Печать

На заседании клуба «Манджушри» говорили о значении монашества в буддизме

Опубликовал: Валерий Павлов 27 Июнь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

На заседании клуба "Манджушри"25 июня прошло заседание клуба «Манджушри», тема которого “Монашество в буддизме”.  Заседание открыла заведующая библиотекой центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Надежда Бакараева:

— Наш шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче на своих лекциях всегда с гордостью говорит, что, хотя у нас пока мало монахов, но наши они  держат в чистоте монашеские обеты. Главное не в количестве, а качестве. И мы, верующие, тоже испытываем чувство гордости за нашу монашескую Cангху.

Но, что значить быть монахом, держать в чистоте монашеские обеты, мы плохо себе представляем, поэтому, может быть, у нас не так много монахов. Нет желающих посвятить свою жизнь пути монаха. Если до революции у нас было более двух тысяч монахов, то сегодня  это далеко не так. Нашлись у нас и те, кто просто, можно сказать, из корыстных побуждений облачается в  монашеские одеяния — обманывает людей. Об истинном значении монашества расскажет монах центрального хурула Калмыкии Санал Мукубенов.

Санал объяснил, какое большое значение имеют принятые обеты: 253 обета гелюнга,  36 обетов у гецула и 5 обетов у  генина (мирянина).

— Есть люди, которые ведут правильный образ жизни, совершают добродетели и не совершают дурных поступков, но при этом они не держат обеты. И есть те, кто принял обеты и не совершают неблагих поступков, и тем самым накапливают больше благих заслуг — «буин», чем тот, кто не принимал обеты.

Заслуги накапливаются в силу того, что в потоке сознания этого человека есть принятый обет, то есть он осознанно практикует, например, обет отказа спиртных напитков или целибат. Такой человек, когда он совершает поклоны, простирания, обход священных мест, начитывает мантры, то  накапливает больше благих заслуг, чем тот, кто совершает то  же самое, но не принял обеты.

Монах, который в чистоте держит обеты, накапливает заслуги даже когда спит. Эти заслуги накапливает не только он сам, но и родители монаха.

Не надо стесняться спрашивать монаха о том, какие обеты он держит, где он учился, сколько времени он посвятил учебе и кто у него учитель. В том, что вы расспросите монаха, нет ничего плохого.

Например, среди тибетцев редко встретишь человека, который называет себя монахом и при этом не соблюдает обетов. Это объясняется тем, что у тибетского народа высокий уровень буддийских знаний. Поэтому такого самозванца просто поднимут на смех.

В Калмыкии же ситуация другая. Люди плохо разбираются в том, кто может называть себя монахом. Бывают случаи, когда у неизвестно откуда взявшегося монаха висит объявление: «излечиваю, омолаживаю» и так далее, «стоит столько-то» и люди идут, не подвергая сомнению такие заявления. Но Будда говорил, что даже его слова мы должны подвергать сомнению. Раз мы можем подвергать сомнению слова Будды, то проверить утверждения обычного человека, мы тем более имеем право. Почему же мы этого не делаем? Вы приходите к такому человеку и просите его почитать молитву, чтобы удалить препятствия, сложности, возникшие у вас. Но может ли он на самом деле помочь вам, хотя бы правильно прочитать молитву, вам совершенно неизвестно. Вы даже не обращаете внимание на то,  что человек не соблюдает и 5 обетов мирянина, а не то, что монаха.

Буддийский монах Санал Мукубенов, КалмыкияЕсли поведение такого человека не соответствует сану монаха, но, благодаря монашеским одеждам, он пользуется доверием верующих и обманывает их, тем самым приносит  большой вред монашеской общине, дискредитирует звание монаха.

Даже до революции у калмыцкого народа было больше понимания о представителях духовенства. Был верховный лама калмыцкого народа.  Далее шел багши, потом гелюнги, далее гецулы, и  манджики — это те, кто держал обеты генина, миряне. Какие обеты у генина, у гецула, вы должны знать, понимать каким на самом деле должен быть монах.

Об этом не случайно часто говорит на встречах с верующими Его Святейшество Далай-лама. По мнению духовного лидера, монахи всех направлений буддизма «должны изучать Дхарму, быть смиренными, вести простую жизнь и посвящать себя медитации». Он жестко говорит  о тех людях, которые позволяют себе носить монашеские одеяния, не являясь монахами. «Это причина упадка буддийской Дхармы», ― считает Далай-лама.

Нам нужно четко понимать, кто перед нами ― монах или мирянин,— часто говорит Его Святейшество.

«Если вы монах, то носите соответствующие монашеские одежды. Но если вы их надели, то обязаны соблюдать обет безбрачия», ― заявил Далай-лама, подчеркнув, что «путаница в одеждах» недопустима и чревата большими трудностями.

О проблеме ношения монашеских одеяний людьми, не являющимися буддийскими монахами, упоминал и 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже на учениях, приуроченных к Большому молитвенному собранию линии Кагью в Бодхгае.

«Если человек совершает подношения монаху, то накапливает огромные духовные заслуги, ибо делает подношения одной из Трех Драгоценностей буддизма ― Драгоценности Сангхи. Но если перед ним всего-навсего переодетый мирянин, то он в лучшем случае практикует щедрость», ― отметил Кармапа, добавив, что духовные лица еще и по этой причине не должны вводить в заблуждение мирян.

Заседание клуба “Манджушри” прошло в живой беседе. Участники говорили об  исторических фактах, рассказывали довольно смешные истории из современной жизни, когда самозваный монах уличался в обмане тем, что держал текст молитвы верх тормашками.

Полный текст выступления Санала Мукубенова мы представим позже, необходимо время для работы с аудиозаписью. Все лекции буддийского монаха будут  собраны в небольшие брошюры, которые можно будет почитать в библиотеке хурула.

Надежда БАКАРАЕВА,

заведующая библиотекой центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=14822