Опубликовал: Валерий Павлов 14 Январь 2013. Опубликовано в Новости сайтов
Сарнатх, штат Уттар-Прадеш,10 января2013 года — Впервые со дня прибытия Его Святейшества в Сарнатх выдалось ясное и теплое утро, и Его Святейшество Далай-лама прибыл к месту проведения учений пораньше. Он посвятил час выполнению подготовительных обрядов к намеченномуна этот день посвящению Авалокитешвары. Затем были прочиталы Мангала сутта на языке пали и Сутра сердца на русском. «Сегодня, здесь, в этом святом месте, проходит последний день учений»,— сказал Его Святейшество. «Васубандху разделял Учение Будды на две категории: изложенное в письменных источниках и духовный опыт. И мы сможем сохранить учение, если будем деятельно изучать и практиковать его; это значит, что нам нужно выслушивать объяснение учений и рассуждатьо них снова и снова,а затем медитировать о том, что мы поняли».
Его Святейшество повторил, что изучение и практика единственный способ сохранить учение Будды. Строить монастыри и возводить статуи тоже нужно, но мы не сможем уберечь традицию, если только этим исчерпывается наша деятельность; нам нужно изучать ее и практиковать.
«Мы сделали из собраний Кангьюра и Тенгьюра объект культового поклонения, и этим ограничивается для нас их ценность.У нас нет привычки открывать эти тома и простоих читать. Изучение этих текстов не должно быть привилегией одних лишь монахов. Миряне —и мужчины,и женщины, должны изучать их и приходитьк пониманию Дхармы. Речь идето понимании устройства нашего ума и о том, как научиться быть счастливыми исходя из этого понимания».
По словам Его Святейшества, учителя дают нам учения, чтобы мы сумели преодолеть сомнения. Затем нам нужно проверить, устоят ли эти учения перед логическим анализом. Мы должны посмотреть на них критически. Некоторые учения следует понимать буквально, тогда как другие нуждаются в толковании. Нужно помнить, что сам Будда призывал своих последователей не принимать его учение на веру,а подвергать его сомнениям и исследовать.
В VIII веке Шантаракшита, Падмасамбхава и царь Трисонг Децен заложили традицию монашества в Тибете.Было проведено четкое различие между монахами в желто-оранжевых одеяниях и последователями тантры, облачающимися в белые одежды. Однако в наше время разница стерлась. Мы видим людей, одетых в монашеские одеяния, которые на самом деле являются главами семейств. Стыдно и бесчестно надевать монашеское одеяние и не соблюдать при этом обет безбрачия. Его Святейшество продолжил: «Сегодня я дарую посвящение Авалокитешвары, относящееся к линии Лотоса, поскольку у тибетцевс этим божеством особая связь. Когда в XI векев Тибете Атиша писал свой трактат “Светоч на Путик Просветлению”,он упомянул практику тантры и очевидно следовал ей сам».
В тантре применяются разные методы для обретения четырех тел Будды. Она называется тайной мантрой, потому что не может быть открыта неподготовленным; мантра – это то, что оберегает наш ум от обыденного восприятия. В этом контексте слово ваджра означает неразрушимое единство метода и мудрости.
Перед тем, как приступить к посвящению Авалокитешвары, Его Святейшество даровал обеты буддиста-мирянина,а после этого провел церемонию порождения бодхичитты, после которой последовали обеты бодхисаттвы. Посвящение Авалокитешвары относится к традиции бхикшуни Лакшми. После завершения посвящения Янгце Чойдже и Лобсанг Тензин возглавили молебен о долголетии Его Святейшества Далай-ламы,на что тот ответил: «Покуда я могу служить другим существам, я буду стараться жить долго». После обеда, Его Святейшество пожелал завершить чтение «Бодхичарья-аватары»: главу девятую о мудростии десятую, посвящение заслуг. Говоря о мудрости, Его Святейшество процитировал Нагарджуну: «Пока мы цепляемсяза самобытие психофизических совокупностей, понимание бессамостности личности будет неполным».
Продолжая чтение девятой главы, Его Святейшество сравнил йогинов, к которым обращается текст, с современными учеными. Хотя Его Святейшеству доводилось встречать ученых, которые казались весьма консервативными и твердо убежденными в своих взглядах, большинство хороших ученых смотрят на мир широко и без предубеждений, они открыты переменам. Дочитав поэму до конца, Его Святейшество вернулся к самому началу и снова прочел первую страницу, а затем сказал: «Мы закончили читать “Бодхичатрья-аватару”. Это были учения, похожие на те, что я обыкновенно даю весной. Сегодня вы разойдетесьи каждый отправится своим собственным путем. Попытайтесь приучить свой ум к тому,о чем говорится в этом тексте. Помните об обетах, что вы приняли, и об обещаниях, что вы даливо время посвящении: размышляйте каждый день о бодхичитте и о пустоте.Если домавы захотите практиковать порождение бодхичитты устремления и бохичитты действия, то можете читать главу вторую и главу третью до 23 строфы, которые описывают предварительную семичленную практику. Таким образом, вы сможете наполнить свою жизнь смыслом».
По традиции в конце учений был предоставлен публичный отчет о финансировании учений, с указанием пожертвований и расходов.Все оставшиесяот пожертвований средства будут переданы местным благотворительным организациям, в частностина поддержку местной школы для детей с ослабленным зрением.
На прощание Его Святейшество сказал: «Давайте посвятим заслуги долголетию лам, миру и гармонииво всем мире, и особенно миру и свободе Тибета. Тибетцы в Тибете сталкиваются сейчас с суровыми испытаниями, но их дух силен. Как говоритсяв молитве “Слова истины”: да будем мы под защитой Заступника Поталы. Спасибо всем».
http://dalailama.ru Перевод: Ольга Селезнева Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)