Опубликовал: Валерий Павлов 20 Июнь 2013. Опубликовано в Новости сайтов
Мельбурн, Австралия, 18 июня2013 года – Утром по приглашению сиднейского Фонда мира Его Святейшество Далай-лама принял участие в беседе “Этика для всего мира”, проходившей в здании парламента Нового Южного Уэльса, где собрались около ста семидесяти студентов и других слушателей. В начале беседы отдали дань уважения исконным владельцам этих земель – народу кадигал, отметив, что аналогичным образом, исконными владельцами тибетской земли являются тибетцы. Обмен мнениями начался с вопроса журналиста Эй-Би-Си Эндрю Уэста, который спросил Его Святейшество, что же происходит в Тибете?
Далай-лама ответил: “За последние шестьдесят лет были времена, когда события развивались довольно хорошо, бывали времена, когда события развивались плохо, но иногда складывалась очень серьезная ситуация, такая как сейчас”.
Эндрю Уэст упомянул о ста девятнадцати самосожжениях, которые произошли после 2009 года.Его Святейшество ответил, что все это очень печально, и тибетцы много страдают. Современный Тибет наполнен страхом. Он рассказало встречес группой молодых китайцев в 90-х годах. Один из них тогда заметил, что в Китае царит атмосфера страха и подозрений,и никтоне может открыто высказывать свои мысли и чувства.
На вопрос о роли религии в разжигании конфликтов, Его Святейшество заметил, что не стал бы возлагать вину на религиозные идеи и учения, скорее это дело рук религиозных организаций. Он добавил, что религии учат нас любви, состраданию, терпимости и самодисциплине;можно лис этимне согласиться?С другой стороны, религиозные организации всех стран мира зачастую несвободны от предвзятостии коррупции.Что касается столкновений между буддистами и мусульманамив Бирме, источник проблемы, по мнению Его Святейшества, нужно искать скорее в экономическойи политической сфере, чем в религиозной.Его также очень приободрило сообщение о том, что один из буддийских монастырей предложил убежище мусульманам.
Эндрю Уэст попросил Его Святейшество рассказать о своей новой книге “За пределами религий: этика для всего мира”.
“Взгляните, что лежит в основе человеческой природы. Наши матери подарили нам жизнь, и мы выжили благодаря их заботеи любви.Если бы мать оставила нас, мы бы умерли. Любовь и нежность, которую мы получилив раннем детстве, наделила нас самих способностью любить. Однако, взрослея, мы склонны думать, что прекрасно можем позаботиться о себеи сами,и нам ни к чему любовь и поддержка других. И все жемы социальные животные, само наше существование и возможность прожить счастливую жизнь зависят от остального сообщества. Необходимо найти приемлемый способ внедрить воспитание основных общечеловеческих ценностей в современную систему образования”.
К Его Святейшеству снова обратились с вопросомо насилиина почве религии, на чтоон повторил, что подобные конфликты зачастую возникают на базе экономических проблем, хотя иногда причины могут крыться в косностии стремлениик обособленности, хотя такой подход безнадежно устарел. Его Святейшество спросили, можно ли учить в школах, что только одна религия права, а остальные ошибаются? Его Святейшествона это пошутил, что если вы так горячо верите в бога-творца, то должны признать, что наряду с другими вещами, он сотворил также буддизм и Будду.С другой стороны, сказал Далай-лама,с его стороны было бы неразумно полагать, что он может обратить в буддизм все семь миллиардов человек, живущих на Земле. Конечно, на самом деле, он и не собирается этого делать, напротив, всегда советует людям придерживаться родной религии. “Мир стал многорелигиозным, многокультурным единым образованием, в котором лучше сохранять верность религии, в которойвы родились.Мне стало известно, – сказал Его Святейшество, – что в Монголии корейские христианские проповедники ведут миссионерскую деятельность. Когда мы с ними встретились, я сказал, что Монголия буддийская страна, поэтому лучше не распространять здесь другую веру”.
Говоря о будущем, Его Святейшество выразил надежду, что последующие поколения будут получать образование, дающее пищу не только мозгу, но и воспитывающее душевную теплоту в их сердцах.Он заметил, что огромное число мировых лидеров готовы лгать и обманывать,и изменить эту ситуацию можно при помощи образования. Он сказал, что религия, конечно, это хорошо, но в отличиеот нее светская этика обращается к интеллекту всех людей. По сути своей она воплощает общечеловеческие ценности, на основе которых можно построить мирное, более милосердное общество.
В завершение Его Святейшество заметил, что и бывшийпремьер-министр Китая Вэнь Цзябао, и заключенныйв тюрьму правозащитник Лю Сяобо, говорят о необходимости строить более свободное и открытое общество в Китае,и будет замечательно, если свободные страны мира выразят поддержку этим начинаниям.
Профессор Стюарт Рис поблагодарил члена верхней палаты парламента Нового Южного Уэльса Джона Кая за помощьв организации встречи, а Его Святейшество за то, что он нашел время посетить ее. Когда тибетский духовный лидер покидал здание парламента, его провожали теплыми словами многие друзья и сторонники. Затем Его Святейшество поехал в аэропорт Сиднея, откуда вылетел в Мельбурн.
