Печать

В селе Цолга пройдет благотворительный концерт

Опубликовал: Валерий Павлов 11 Июнь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

15 июня на Сурхарбане в селе Цолга пройдет благотворительный концерт с участием ведущих артистов Бурятии. Издательский дом «Информ Полис» проведет на Сурхарбане марафон в пользу продолжения строительства одного из первых дацанов за Байкалом 

Долгое время руины, оставшиеся от Цолгинского дацана, были напоминанием о гонениях на религию 30-х годов. Даже спустя два столетия остатки фундамента и двух белых стен поражают качеством кладки старинных строителей. Это один из первых каменных дацанов Бурятии. До этого большая часть дацанов строилась из дерева русскими плотниками или бурятами, перенявшими у них секреты деревянного зодчества. Недаром ученые отмечали, что первые бурятские деревянные дацаны больше походили на православные часовни.

На марафоне прошедшем три года назад, верующие и духовенство решили оставить разрушенные стены как немой укор и свидетельство страшных лет безверия. Сейчас рядом идет строительство храма, почти полностью повторяющего бывший храм Цолгинского дацана.

У него одна из самых интересных историй. Сама местность вокруг овеяна древними легендами. Неподалеку от дацана находится знаменитая Меркитская крепость, где получил боевое крещение юный Чингисхан. В «Сокровенном сказании» монголов упоминается долина Бооро-хэрэ, где и произошла первая битва Тэмуджина с меркитами.

«Когда Чингисхан прибыл и разбил меркитов в Бооро-хэрэ, он поставил свое девятибунчужное знамя, по-монгольски «туг». От этого и произошло название Тугнын тала — Тугнуйские степи» – так гласит предание.

Первые буддисты Бурятии

1712 год — 150 лам тибетского и монгольского происхождения бегут от военных беспорядков на бурятские земли и начинают проповедовать буддизм. Это не нравилось царской власти, заинтересованной в сокращении потока бурятских паломников в зарубежные религиозные центры и связях с ними.

1727 год — переговоры графа Саввы Рагузинского на реке Бури с монгольским Цэцэн-ханом о разграничении земель завершаются договором об установлении границы. Буринский договор 1727 года установил границу от Кяхты до верховьев Енисея – на западе и до речки Горбица на востоке.

Первыми в 1730-х годах появились дацан в местности Эрхэ Бурэнэ у селенгинских цонгольских родов и на притоке Тугнуя и Зандина. Здесь на окраине земель хори-бурят появились два деревянных дацана. Один на северной стороне старинного тугнуйского улуса Зандин Хабсагай. Сейчас на его месте стоит ступа.

Первыми священнослужителями дацана у Зандина были два монаха из числа 150 монгольских и тибетских лам, прибывших в 1712 году. По преданиям местных жителей, иноземные ламы богослужения проводили порознь, меж собой не ладили, по ночам в небо пускали зажженные стрелы, удивляя и пугая местных жителей.

1740-е годы — императрица Елизавета Петровна для лояльного отношения со стороны местного населения и для охраны границ признает буддизм в России и утверждает штат в 150 лам. Начинается широкое распространение буддизма.

1753 год — тугнуйские буряты переносят два дацана на северную сторону притока Тугнуя — Сулхару и строят новый деревянный дацан. Его первый шэрээтэ — лама Лубсан Сампил. Местные старожилы, знатоки старины, склонялись к тому, что он все же был тибетцем или монголом.

Приглашение большого числа тибетских учителей и обучение бурят-монголов в тибетских религиозных школах привело к тому, что тибетский язык стал считаться языком высокой учености. Старомонгольское письмо было средством письменного общения среди населения.

