, что здесь очень долгое время практиковали, занимались медитацией и явили многие чудеса великие махасиддхи. Посещение таких святых мест очень важно с точки зрения накопления благих заслуг. Как вы знаете, все хорошее, что происходит с намив жизни,какие-то хорошие события, во многом они происходят из-за того, что у нас присутствует определенный багаж благих заслуг. Для того, чтобы хорошие события проявлялись в нашей жизни, важно накапливать благие заслуги. Посещая святые места, породите в себе устремление в том, что точно так же как и великие махасиддхи, которые практиковали в этих местах и достигали высоких духовных свершений, пусть точно так же и я достигну их. Таким образом мы будем накапливать благие заслуги, которые впоследствии принесут благие плоды в нашу жизнь.
Породите в себе правильную мотивацию, основанную на бодхичитте.Что же такое бодхичитта, о котороймы так часто говорим? Мы говорим, что необходимо практиковать бодхичитту, порождать бодхичитту, медитировать на бодхичитту. Бодхичитта — это наше устремление совершать какие-либо положительные действия на благо всех живых существ. Другими словами, начитываем лимы мантры, занимаемся медитацией или какой-либо другой своей ежедневной практикой, в нас должна присутствовать такого рода мотивация — на благо всех живых существ! Таким образом мы порождаемс вами бодхичитту.
Монастырь Гоманг
И, конечно, когда мы с вами посещаем такие необычные значимые места, как например, монастыри, а монастыри сами по себе считаются святым местом, потому что там присутствует драгоценная сангха, тем более что, вы там будет получать учение от Его Святейшества Далай-ламы, уже через это вы будете совершать определенную практику и будете накапливать благие заслуги. Поэтому вначале необходимо породить в себе хорошую правильную мотивацию, посещая данные места, молиться в этих местах, и самое главное, то, что является сутью Учения Будды — необходимо работать над самим собой, над своим собственным сознанием, стараться изменить его в более положительную сторону.
И в связис этим,хотелось бы обратить особое внимание на то, что отправляясь в такую значимую поездку, с посещением святых мест, с возможностью получать учение у больших учителей, необходимо понимать для чего вы туда едите. Вы едите, чтобы изменить самого себя, изменить свое собственное сознание, стать лучше. Старайтесь через всю поездку пронести благую мотивацию, о которой мы с вами говорили. Вы едите большими группами, на долгое время, поэтому помогайте друг другу, проявляйте уважение, терпение, даже если что-то будет происходить не так, как вам хотелось бы.А это обязательно будет происходить, так как группы многочисленные, поездки дальние. Все возможно,и усталость,и недосып будут мешать вам сохранять спокойствие. Понимание куда вы поехалии зачем поможет вам преодолеть все трудности. Не достаточно всего лишь слушать, знать буддийское учение, необходимо его применять на практике. Всего лишь знанием об учении вы не добьетесь никаких благих плодов. Поэтому так необходимо применение данных знаний. Терпение, уважение к другому человеку — это тоже практика. В тот момент, когда вам легко разозлиться, остановите себя, начните работу над самим собой. Практиковать — это не значит научиться летать по воздуху. Практика начинается с малого, из уважительного отношения друг к другу,из практики терпения. Ежедневный упорный труд, только он принесет вам большие плоды. Только в результате такого ежедневного упорного труда вы сможете реализовывать большие практики.
Польза от совершения паломничества по святым местам связана с тем, что в этих местах присутствовал сам Будда Шакьямуни, давал учения, постигал реализации, более того, после него много великих Учителей также пребывали в этих местах, следовали путем Будды, занимались практикой, достигали реализаций. Даже Его Святейшество Далай-лама,во время посвящения Калачакры в Бодхгае, сказал, что благодаря силе данного места, то, что вы один раз принимаете Калачакру в Бодхгае, можно приравнять к семи посвящениям Калачакры в других местах. И вот именно это говорит о том, что благодаря силе данного места, благословение увеличивается неимоверно.
Если вы с правильной мотивацией будете находиться в святых местах, молиться, делать подношения светом, лампадкам, то благие заслуги от этих деяний, благодаря силе данного места, увеличиваются в неимоверное количество раз. И особенно это будет хорошо, если вы будете совершать такого рода действия в соответствиис лунным календарем.
Пожалуйста, во время паломничества пребывайте в хорошем расположении духа, размышляйте, не нужно действовать сразу инстинктивно. Например, бежать за всемикуда-то, только из-за того, что другие так поступили. Необходимо поразмышлять, подумать, породить в себе правильную мотивацию, и только после этого ваш поход куда-либо принесет вам гораздо больше пользы, чем поспешные, необдуманные действия.
