Печать

Путь истинного лидера

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Июль 2013. Опубликовано в Новости сайтов

d0b4d0b0d0bbd0b0d0b9-d0bbd0b0d0bcd0b0-d0bad0bdd0b8d0b3d0b0Эта книга появилась на свет в результате длившихся целое десятилетие дискуссий между главой и духовным лидером государства Тибет Его Святейшеством Далай-лама и консультантом по вопросам управления. По сути – это уникальный, бесценный кладезь буддистской мудрости, призванный помочь бизнес-лидерами разобраться, что происходит в их сознании, и научить принимать решения, обеспечивающие более высокое качество как собственной жизни, так и жизни организации, в которой они работают.

В сегодняшнем мире бизнесменам неимоверно трудно принимать правильные решения. Ведь их последствия сказываются на работниках компании, потребителях, поставщиках. Этот процесс особенно сложен в крупных, глобальных корпорациях, которые осуществляют свою деятельность во многих странах мира, и для которых качество принятых решений жизненно важно. По этой причине человек, принимающий решение, должен быть не только компетентным, — у него, помимо этого, должна быть правильная мотивация и правильное состояние сознания.

Авторы книги: Его Святейшество Далай-лама и Лоренс ван ден Майзенберг — международный консультант, чья работа связана с совершенствованием корпоративного управления и повышением эффективности высшего руководства.

Его Святейшество Далай-лама: «Для главы государства лучший способ руководить своей страной — это, в первую очередь, управлять самим собой».

Книга «Путь истинного лидера» уникальна тем, что может служить обучающим курсом для самосовершенствования, повышения квалификации, как самого лидера, так и целой организации. Эта книга учит человека развивать свои способности, управлять собой, тренировать свой ум, и как итог, правильно вести бизнес и управлять большими организациями. Тех, кто ею заинтересуется, книга научит видеть проблемы в истинном свете и принимать комплексное решение.

В книге даются четкие инструкции по саморазвитию: управление собой, принятие  реальности и сохранение позитивного мышления, ценность честного труда, тренировка ума, как найти время для медитаций, простые методы медитации для занятых людей, медитация во время ходьбы, в положении сидя, визуализация, аналитическая медитация, чтения мантр и другое. После завершения этого обучающего курса для лидера, Вы поднимаетесь на новую ступень в своем развитии: лидерство на основе тренированного сознания.

Лоренс ван ден Майзенберг так представляет лидера: «Истинный лидер способен проанализировать тот или иной вопрос со всех возможных точек зрения, и на основе расширенного видения принять правильные решения. Для такого лидера характерен спокойный, собранный и сосредоточенный, тренированный разум, не отягащенный отрицательными мыслями и эмоциями. Истинный лидер осознает неизбежность перемен, потребность во всеобщей ответственности, и понимает важность привнесения моральных ценностей в экономическую систему. Именно такой подход и представляет собой путь лидера».

Его Святейшество Далай-лама считает, что на пути к самосовершенствованию, лидеру необходимо знать о шести совершенствах.

Шесть совершенств.

Совершенно очевидно, что шесть совершенств (в большинстве случаев к ним относят такие качества, как щедрость, этическая дисциплина, терпение, увлеченность, сосредоточенность и мудрость) представляют собой большую ценность не только для лидеров, но и для всех людей. Однако лидер, обладающий этими качествами, способен оказывать сильнейшее влияние на окружающих.

Щедрость

Причина многих бизнес-скандалов — алчность руководителей, стремящихся к власти: качество, противоположное щедрости. Эффективная работа высшего руководства имеет большое значение для успеха компании, однако реальные результаты можно получить только благодаря совместным усилиям всех ее сотрудников. Лидер, который стремится отнести на свой счет все заслуги и успехи, разрушает мотивацию других людей. Хороший руководитель не скупится на похвалы в случае, если они уместны. Лидеры большинства успешных организаций — это, по сути, скромные люди, которые относят хорошие результаты на счет своей команды.

Щедрость должна сочетаться с мудростью. Недопустимо проявлять щедрость только при решении одной краткосрочной задачи. Совершая акт щедрости, лидер должен учитывать и краткосрочные, и долгосрочные последствия этого поступка.

Этическая дисциплина

Когда я думаю о таком понятии, как этическая дисциплина, я вспоминаю совет, который дал другим правителям король, успешно правивший своим королевством. Он разъяснил принцип своего управления так: «Для главы государства лучший способ руководить своей страной — это, в первую очередь, управлять самим собой». Под управлением собой он подразумевал борьбу с искушениями. Все короли хотят быть богатыми и успешными, хотят поклонения и уважения со стороны своих подданных. Если действия, направленные на достижение всех этих целей, совершаются без моральных ограничений, государство вскоре придет в упадок. Вот почему в буддизме речь идет не просто о дисциплине, а об этической дисциплине. Нет ничего плохого в том, чтобы стать богатым, если это богатство накоплено честным путем, без нанесения вреда другим людям или окружающей среде. Однако недопустима ситуация, когда человек, возглавляющий компанию, обогащается, в то время как вся компания приходит в полный упадок, акционеры теряют свою прибыль, а сотрудники — работу.

Научиться самодисциплине — задача не из легких. Я часто называю этическую дисциплину «укрощением разума». Недисциплинированный разум похож на слона — если выпустить его из-под контроля, он разрушит все вокруг.

