Печать

Земля счастливого Учения

Опубликовал: Валерий Павлов 29 Июнь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

Необычный университет


Университет «Даши Чойнхорлин» не испытывает недостатка желающих стать ламами, даже несмотря на демографические провалы в рождаемости. В этом учебном заведении учатся не только жители Бурятии, много студентов из других регионов России. Как и все высшие учебные заведения, этот вуз начинает набор студентов в августе.

Он начал работу в 1991 году, когда получил государственную лицензию высшего учебного заведения. Его основной задачей является возрождение традиций буддизма и востоковедения в России, подготовка штатных лам-священнослужителей для активно восстанавливающихся дацанов этнической Бурятии, ученых-буддологов и воcтоковедов, специалистов-переводчиков, эмчи-лам (лекарей). Студенты осваивают буддийскую философию, логику и гносеологию, тантру, ритуалистику, медицину, астрологию и многое другое. В основе занятий лежит традиция школы «гелуг». Изучаются старобурятская письменность, тибетский и английский язык, компьютерная грамотность, история и этнография. Студенты также практикуются в переводе канонических текстов. Преподавателями университета являются учителя, окончившие курс обучения в Дрепун Гоман дацане (Южная Индия) и получившие ученую степень геше.

Буддийские художники

Шестнадцатилетний Чимит приехал из Калмыкии, обучается в университете первый год. По его словам, он сам выбрал этот путь, на его решение не повлияли родители, хотя они говорили, что в его роду были ламы. Сейчас он работает над изображением Гаруды – царя птиц, мифического существа. На родине он один год обучался живописи.

— Танка – это особое религиозное искусство Тибетского Буддизма. Материал, который мы используем для танка — это льняная или хлопчатобумажная ткань. Он натягивается на деревянный подрамник. Затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируется с обеих сторон. Начинаем мы работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. После этого начинается процесс живописания. Используемые пигменты в живописи танка — это непрозрачные минералы, как, например, малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать танка более стойкой. Последней и самой важной частью работы над танка является живописание золотом. После окончания танка вшивается в парчовое обрамление. После этого совершается обряд освящения танка, который проводит опытный Лама.

Олег ушел с третьего курса Забайкальского госколледжа. Ему оставалось учиться полтора года. Год он учился в своем дацане на родине. Потом продолжил обучение в университете. Молодой человек собирается принять полный монашеский обет. Сейчас он на третьем курсе. По его мнению, чтобы писать танки необходимо обладать талантом. До университета он не занимался живописью, но ему всегда легко давалось черчение.

— Желание стать ламой пришло ко мне как-то само собой разумеющееся. Первое время мне было нелегко, но я собираюсь посвятить свою жизнь учению Будды. Сейчас рисую защитников учения. Это кропотливый труд, требующий большого внимания и старательности. На танка обычно изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. Размеры танка изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие танка часто исполняют большие группы художников, а на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы.

Буддийская философия

В основе занятий университета лежит философия школы гелугпа, которая дополняется изучением тибетского, английского, русского и бурятского языков, основ информатики, истории и этнографии, культуры и искусства народов Центральной Азии. Студенты постоянно практикуются в переводе канонических текстов. Преподавателями института работают тибетские и бурятские ламы.

— Сначала хувараки изучают логику, чтобы научиться правильно обосновать свои суждения, развить аналитический склад своего ума. Вечером мы проводим диспуты, где студенты обсуждают между собой философские трактаты. Это один из методов изучения буддизма. Задающий вопросы ходит по экзаменационному залу и задаёт вопросы экзаменуемому, сидящему на коврике для медитации, который должен отвечать на вопросы,— сообщает учитель философии Гармажап лама.

В буддийских монастырях широко распространена традиция проведения философских диспутов. Диспут по традиции проходит в форме яростного спора между «ведущим», экзаменатором, задающим каверзные вопросы по основам буддизма, и «защитником», экзаменуемым на предмет его знаний учения и умения отстоять свою точку зрения. Диспуты сопровождаются определенным набором жестов: каждый вопрос принято подчеркивать громким хлопком правой ладони по вытянутой вперед левой руке, что похоже на довольно агрессивный выпад. Цель ведущего – сбить отвечающего с толку, заставить усомниться в своей позиции. Ответ должен быть дан в установленный краткий срок, оценивается и быстрота реакции, и знания, и твердость убеждений отвечающего.

Сам 29-летний Гармажап лама поступил в университет в 2000 году. Чтобы стать багшой- учителем ему потребовалось почти десять лет. Сейчас в необычном вузе обучается около 150 хувараков. Среди них есть студенты с Украины, Прибалтики, которые достигают высоких результатов в изучении буддийской философии.

Распорядок дня

По словам Ганжур ламы, хувараки восемь лет изучают буддийскую философию, затем выбирают специализацию: астрологию, тибетскую медицину или же становятся буддийскими живописцами. Желающие стать буддийскими священнослужителями, прежде чем попасть на учебу в университет, проходят собеседование, сдают компьютерное тестирование и пишут изложение.

После зачисления хуварак дает обет послушника. В основном обеты относятся к укрощению ума, тела, речи и сознания. Нельзя курить, употреблять спиртные напитки и наркотики. За опоздание, неготовность к занятиям предусмотрено наказание. Хуварак должен сделать 108 простираний. Полный же монашеский обет предполагает более двухсот ограничений.

В целом у хувараков, в отличие от обычных светских студентов, спартанские условия жизни. Живут студенты буддийского университета, так же как и ламы, в небольших деревянных домиках, печки топят сами. Их день полностью занят работой и учебой. Обучение и проживание здесь бесплатные. Строжайшая дисциплина — приоритет этого учебного заведения. Встают хувараки в шесть часов утра, повторяют уроки, затем обязательно посещают хуралы, после чего приступают к занятиям. Вопросами одежды хувараки, в отличие от своих собратьев-студентов из светских вузов, не озабочены: они бреют головы и носят единую форму — красное одеяние. Как правило, гидами для многочисленных туристов Иволгинского дацана служат также хувараки. Им и карты в руки: в огромном комплексе Иволгинского дацана, который является резиденцией главы буддистов России пандито Хамбо-ламы, они ориентируются как у себя дома, к тому же даже на начальных курсах обладают немалыми знаниями. И самое главное, что привлекает стороннего человека к хуваракам «Даши Чойнхорлина», это их потрясающая доброжелательность, присущая, впрочем, и религии в целом.

Учеба спустя рукава исключается полностью. Профилирующие предметы — старомонгольский и тибетский языки. На занятиях и экзаменах каждый получает индивидуальное задание на перевод или трактовку какого-либо философского вопроса. Правда, обучение в этом институте возможно только для мужчин. Женщина, даже если она всерьез увлекается буддизмом, не сможет обучаться в университете.

У хувараков свой распорядок дня, в котором предусмотрена помощь на кухне, сбор подаяний на гороо. Здесь они изобрели свое ноу-хау. Монетки собираются с помощью магнита. По словам студентов, они идут на питание. У молодых людей есть свободное время, в которое они могут выезжать в город, переодевшись в мирскую одежду. В ламском одеянии они не могут заниматься, например, спортом. Для обучения в университете дацаны Бурятии направляют своих кандидатов. Только самые лучшие остаются в резиденции хамбо-ламы. Остальные возвращаются на родину, чтобы продолжить служение учению в своих дацанах. Таким образом, у молодых людей Бурятии есть выбор, можно стать священнослужителем, пройдя обучение в единственном на территории России буддийском учебном заведении, сообщает «Номер один»

Татьяна Хамханова «Номер один»

Фото Сергея Тарасенко

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=11945