А, сейчас загляните внутрь себя, посмотрите на себякак-бысо стороны,и сделайте то же самое, когда вернетесь с паломничества. Посмотрите, проанализируйте, принесла ли эта поездка вам пользу в плане изменения себя в лучшую сторону или нет. Будет очень неприятно если вы сейчас сидите здесь в таком предвкушении поездки, а после возвращения вспомните о каком-то неприятном инциденте. Такое путешествие не принесет вам большой пользы. Поэтому, породив в себе правильную мотивацию, пронесите ее через все паломничество».
Так, закончив свои наставления «домашним заданием», геше Джампа с улыбкой пожелал всем счастливого пути.
Евгений Бемеев
Ученый секретарь КИГИ РАН Евгений Бемеев напомнил собравшимся о том, как наши предки посещали святые места в Тибете. Духовные связи калмыцкого народа с Тибетом никогда не прекращались. Калмыцкие ханы, начиная с Аюки-ханаи заканчивая последним Убуши-ханом, который увел большую часть калмыков с берегов Волги, носили ханский титул только после того, как получали печать от Далай-ламы. После того, как большая часть калмыков откочевала с берегов Волги на историческую родину в Джунгарию, связи с Тибетом прервались практически на 135 лет. Возобновил эти связи багш Малодербетовского улуса Дунду-хурульского аймака Бааза-багши Менкенджуев. Еще в 9-летнем возрасте он был определен в родовой монастырь манджиком, где познавал обряды, основы догматики, философии, тибетскую медицину. Его родственные отношения с настоятелем позволяли ему долгое время проводить в библиотеке.Там он познакомилсяс уникальными документами и нашел грамоту Далай-ламыVII (1708 — 1757 г.), которая была выдана в 1756 году калмыкам в период посольства Галдан-Церена. Грамота называлась «Вечная виза» и хранилась уже почти 200 лет.Так в юношеском возрасте Бааза Менкенджуев задумался о паломничествев далекий Тибет.
В 1879 г. Бааза Менкенджуев стал гелюнгом-багши Дунду-хурульского аймака (хурула). А в июле 1891 г.он приступилк осуществление своей мечты, хождение в Тибет. Огромная материальная и финансовая помощь была оказана влиятельным нойоном Церен-Давид Тундутовым. В 1906 году он стал депутатом Государственной думы от калмыцкого народа.
Более двух лет Бааза-багши провел в пути.Он получил благословение самого Далай-ламы, посетил большие монастыри Гандан, Гумбум, посетил озеро Окн Тенгри, Нартанг — монастырь, известный своей типографией, изданием Ганджура и Данджура.Все свое путешествие он описал на «тодо бичиг» в книге «Хождение в Тибет Малодербетовского багши». Это произведение было обработано известным русским монголистом ученым Алексеем Позднеевым. Книга была представлена на Съезде ориенталистов во Франциив Париже.Дело в том, что к этому времени, конец 19-го века Россия и вообще страны Европы были заинтересованы в том, чтобы узнать, что же происходит в Тибете. Тибет до этого времени была очень закрытая, таинственная страна. Ни один европеец не имел возможности добраться до Тибета, до Лхасы.В России это могли сделать представители тех национальностей, которые традиционно исповедуют буддизм. Это были калмыки и буряты. Поэтому Царское правительство России было заинтересовано в возобновлении этих связей.
В1903 г. Бааза-багши стал сотрудником Русского географического общества. Он привез первые сведения о Тибете для всех европейских ученых. Его личные вещи, танка Будды Шакьямуни, текст «Дорджин Джодва» — «Алмазная сутра» были выставлены в Таврическом дворце Санкт-Петербурга и затем были переданы в Русский музей.
После него такое же путешествие совершил Пурдаш Джунгруев. В началеXIX века лхарамба Боован Бадма закончил обучение в Тибетеи вернулсяв Россию.Он стал первым доктором философских, буддийских наук, который получил образование именно в Тибете.
Бааза-багшив своей книге «Хождение в Тибет Малодербетовского багши» пишет о той мотивации, с которойон шел в священную страну «Зуу»: за свой народ перед всем великим поклониться.
«Зуу» — это Лхаса, Тибет, священная страна для калмыцкого народа. От этого слова происходит слово паломник — «зуульч», которое сейчас уже имеет другое значение - путешественник. Но, изначально это слово «зуульч» носило религиозную окраску».
В конце своего выступления Евгений Бембеев пожелал паломникам, как последователям, продолжателям древних традиций — «зуульч», счастливого пути, получить благословение самим и помолитьсяза калмыцкий народ!
Чагдыр Санджиев
Свое первое паломничество по святым местам Индии Чагдыр совершил в 2003 годуво время учебы в Центральном университете тибетских исследований в Варанаси. Небольшой группой калмыцких паломников, среди которых были Арабатр, Хонгр Эльбиков, они посетили святые места за 4 дня.Это был полный экстрим по индийским дорогам, который оставил сильные впечатления.
