Печать

Буддизм в искусстве Калмыкии

Опубликовал: Валерий Павлов 16 Январь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

Геден Шеддуб Чой Корлинг (Аршанский хурул) КалмыкияБуддизм — исторически первая мировая религия. И вместе с тем, как это подчеркнул Борхес, это «самая распространенная в мире религия». На территории России наиболее раннее проникновение буддизма было характерно для калмыцкого народа, который принял его более 400 лет назад.

Калмыцкая культура произросла на своеобразной культурной почве элютов, которые жили в красочной стране, где в необъятной степи «раскинулись белые, как счастье, кошмовые кибитки знатных нойонов и зайсангов, да черные, как горькая судьба, кибитки простолюдинов — албатов, кетчинеров и шабинеров». До революции на территории Калмыкии было более 100 монастырей, при которых имелись иконописные и бурханные мастера. В искусстве Калмыкии претворялась самобытная интерпретация традиции буддизма.

При советской власти, конечно, все религиозные формы искусства постарались убрать. В 1943 году калмыки по национальному признаку были депортированы в Сибирь. Однако за время сибирской ссылки калмыки сумели не утратить своей самобытности, связанной с буддийской культурой. К тому же, калмыцкий фольклор, пронизанный буддийскими представлениями, обогатился песнями сибирского цикла. Народный фольклор настолько значителен, что вызывает интерес не только у нас в стране. Его произведения печатали в Вене, Висбадене, Граце, Дюссельдорфе, Инсбруке, Лейпциге и т. д.

Сегодня в районах и в столице республики  построены хурулы, ставшие местом, где происходит религиозная и культурно-образовательная жизнь народа. Остановлюсь подробнее на хуруле «Сякюсн-сюме» (архитектор Владимир Гиляндиков), ставшем центром не только религиозной жизни, но и духовной культуры. Это двухэтажное строение с надстройкой в виде двухъярусной пагоды с северной стороны. В первом этаже — вестибюль, молельный зал, где в глубине располагаются алтарь и большая статуя Будды Шакьямуни. На втором этаже — библиотека, зал для медитаций, малый зал индивидуального приема, несколько жилых помещений для высокопоставленных духовных лиц. В этом культовом сооружении соединились кочевническая архитектура калмыков и буддистские традиции. Соединение диаграммы круга и квадрата выражает многозначную картину мира мандалу — диаграмму, передающую при помощи символов строение Вселенной и всего пантеона ламаистских божеств. Кроме того, мандала может быть посвящена любому божеству — от этого зависят особенности каждой иконы. В храме — позолоченный ганджур с 12 кольцами-ниданами, которые составляют в буддийской космограмме внешний круг Сансары — колеса перерождений. На фронтоне фасадной части храма изображены 2 лани, поднявшие голову к Дхармачакре и Колесу Учения. Изображения эти, символизирующие начало проповеднической деятельности Будды, выполнены в меди мастером Николаем Галушкиным. Колесо Учения имеет 8 спиц — 8 ступеней просветления. Скульптура Будды Шакьямуни со всеми каноническими признаками выполнена скульптором Владимиром Васькиным, создавшим буддистские образы для многих сакральных сооружений, возводимых в Калмыкии. В этом храме много других скульптурных изображений: Цзонхавы, основоположника желтошапочного направления в северном буддизме; Тар, милосердных помощниц бодхисатвы Авалокитешвары; Манджушри, покровителя Знания и Искусства и других образов многочисленного буддийского пантеона.

Живописное оформление храма, естественно, также пронизано буддистскими традициями и канонами: позами, положением рук, символикой цвета и линий, атрибутами, отражающими функциональную предназначенность персонажей — Учителя, Охранителя, Милосердного помощника или Грозного защитника. Свобода художника проявляется в колорите, этнических чертах образов, декоративных приемах.
Настенные фрески тибетских художников, Геден Шеддуб Чой Корлинг, Калмыкия
Многообразное творчество современных художников получает отражение на многих выставках. Сегодня мы видим обращение к традициям буддийского искусства. Наряду с канонами художники вводят элементы пейзажа своего региона, этнические особенности внешности облика образов и атрибуты реального окружения. Но и в годы советской власти в их творчестве ощущалось влияние мотивов народного эпоса.

23 мая 2009 года в Элисте состоялась грандиозная церемония Цам, первая за последнее столетие в России. 32 тибетских монаха из монастыря Дзонкар Чоде, где на протяжении 700 лет сохраняется традиция этой мистерии, продемонстрировали ритуальные танцы. В танцах Цама проявляется естественная природа буддистских божеств — защитников живых существ и природы. Они изгоняли силы зла, способствовали возвращению в Калмыкию глубины и многогранности буддистского учения. В церемонии приняли участие 8 тысяч человек.

Костюмированные танцы мистерии Цам возникли в древности. В VIII веке они были усовершенствованы основателем тибетской Тантры Падмасамбхавой и другими буддистскими ламами. Исполняют Цам монахи-мужчины, но есть также несколько женских монастырей, практикующих ритуальные танцы.

Культура и искусство Калмыкии весьма представительны и во многом имеют длительную и интересную историю, пронизанную буддийскими представлениями. Так, академик Б. Я. Владимирцов назвал Калмыкию второй после Индии родиной сказки, имея в виду древнеиндийскую книгу «Панчатантра» и калмыцкий сказочный цикл «Волшебный мертвец». В этих сказках иной мир может быть расположен и на земле, и на небе, и под землей. Такое трехмирие находит свое отражение в мифологии монгольских народов и связано в конечном итоге с буддистскими представлениями. Сказки эти хранили сказители — джангарчи и туульчи, передавая из уст в уста, «из хотона в хотон древние предания и песни о подвигах легендарных батыров — могучего и справедливого Джангра, Хонгора Алого Льва, Савра Тяжелорукого и ясновидца Алтана Цеджи».

В обрядовой поэзии калмыков большое значение приобретают разного рода благопожелания. Они могли быть связаны с разными обрядами или бытовыми представлениями. Это могут быть: йорял (благопожелание), магтал (восхваление), харал (проклятие), яс кемялгн (рассказывание по кости), свадебные песни, тарни (заклинания). Широко были распространены песни-магталы, песни-гимны, восхваляющие божества и священнослужителей.

«Джангар» — это цикл эпических поэм. В них рассказывается о подвигах калмыцких богатырей и их предводителя Джангара. Этот эпос включил основные особенности буддистского миросозерцания. Здесь мы видим «сплетение различных жанров народной поэзии: пословиц и поговорок, благопожеланий и проклятий, од (магталов) и песен… Имеются и некоторые сведения о народных танцах».

Как и все виды творчества, танцевальное искусство Калмыкии пронизано буддистскими ценностями. Несомненно, буддизм предполагает и музыку. В наше время есть возможность услышать записанные А. Д. Рудневым в июле 1904 года в Сарепте ламаистские молитвы.

Восточный орнамент также отражает буддистские символы. Орнамент у калмыков носит объемный характер, обусловленный тональной разработкой каждого цвета. Он украшает бытовые предметы, пространство интерьера кибитки и ее частей.

В современном искусстве Калмыкии отражается «мудрость предков».

Светлана МАХЛИНА, профессор, г. Санкт-Петербург

газета “Известия Калмыкии”

Буддизм в Калмыкии:http://khurul.ru/?p=13004