Все пять тысяч восемьсот мест на публичную лекцию в Мельбурне были распроданы задолго до дняее проведения. Перед тем, как на сцену поднялся Его Святейшество, Тензин Чогьял исполнил песню, а Кинзом Дхонду, представитель совета по австралийско-тибетским отношениям, рассказал о поддержке Тибета. Еще один давний друг Его Святейшества, известный активист по работе с молодежью, Лес Твентимэн представил тибетского духовного лидера зрителям, которые выразили свою радость от встречис Его Святейшеством бурными аплодисментами.
“Братья и сестры, – начал Его Святейшество, – я на самом деле очень рад снова побывать здесь и встретитьсяс вами.Не так давно я посетил сессию Парламента мировых религий, которая проходила в этом зале. Последние несколько дней я провелв Сиднее, а до этого пробыл четыре дня в Новой Зеландии, где у меня тоже была возможность поделиться с людьми своими мыслями и переживаниями.Я считаю, что самое главное – это единство нашей семимиллиардной человеческой семьи; физически, эмоционально и ментальномы одинаковы.Мы все хотим жить счастливой жизнью и у насу всех есть на это полное право”. Он сказал, что отличительной чертой людей является высокоразвитый мозг, но зачастую,к сожалению,мы используем его, чтобы создавать проблемы. Например, мы развиваем технологии, чтобы облегчить жизнь, но в то же время используем их и в военных целях, чтобы посеять смятение и ужас. Чтобы уравновесить наш интеллект, необходимо развивать теплоту сердца и искреннюю заботу о благе других. Только сострадание наполнит нашу жизнь смыслом. Без душевной теплоты не возникнет доверия, а не питая доверия к другим,их легко обманывать и эксплуатировать. Недоверие, страх и подозрительность разрушают покой ума.
“Если наш ум спокоен, мы чувствуем себя счастливыми. Если жемы будем лукавить, убеждая самих себя, что деньги приносят счастье, то счастливыми не станем. Здравый смысл подсказывает, что истинный покой ума достигается только с опоройна душевную теплоту”.
Университеты Мэдисона, Висконсина, а также Стенфордский университет провели исследования о влияниина людей простой тренировки в сострадании. Участники эксперимента на протяжении трех недель от получасадо часав день проводили в размышленияхо внутренних ценностях. Перед началом эксперимента у них измерили кровяное давление, оценили уровень стресса и некоторые другие показатели. По окончании трех недель снова провели медицинское обследование, и обнаружили, что показатели улучшились. Эксперимент показал, что покой ума благотворно влияет на физическое самочувствие.
Его Святейшество еще раз подчеркнул, что если мы трезво посмотрим на окружающих, то обнаружим, что счастливее живут те семьи, в которых больше любви, а не те, в которых больше достатка.
“Некоторые думают, что сострадание может быть связано только с религиозным мировоззрением, – продолжил Его Святейшество, – но это большая ошибка. Сострадание помогает на быть счастливыми изо дня в день. Сострадание рождает ненасилие и внутреннюю силу, в то время как агрессия и гнев – это признаки слабости. С момента появления на светмы окружены любовью и нежностью;на этой благодатной почве позже мы можем взрастить в себе любовь и сострадание.Гнев и страх тоже часть нашей жизнь, но онине приносят ничего хорошего”.
Доброе любящее сердце – это залог счастливой жизни, и необходимо искать пути продвижения общечеловеческих ценностей. Традиционно все религии стремятся воспитывать в нас добросердечие наряду с любовью, состраданием, терпением и терпимостью.В Индии все крупные мировые религии мирно и гармонично сосуществуют бок о бок,на живом примере показывая, что религиозное взаимоуважение возможно. Однако не существует религии, общей для всех, поэтому в наши дни ученые, преподаватели и многие другие думают о том, как ввести в современную систему образования светскую этику.
”Когда я встречаюсьс людьми,я размышляюо том, как нам продвигать внутренние ценности и как, опираясь на эти ценности, построить в двадцать первом веке эру мира и милосердия”.
Актриса Магда Шубански прочла несколько вопросов, которые передали Его Святейшеству из аудитории.На одиниз них – в чем источник зла – Его Святейшество ответил, что с буддийской точки зрения все отрицательные мысли возникают из неведения. Положить конец разрушительным действиям и их последствиями научиться помогать другим мы можем только, осознав истинную реальность. На вопрос, что можно изменить в современном мире, он сказал, что в течение своей жизни был свидетелем чудовищного насилия, которое вылилось в беззаконияи кровопролитные войны двадцатого века. Его Святейшество надеется, что двадцать первый век станет эрой мира и диалога.Как человек, посвятивший себя делу продвижения общечеловеческих ценностей и межрелигиозной гармонии, он верит, что люди истосковались по мирной жизни. Множество молодых людей пресытились войной и насилием.Все больше людей склоняются к пониманию того, что применение оружия ведет к катастрофе.
На вопрос, как медитация помогает уменьшить страдания, Его Святейшество ответил, что одной медитацией проблему не решить. Медитация помогает преобразовать себя, но для того, чтобы изменить мир, необходимы реальные действия, направляемые состраданием.
Перед тем, как покинуть зал, Его Святейшество обратился к собравшимся, особенно к юному поколению двадцать первого века, с просьбой серьезно обдумать то,о чемон сегодня говорил. Если это покажется им интересным, он попросил поразмышлять об этом еще, поговорить с друзьямии родными. Однако, если они не видят смысла в его словах, он посоветовалих просто забыть.
На следующий день Его Святейшество подарил учения в Мельбурне.Он даровал объяснения по Сутре сердца на утренней сессии и по произведению геше Лангри Тангпы ”Восемь строф о тренировке ума” на дневной.