Печать

О калмыцких монахах прошлого. Зодва гелюнг служил людям

Опубликовал: Валерий Павлов 24 Июль 2013. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Имя буддийского священнослужителя Зодвы Натырова широко известно в народе. До сих пор в городах и селах Калмыкии живут люди, которым помог своими молитвами, своим лечением эмч-гелюнг Зодва. Сколько их, кто приезжал к дедушке из Володарского. Народная молва разнесла по всей республике и за ее пределами славу врачевателя Зодвы гелюнга. Зодва гелюнг посвятил всю свою жизнь служению вере и бескорыстной помощи людям. Жизнь таких удивительных людей, преданных принятым ими обязательствам, должна служить примером для нас – подрастающего поколения.

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей работу Антонины Санджиевой -  ученицы Песчаной средней школы Приютненского района, посвященную ее прадедушке, известному священнослужителю Калмыкии Зодве Натырову.

Из плеяды священников первой половины двадцатого века

Имя буддийского священнослужителя (гелюнга) и врачевателя-эмчи Зодвы Натырова хорошо известно многим жителям нашей республики. Он является представителем рода авгнр. Зодва Лазуткаевич Натыров родился 2 января 1902 года в Бага-Чоносовском аймаке, Манычского улуса Астраханской области (ныне пос. Бага-Чонос, Целинного района Республики Калмыкия) в обычной калмыцкой семье. Его отецмузыкант-самоучка хорошо играл на домбре и скрипке. Добрые отношения, спокойствие, благополучие всегда царило в их доме. Добрую память и приятные воспоминания об этом Зодва Лазуткаевич сохранил всю свою жизнь. В семье у Натыра (так звали его отца) было трое детей: Зодва, брат Бокта и сестра Занда. Бокта был председателем колхоза, он рано умер по болезни. Сестра Занда после Сибири проживала в п. Ики-Бурул. После смерти матери, когда Зодве было 9 лет, он стал жить у родственников.
Неподалеку от местности Цаган Элсн находился Бага-Чоносовский Хурул (Аршан булг), принадлежавший большому роду бага-чоносов Манычского улуса. Близость к хурулу, частые его посещения пробудили у мальчика интерес к буддийскому учению. Он стал увлекаться религией, народной медициной. Духовенство хурула поддержало интерес мальчика, который вскоре стал одним из их послушников.

Зодва Натыров стал учиться в Бага-Чоносовском хуруле. Здесь он постигал азы религиозной грамоты. Позже с 1916 года стал учиться в духовной академии Чееря-Хурул на факультете астрологии. В Чееря-Хуруле вместе с ним учились Намка Кичиков, Санджи Уланкиев, ставшие впоследствии также известными в республике священнослужителями. Святым покровителем Зодвы Лазуткаевича был Отч Манла (Будда медицины).
В 1925 году Зодба Натыров завершил обучение в Чееря-Хуруле. С этих пор начинается его практическая деятельность в качестве эмчи-гелюнга. К нему начинают приходить люди, чтобы исцелиться от болезней, совершить обряд или прочитать молитву.

Жизнь в годы суровых испытаний

Выпускник высшей буддийской школы Чееря-хурула, монах, эмчи, астролог Зодва Натыров в годы советской власти не избежал репрессий. Но во все времена он неукоснительно соблюдал все буддийские обеты. Читал молитвы, от руки переписывал тексты на тодо бичиг («ясном письме»). В 1937 году, как и многие видные религиозные деятели того неспокойного времени, он был арестован и осужден сроком на пять лет. Осужденные священнослужители конвоировались в разные лагеря. По его скупым рассказам, он отбывал срок в разных тюрьмах и лагерях. Строил Беломорканал. И лишь однажды проронил: «Много людей умирало в лагерях, от тяжелого труда и невыносимых условий».
После освобождения в 1942 году Зодву Натырова направили на фронт. Он воевал на фронтах Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 год в составе 403 отдельной разведывательной роты, 351 стрелковой дивизии. Воевал на Кавказе. Был ранен, лежал в госпитале. Дошел до Кенигсберга. За боевые заслуги Зодва Натыров награжден медалью «За победу над Германией». Имеет множество других наград.