Ученый и политик

Во времена императора Николая I «специально послан в Восточную Сибирь с целью составления положения о буддистах действительный статский советник и кавалер разных орденов барон Шиллинг фон-Канштадт». Вместе с ним бурятские дацаны мог бы посетить его друг Александр Пушкин. Известно, что великий русский поэт даже просил царя включить его в состав делегации Шиллинга, но в последний момент получил отказ. В науке Шиллинг больше известен как изобретатель электромагнитного телеграфа, электрического способа подрыва минных зарядов, ввел в России литографию. Именно его усовершенствования, внесенные в технику литографии, дали возможность печатать китайские, монгольские, тибетские тексты. Шиллинг побывал в Кяхте, в Иркутске, изучал законы и порядки. В результате проверки установлено, что буддизм исповедуют четыре селенгинских полка казачьих войск, хоринские и агинские жители, 16 родов хамниган, жители Баргузина, Тунки, Алари. Шиллер обосновал строительство Цолгинского дацана на основании общественного приговора на добровольные пожертвования народа.

— К нему обратились с просьбой дать разрешение на постройку нового дацана предводители харганатского рода. Так, благодаря ученому Шиллингу после Тугногалтайского появился Цолгинский дацан,— говорит профессор Владимир Будаевич Цыбикдоржиев.

Для строительства и устройства храма необходимо соблюсти множество правил. Всем им соответствовал Цолгинский дацан: «на востоке — широко простирающее открытое пространство, на юге — загруженное валунами, на западе — выпуклая поверхность, а на севере — горы наподобие задрапированной занавеси… Вдоль реки в южном направлении должны быть заросли, … необходимо, чтобы вода не образовывала водоворотов».

Как и для всех буддийских храмов, для Цолгинского дацана выбрали изолированное место за рекой Сулхара, которое служило знаком полной отрешенности монастыря от мира и всего мирского.

Китайский импорт

— Камни для дацана собирали по всей Бурятии, несколько дней вымачивали в воде. А строить пригласили китайских мастеров из самого Пекина,— вспоминает рассказы своего отца-ламы Тугдум Дашиевич Ендонов,— рвали особую траву в местности Улзытэ, варили с молоком, яйца добавляли. Полученным раствором вместо цемента заливали камни так, что они образовывали идеально гладкие стены.

Из Китая же привезли не только строителей, но и множество прекрасных высоких статуй. Гунгарбу (божницу) для них изготавливали сами ламы. Великими дарханами не зря называл народ Соембо-ламу и Гончик-ламу. В XIX веке дацаны стали специализироваться как ремесленные центры. Если Оронгой славился художественной обработкой дерева и строительным мастерством, Эгитуйский дацан — резьбой типографских матриц на тибетском и монгольском языках, то Цолгинский считался центром литья из цветных металлов. Он славился еще и тем, что в нем впервые было начато изваяние различных буддийских божеств из латуни и бронзы. В этом была немалая заслуга цолгинских лам, искусных ваятелей скульптурных изображений бурханов, которые до сих пор сохранились во многих семьях цолгинских бурят.

1842 год — при Цолгинском дацане числится 32 ученых ламы.

Первый учебник на бурятском языке

1857 год — шэрээтэ ламой Цолгинского дацана становится Ринчен Номтоев. Во многом благодаря этому уникальному человеку Цолгинский дацан быстро прославится высокой ученостью лам и богатейшей библиотекой духовной литературы и даже своей типографией. Это была редкость по тем временам, поскольку на типографию требовалось разрешение губернских властей. Здесь печатались обиходные обрядники и молитвенники, для простых верующих выпускали сборники назидательных рассказов, басен, сказок, афоризмов, поэм, житийных историй, грамматики монгольского языка, тибетско-монгольские словари.

При этом единственным способом овладения старомонгольской письменностью было домашнее обучение и самообразование. Церковно-приходские школы работали лишь в Верхнеудинске и Троицкосавске, ныне Кяхте. Не все буряты могли отправить детей в эти школы. Понимая это, шэрээтэ Цолгинского дацана Ринчин Номтоев в 1859 году открыл одну из первых приходских просветительских школ. Ныне это Цолгинская средняя школа. Тогда это было второе училище в Хоринском ведомстве. Ринчин Номтоев получил право преподавания, сдав экзамены в Верхнеудинском уездном училище.

