Печать

В Бурятии завершил работу первый международный симпозиум о современном буддийском искусстве

Опубликовал: Валерий Павлов 27 Июль 2013. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Второй день работы международного научного симпозиума «Современное буддийское искусство: традиции и инновации» в храмовом комплексе «Ринпоче Багша» начался с доклада профессора Нирмалы Шармы (Индия, Дели, Международная академия индийской культуры) «Восстановление буддийского искусства и практики в Индии».

Профессор Нирмала Шарма призналась, что впервые принимает участие в научном форуме, который проходит внутри буддийской ступы, «подобной великой индийской ступе Санчи». Сам факт проведения научного симпозиума внутри ступы, и весь храмовый комплекс «Ринпоче Багша», по ее словам, служат свидетельством возможности «совмещения традиции и инновации».

Нирмала Шарма рассказала об истории развития буддизма и буддийского искусства в Индии. Профессор подробно остановилась на истории традиции древнеиндийского университета Наланда, которая в течение 500 лет передавалась из Индии в Тибет, где успешно развивалась на протяжении тысячелетия. В связи с известными историческими событиями в XX столетии эта традиция, утраченная на родине, вновь вернулась в Индию благодаря трудам Его Святейшества Далай-ламы и тибетских монахов, нашедших пристанище в этой стране. При поддержке правительства Индии тибетские монахи смогли воздвигнуть в Индии буддийские монастыри, ставшие оплотом древней традиции университета Наланда.

Доклад профессора Нирмалы Шармы имел особое звучание на симпозиуме в храмовом комплексе «Ринпоче Багша», так как Его Святейшество Далай-лама неизменно называет последователей тибетской формы буддизма наследниками философской мысли Наланды, давшей миру таких величайших мыслителей как Нагарджуна, Арьядева, Шантидева и Чандракирти.

С докладом на тему «Иконография фресок ступы Миндролинг в Дехрадун, Индия» выступил известный художник-тханкописец Роберт Бир (Великобритания, Оксфорд). Роберт Бир изучал искусство тханкописи на протяжении тридцати лет, из них пять лет с мастерами-художниками Джампой (личный художник Его Святейшества Далай-ламы XIV) из Дхарамсалы и Кхамтрулом Ринпоче из Ташиджонга. Бир ‒ один из первых европейцев, посвятивших свою жизнь глубокому изучению и освоению этой формы искусства.

Доклад Роберта Бира был посвящен ступе Миндролинг, освященной в 2002 году Его Святейшеством Далай-ламой и считающейся на сегодняшний день самой большой ступой в мире. Двадцать семь стен этой ступы расписаны фресками, рассказывающими о событиях истории буддизма, предыдущих воплощениях Будды, о восьмидесяти четырех махасиддхах и ста восьми тертонах. Среди внутренних храмовых помещений ступы: храм Падмасамбхавы, храм Будды Шакьямуни, храм Четырех неизмеримых, храм Древа жизненной силы и мандалы. Роберт Бир особенно подробно рассказал о фресках храма Падмасамбхавы, детально отснятых его коллегой-фотографом Габриэлем, которому потребовалось возводить леса, чтобы сфотографировать запечатленные на фресках страницы буддийской истории.

Большой интерес вызвал доклад Людмилы Класановой (Болгария, София, Софийский университет) «Традиции и новации в создании тибетских живописных тханок». Говоря об искусстве создания сакральной живописи, Людмила Класанова, подчеркнула, что видит в тибетской тханке отражение подлинной природы ума.

«Тибетская тханкография полна священных символов, создание тханки ‒ это духовный акт, ‒ рассказала докладчик. ‒ Согласно тибетской традиции, художник-тханкописец должен быть сведущ в основах буддийского учения, должен получить посвящение, а все материалы и инструменты должны быть освящены ламой».

По словам Людмилы Класановой, ритуалы в работе тханкописца необходимы для того, чтобы «принести свет в изображение божества». «Тханка ‒ инструмент просветленного сознания, а ее восприятие зависит от уровня пробужденности, созерцающего ее человека», ‒ подчеркнула докладчик.
Людмила Класанова рассказала об известных тханкописцах. Полемизируя с Робертом Биром, посетовавшим на то, что ему, как художнику, подчас кажутся тесными рамки канонической живописи, преподаватель Софийского университета привела слова Тиффани Гьяцо, первой западной женщины-тханкописца, принятой на обучение в Тибетский институт искусств «Норбулингка» в Дхарамсале: «В творчестве мне нужна свобода и дисциплина. И то и другое присутствует в тибетской традиции».

Завершили второй день конференции доклад Светланы Бардалеевой (Россия, Улан-Удэ, Национальный музей Республики Бурятия) «Традиции школы Санжи-Цыбик Цыбикова и их влияние на творчество современных мастеров», на также краткое выступление нгарампы Лобсанга Церинга, прибывшего в Бурятию в составе большой группы монахов монастыря Гьюдмед, о девяти стадиях шаматхи.

Два дня первого в российской практике международного симпозиума о современном буддийском искусстве, проходившего под личным патронажем досточтимого Ело Ринпоче, были наполнены фото- и видеопрезентациями, а также оживленными обсуждениями не только вопросов, связанных с искусством, но и о положении дел в буддизме в целом. Высоко оценив работу форума, участники высказались о необходимости доносить озвученные на симпозиуме научные изыскания и открытия до художников, работающих в четырех буддийских регионах Российской Федерации, а также студенчества, приобретающего творческие профессии. Такой подход позволит восполнить пробел, который существует сегодня между научной мыслью и практической работой творческой интеллигенции.

Доклады, прочитанные на симпозиуме, войдут в сборник научных работ, который будет выпущен по итогам международного форума. Следующий симпозиум «Современное буддийское искусство: традиции и инновации» состоится в храмовом комплексе «Ринпоче Багша» в 2016 году.

Хонгор ЭЛЬБИКОВ
Фото: Роман СУХОСТАВСКИЙ

  title=  title=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=15114