Многие учителя говорят о том, что если в своей жизни вы посетите все 8 святых мест, связанных с Буддой Шакьямуни, то закроете дорогу в перерождениев трех низших уделах. То есть вы не родитесь ни в аду,ни голодным духом, не переродитесь животным. Вот такую пользу от посещения святых мест могут получить паломники.
Чагдыр рассказал об одномиз святых мест: «Мне лично понравилось несколько мест. Одно из них пещера Махакалы — место, где по преданию, впервые, один продвинутый йогин-практик лицезрел проявление Махакалы. Оно было настолько ужасным, что он не смогсразу же поднять взгляд, чтобы посмотреть в глаза Махакалы. Йогин начал смотреть на Махакалус ног.И точнотак же идет описание Шестирукого Махакалы в священном тексте. В начале идет описание какие стопы у негои т. д. Постепенно привыкая, йогин поднимал глаза и в конце концов смог взглянуть в глазаи выдержать взгляд Махакалы в гневе».
Чагдыр попросил всех сдержаться от актов вандализма. В свое время ему тоже хотелось привезти хотя-бы камешек со святых мест, но он старалсябрать то, что найдет, а не откалывать.При этом собранные в бутылек камешки со святых мест он отправилв Калмыкию для закладки в ступу.
В завершении своего выступления Чагдыр посоветовал: «- Хорошо будет если в таких местах вы найдете время посидеть и заглянуть внутрь себя, как говорил геше Джампа. Не нужно суетиться, бегать, фотографироваться, просто сядьте и расслабьтесь, почувствуйте это место, какое оно. Потому что может у кого-тоне представитесь следующей такой возможности. Так, к сожалению, произошло с одним моим другом, который приезжал в Индию,во время проведения Пуджи долгой жизни Далай-ламе в 2007 году.Я показал ему, все, что можно было показать в Дхарамсале.А потомон вернулся домой и погибв дорожно-транспортном происшествии. Никто не знает точно когда мы умрем, может быть завтра, может быть после того, как съездим, может быть это случится позже. Поэтому ваше паломничество — это очень важные действия и необходимо это понимать. Если вы будете правильно понимать всю значимость вашей поездки то будете порождать соответствующую мотивацию и тогда, действительно польза будет неимоверной для вас самих. Поэтому я вас прошу настроиться очень серьезно. Будьте терпеливы и к своим спутникам, и к руководителям группы. Я сам имел небольшой опыт куратора группы и знаю как это трудно. Слушайтесь, руководители вам плохого не посоветуют, они уже не в первый раз в Индии.Если какие-то проблемы, вопросы, сразу обращайтесь к ним.Ну и конечно же уважайте друг друга. Белой дороги!»
Герел Нурова
Небольшое слайд-шоу продемонстрировала художник Герел Нурова, рассказывая о священных местах Аджанты и Эллоры, занесенных в список мирового наследия ЮНЕСКО. Герел отметила несколько уникальных росписей: «К примеру, удивительное изображение Авалокитешвары – Бодхисатвы сострадания, специалисты считают одним из самых ранних сакральных изображений этого божества. Он прекрасен, гармоничен весь его облик: округлые брови, полуопущенные веки, цветок лотоса в руке, плавные очертания фигуры – от всего веет спокойствием и миром.Но росписисо временем утрачивают былую яркость, обваливаются куски штукатурки вместе с изображениями, все непостоянно, поэтому смотрите во все глаза и запоминайте увиденное.
Здесь жев Аджанте, находится фреска, изображающая белого слона – это одно из воплощений Будды Шакьямуни в предыдущих жизнях. Еще одно очень известное древнейшее изображение Ваджрапани. Его облик строг, он смуглый, его голову украшает роскошная корона. Стоит вглядеться в лицо Ваджрапани, редкое по силе и красоте».
В завершении своего рассказа Герел посоветовала неспешно изучить росписи и прекрасные скульптуры, подумать и возможно помолиться перед древним буддийской посланием культуры.
Для самостоятельного знакомства с историей святых мест паломникам была проведена презентация книги Суниты Двиведи «Буддийское наследие Индии», которая начинается со вступительного слова Его Святейшества Далай-ламы: «Наш милосердный учитель Будда Шакьямуни сказал, что в грядущие времена людям, интересующимся его учением, необходимо рассказывать о местах, связанных с основными событиями его жизни. Им следует говорить, что «здесь Пробуждённый родился», «здесь он достиг просветления», «здесь вращал Колесо Дхармы» и, наконец, «здесь обрёл покой нирваны». Следуя учению о причинно-следственной взаимосвязи, мы верим, что почитание качеств и свершений Будды посредством таких практик, как паломничество, обхождение вокруг святынь и подношения, помогает нам обрести те же достижения. И действительно, продолжает Будда, те, кто верит в его деяния и осознанныв своих поступках, после смерти отправятся в высшие миры».
Таким напутственным словом Его Святейшества Далай-ламыXIV завершилась встреча с паломниками. Каждому была вручена листовка с практическими советами для паломников.