— При ее открытии не было никаких учебников. Ринчин Номтоев, чтобы как-то восполнить этот пробел, решил составить монголо-бурятский учебник. Им был написан «Самоучитель, или Российская азбука с переводом на монгольский язык для учеников монгол-бурятских» — так длинно называлась эта азбука,— рассказывает учитель бурятского языка Татьяна Санжиевна Бимбаева.

Учебник цолгинского ширетуя уже в начале 1864 года был напечатан в типографии Казанского университета в количестве 400 экземпляров. Это была самая первая учебная книга на бурятском языке.

Результаты просветительской деятельности сказались и на том, что богатейшие люди из Цолги, три брата Добдоновы, обучались в русских школах, а их дети — в университетах Петербурга и Владивостока. Богатством отличались их усадьбы, загороженные забором на русский образец, с воротами, покрашенными зеленой краской. Впереди усадьбы 11 сосен, символизирующих 11 хоринских родов. В верховьях речки Гашей Добдоновы выстроили мельницу.

1912 год — загородив Сулхару, протянули трехверстовую канаву для полива покосов, которая действует и в настоящее время.

Время утраты

В воспоминаниях о ламах и хувараках Цолгинского дацана Дашимы Галдановны Ринчиновой и Тугдума Дашиевича Ендонова неожиданно прозвучали известные имена — Хоца Намсараев, Цыренжап Сампилов, Чойжи-Нима Генинов. Оказывается, будущие знаменитости — классик советской бурятской литературы Хоца Намсараев и основоположник бурятской светской живописи художник Цыренжап Сампилов — вместе с актером Чойжи-Нимой Гениновым первое образование получили в дацане.

— Вместе с ними мой отец учился на эмчи-ламу в Цугольском дацане. Он вспоминал Намсараева как большого острослова. А будущий художник Цыренжап Сампилов постоянно рисовал на него шаржи, однажды попросил моего отца передать Намсараеву письмо. Вместо письма оказались смешные рисунки барана (имя Хоца переводится как баран),— улыбается Тугдум Дашиевич.

Потом пути классика бурятской литературы с буддизмом разошлись. Среди малоизвестных фактов биографии Хоца Намсараева — вступление в 1925 году в большевики и выпуск в 1930 году 7 «антирелигиозных» книжек. В октябре 1930 года Хоца Намсараев был начальником Усть-Тугнуйского отряда по подавлению кулацкого мятежа в Мухоршибири.

«При закрытии Цолгинского дацана Мухор-Шибирского аймака в начале 1934 года со всех томов Ганжура и Данжура были сняты обертки, а сами книги выброшены на улицу и уничтожены»,— гласит информация Антирелигиозного музея в ЦИК БМАССР.

Уже в годы застоя во время военных учений танком разрушен сохранившийся угол двух стен храма. В пещере, находящейся неподалеку от дацана, школьники и по сей день находят спрятанные ламами ценности: танки, статуэтки и книги.

— Лам арестовывали по ночам. На территории дацана разместили заготконтору,— вспоминает Бимба Сангадиевна Дашимолонова.— Стены, которые не могли сломать, взрывали, стреляли из пушек и пулеметов.

Следы тех безбожных лет оставили на остатках стен надписи типа «Здесь был Вася». Многие из них датируются 1941, 1958 годами.

Марафон по возрождению дацана в 2008 году, в котором участвовала и наша редакция, позволил собрать средства на кирпичи для первого этажа, на 3 млн рублей от представителя ГК «Метрополь» Баира Цыренова купили и поставили дом для рабочих, провели электричество, организовали водоснабжение.

Совет по строительству Цолгинского дацана приглашает всех принять участие в марафоне и оказать посильную помощь в восстановлении его былой славы.

Реквизиты банка: ОАО Россельхозбанк
БИК 0481 42727
Корреспондентский счет 301 018104 00000000727
Бурятский РФ ОАО Россельхозбанк
Расчетный счет 407 038 107 590 1 0000003
ИНН 031 4887721

Телефон шэрээтэ Цолгинского дацана Цырен ламы: 604 691

Андрей Ян (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=11598