Опубликовал: Валерий Павлов 27 Июль 2013. Опубликовано в Новости сайтов
Второй день работы международного научного симпозиума «Современное буддийское искусство: традиции и инновации»в храмовом комплексе «Ринпоче Багша» начался с доклада профессора Нирмалы Шармы (Индия, Дели, Международная академия индийской культуры) «Восстановление буддийского искусства и практикив Индии».
Профессор Нирмала Шарма призналась, что впервые принимает участие в научном форуме, который проходит внутри буддийской ступы, «подобной великой индийской ступе Санчи». Сам факт проведения научного симпозиума внутри ступы, и весь храмовый комплекс «Ринпоче Багша», по ее словам, служат свидетельством возможности «совмещения традиции и инновации».
Нирмала Шарма рассказала об истории развития буддизма и буддийского искусства в Индии. Профессор подробно остановилась на истории традиции древнеиндийского университета Наланда, которая в течение500 лет передавалась из Индиив Тибет, где успешно развивалась на протяжении тысячелетия. В связис известными историческими событиями в XX столетии эта традиция, утраченная на родине, вновь вернулась в Индию благодаря трудам Его Святейшества Далай-ламыи тибетских монахов, нашедших пристанище в этой стране. При поддержке правительства Индии тибетские монахи смогли воздвигнуть в Индии буддийские монастыри, ставшие оплотом древней традиции университета Наланда.
Доклад профессора Нирмалы Шармы имел особое звучание на симпозиумев храмовом комплексе «Ринпоче Багша», так как Его Святейшество Далай-лама неизменно называет последователей тибетской формы буддизма наследниками философской мысли Наланды, давшей миру таких величайших мыслителей как Нагарджуна, Арьядева, Шантидева и Чандракирти.
С докладом на тему «Иконография фресок ступы Миндролинг в Дехрадун, Индия» выступил известный художник-тханкописец Роберт Бир (Великобритания, Оксфорд). Роберт Бир изучал искусство тханкописи на протяжении тридцати лет, из них пять лет с мастерами-художниками Джампой (личный художник Его Святейшества Далай-ламы XIV) из Дхарамсалыи Кхамтрулом Ринпоче из Ташиджонга.Бир ‒ один из первых европейцев, посвятивших свою жизнь глубокому изучению и освоению этой формы искусства.
Доклад Роберта Бира был посвящен ступе Миндролинг, освященной в 2002 году Его Святейшеством Далай-ламойи считающейсяна сегодняшний день самой большой ступой в мире. Двадцать семь стен этой ступы расписаны фресками, рассказывающими о событиях истории буддизма, предыдущих воплощениях Будды, о восьмидесяти четырех махасиддхах и ста восьми тертонах. Среди внутренних храмовых помещений ступы: храм Падмасамбхавы, храм Будды Шакьямуни, храм Четырех неизмеримых, храм Древа жизненной силы и мандалы. Роберт Бир особенно подробно рассказал о фресках храма Падмасамбхавы, детально отснятых его коллегой-фотографом Габриэлем, которому потребовалось возводить леса, чтобы сфотографировать запечатленные на фресках страницы буддийской истории.
Большой интерес вызвал доклад Людмилы Класановой (Болгария, София, Софийский университет) «Традиции и новациив создании тибетских живописных тханок». Говоря об искусстве создания сакральной живописи, Людмила Класанова, подчеркнула, что видит в тибетской тханке отражение подлинной природы ума.
«Тибетская тханкография полна священных символов, создание тханки ‒ это духовный акт, ‒ рассказала докладчик. ‒ Согласно тибетской традиции, художник-тханкописец должен быть сведущ в основах буддийского учения, должен получить посвящение, а все материалы и инструменты должны быть освящены ламой».
По словам Людмилы Класановой, ритуалы в работе тханкописца необходимы для того, чтобы «принести свет в изображение божества». «Тханка ‒ инструмент просветленного сознания, а ее восприятие зависит от уровня пробужденности, созерцающего ее человека», ‒ подчеркнула докладчик. Людмила Класанова рассказала об известных тханкописцах. Полемизируя с Робертом Биром, посетовавшим на то, что ему, как художнику, подчас кажутся тесными рамки канонической живописи, преподаватель Софийского университета привела слова Тиффани Гьяцо, первой западной женщины-тханкописца, принятой на обучениев Тибетский институт искусств «Норбулингка» в Дхарамсале: «В творчестве мне нужна свобода и дисциплина.И тои другое присутствует в тибетской традиции».
Завершили второй день конференции доклад Светланы Бардалеевой (Россия, Улан-Удэ, Национальный музей Республики Бурятия) «Традиции школы Санжи-Цыбик Цыбикова и их влияниена творчество современных мастеров», на также краткое выступление нгарампы Лобсанга Церинга, прибывшего в Бурятиюв составе большой группы монахов монастыря Гьюдмед, о девяти стадиях шаматхи.
Два дня первого в российской практике международного симпозиума о современном буддийском искусстве, проходившего под личным патронажем досточтимого Ело Ринпоче, были наполнены фото- и видеопрезентациями,а также оживленными обсуждениями не только вопросов, связанных с искусством, но и о положении дел в буддизмев целом. Высоко оценив работу форума, участники высказались о необходимости доносить озвученные на симпозиуме научные изыскания и открытиядо художников, работающих в четырех буддийских регионах Российской Федерации, а также студенчества, приобретающего творческие профессии. Такой подход позволит восполнить пробел, который существует сегодня между научной мыслью и практической работой творческой интеллигенции.
Доклады, прочитанные на симпозиуме, войдут в сборник научных работ, который будет выпущен по итогам международного форума. Следующий симпозиум «Современное буддийское искусство: традиции и инновации» состоится в храмовом комплексе «Ринпоче Багша» в 2016 году.