В 1943 году весь калмыцкий народ был выслан в Сибирь. Не минула эта участь и Зодву Натырова, в 1945 году он был направлен на спецпоселение в Калачинский район, Омской области. Здесь в Сибири он разыскал свою семью. Натырова Булук Лазуткаевна (1908 г.р.) с двумя детьми Ниной и Доланом проживала в деревне Новый свет Калачинского района Омской области с 1944 года. Чтобы прокормить семью, Зодва Лазуткаевич пас коров, был простым рабочим. В 1951 году умерла Нина. Остались навсегда в Сибири и его дети.

9 апреля 1956 года Зодва Натыров был освобожден от спецпоселения. Позже он женился на девушке Кола, у них родился сын Михаил, мой дед. Везде, где бы он ни находился, где бы ни работал, он всегда помогал людям, лечил. В 1958 году Зодва Лазуткаевич вернулся на Родину. На станцию Дивное приехала машина за людьми из колхоза имени Ленина, так семья Натыровых оказалась в поселке Песчаный (ныне поселок Песчаный, Приютненского района). Все послевоенное время он прожил в этом поселке.

Зодва Натыров в совхозе «Володарский» продолжал лечить людей. Делал он это негласно, поскольку местные власти не одобряли такой практики.  К нему ехали со всей республики. Сейчас, когда его уже нет среди нас, все кто обращался к нему в те годы за помощью, помнят и чтят его память. Несмотря на запреты, он не отрекся от своей веры и старался нести людям добро. В своем небольшом домике, он вел индивидуальный прием, читал молитвы, совершал обряды. Дедушка лечил молитвами, заговаривал «бу» (амулеты) для ношения – монеты и тексты буддийских молитв, зашитые в белую ткань. К нему приезжали со всей республики и соседних регионов, он никому не отказывал в помощи.

Память о нем живет в народе

Из воспоминаний Болхи Немеевой: «К нему приезжало много людей, разной национальности, помогал всем, никому не отказывал. Причем делал это в выходные дни, в свободное от работы время. Однажды тяжело заболела моя племянница, с каждым днем ей становилось все хуже. Я решила зайти к деду Зодве. Он спросил: «Что ты принесла из её вещей?». Дело в том, что он читал молитвы над какой-нибудь вещью заболевшего (рубашка, платок и др.). Племянница жила в Яшкуле, путь не близкий, я сняла с головы свой платок. Этот платок передала племяннице, она быстро пошла на поправку. Все было благополучно, у нее теперь четверо детей, и пятеро внуков. Вспоминает деда Зодву всегда с благодарностью».

Лидия Корнусова: «Мой сын проходил службу в Афганистане, в десантных войсках. Перед уходом в армию дед Зодва дал ему с собой бу (амулет). Однажды в бою пуля рикошетом попала прямо в монету, сына даже не поцарапало. Он написал домой об этом и просил еще раз сходить к деду Зодва и заговорить монету. По почте в письме мы отправили «бу». Сын вернулся с войны живой и невредимый, сейчас у него двое детей».

Булгун Нохаева: «Не раз он мне помогал когда болели мои дети. После смерти моего мужа мы с ним ездили в Цаган Аман к Гавджи Ааве. Для того чтобы провел обряд «буй» (заупокойную службу).
Люди свято верили в исцеление, народные методы лечения давали свои результаты. Помощь гелюнга была необходима людям, прошедшим такие испытания, как война, ссылка, голод, разруха, лишения. Веру в жизнь, мир на земле, надежду на спокойное, благополучное проживание вселял он своим прихожанам. Зодва Лазуткаевич заслужил самую ценную награду – память, а она, как известно, живет вечно.

Он прожил жизнь как истинный буддист, совершая добрые деяния, не склоняя головы перед трудностями. Доброта и его знания, желание помочь другим облегчали тяжесть страданий людей, делали светлее и радостнее не только жизнь окружающих людей, но и его самого, ибо его пребывание на этом свете наполнялось смыслом высшего назначения.
Натыров Зодва умер 26 февраля 1995 года. В день похорон, лютый зимний мороз сменился на солнечную безветренную погоду. Поклониться эмчи-гелюнгу пришли сотни людей разных вероисповеданий и многих национальностей.

Антонина САНДЖИЕВА, учащаяся средней школы с. Песчаное
республиканская газета «Хальмг унн»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=15098