Главная задача — обуздать негативные мотивы и эмоции, в том числе алчность, эгоцентризм, гнев, ненависть, похоть, страх, неуверенность в себе и зависть. Природу разума можно понять, представив его в виде озера. Когда по озеру гуляют волны (т. е. когда разум подвержен влиянию негативных мыслей и эмоций), со дна поднимается ил и вода становится мутной. Когда буря стихает, ил оседает на дно, и озеро снова становится прозрачным (разум успокаивается). Под «бурей» подразумеваются последствия негативных мотивов и эмоций. Перед тем как предпринять то или иное действие, необходимо освободиться от негативных мыслей, чтобы иметь возможность свободно реагировать не происходящее. Не научившись дисциплинировать свой разум, мы не сможем воспользоваться этой свободой.

Терпение

Терпение, которое необходимо в себе воспитывать, — это единственный способ быть готовым к возникновению провоцирующих обстоятельств, таких как враждебность, критика или разочарование. В случае гнева терпение означает не способность подавить его, а способность оставаться спокойным в ситуации, когда вами может овладеть это чувство. Для того чтобы добиться этого, необходимо тренировать свой разум, учиться поддерживать его в спокойном, терпеливом состоянии.

С другой стороны, терпение должно быть оправданным — в некоторых случаях требуются незамедлительные действия. Решение о том, целесообразно ли проявить терпение в той или иной ситуации, необходимо принимать на основании здравого смысла.

Увлеченность

Уровень нашей увлеченности зависит от важности целей, которых мы стремимся достичь, и от нашей мотивации сделать это. Всем нам знакома фраза «энтузиазм заразителен» — она означает, что у человека есть огромные запасы энергии, которая высвобождается под воздействием энтузиазма. Способность вызвать такой энтузиазм — одна из важнейших характеристик лидера.

Сосредоточенность

Под сосредоточенностью я имею в виду способность человека сфокусировать свою ментальную энергию на одной проблеме. Как правило, люди не могут сосредоточиться, и их внимание переключается с одного объекта на другой. Они тратят много времени, вспоминая прошлое, беспокоясь о будущем и размышляя о взаимоотношениях с коллегами или членами семьи. Лидеры также не застрахованы от этого. Однако люди, которые не могут сосредоточиться, не в состоянии сфокусировать свое сознание на одном вопросе, а это необходимо для повышения качества принимаемых решений.

Мудрость

По существу, мудрость — это способность придерживаться концепции правильного воззрения, или способность видеть происходящее в его истинном свете, а также осознание того факта, что ничто в этом мире не постоянно, все изменяется. Решение о том, что необходимо предпринять в текущий момент для достижения долгосрочных целей в будущем, должно быть основано на применении принципов правильного воззрения и правильного действия.

В книге Его Святейшество Далай-лама с удивительной легкостью оперирует экономическими терминами, подвергает анализу и критике экономические теории, стараясь донести важность буддийского подхода в повседневной жизни.

Его Святейшество Далай-лама о теории Маслоу

Теория Маслоу напоминает мне историю Алави. Будда устроил встречу с Алави, чтобы преподать тому урок. Жители городка, в котором жил крестьянин, тепло приняли Будду, прошедшего пешком много миль, но Алави среди них не было. Одна из его коров сбежала, и ему нужно было найти ее. Когда крестьянин вернулся и пришел к Будде, он был изнурен и голоден. Будда, увидев, в каком состоянии Алави, попросил старейшин городка принести еды бедному человеку, и только после того, как крестьянин насытился и отдохнул, Будда начал учить его. Впоследствии Будда так объяснил свой поступок: «Когда людей переполняет боль от страданий, они не способны воспринимать религиозные учения».

piramida-maslouЭта история иллюстрирует описанную выше иерархию потребностей. Потребности первого уровня, или физиологические потребности, должны быть удовлетворены до удовлетворения потребностей более высоких уровней.

Согласно теории Маслоу, счастье человека зависит от возможности удовлетворения потребностей всех пяти уровней. Буддисты также ставят счастье своей целью, но они понимают счастье как спокойствие сознания, а не как удовлетворение своих потребностей. Тренировка сознания, необходимая для того, чтобы устранить мысли и чувства, которые приводят к страданию, а также для того чтобы совладать с неизбежными неблагоприятными событиями, такими как старость, потеря членов семьи, или потеря богатства, позволяет достичь счастья и спокойно принять неизбежное.

Базовый принцип теории Маслоу — удовлетворение потребностей индивида, его эгоистических интересов. Напротив, буддийская философия гласит, что не существует независимого, постоянного и неизменного «я», и что не имеют смысла такие утверждения: «это мое», «меня оскорбили», «я не зарабатываю достаточно денег», или «люди плохо ко мне относятся». Согласно буддийской философии, не другие люди должны удовлетворять потребности индивида, а наоборот. Люди могут быть счастливы только тогда, когда удовлетворяют и свои потребности, и потребности других людей.

Последователи буддизма часто говорят, что люди должны освободиться от желаний. Под желанием буддисты понимают непреодолимое стремление к чему-либо. Будда говорил: “Вы должны быть довольны тем, что имеете, но никогда не должны быть удовлетворены тем, сколько добра вы сделали”. Для буддиста нет ничего выше счастья, поскольку, согласно буддийской традиции, истинное счастье доступно только людям, которые совершают добродетельные поступки и лишены негативных мыслей и эмоций.

Далай-лама называет настоящую цель любой компании согласно буддийскому учению: «Я был свидетелем многочисленных дискуссий на тему того, должна ли прибыль быть единственной целью компании. Для меня ответ прост. Получение прибыли — это условие выживания, но истинная цель компании должна заключаться в том, чтобы внести свой вклад в благополучие общества в целом».

Для Его Святейшества Далай-ламы в правильном лидерстве заложен путь к спасению мира: «Лидерство, в основе которого лежит принцип всеобщей ответственности,— это действенный фактор преодоления проблем, возникающих в мире».

Приходите познакомиться с книгой «Путь истинного лидера» в библиотеку Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Надежда Бакараева, зав. библиотекой хурула

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=15000