Печать

История страны: Император России Александр II в Хошеутовском хуруле

Опубликовал: Валерий Павлов 18 Август 2013. Опубликовано в Новости сайтов

img_63593 сентября 1871 года император Александр II вместе с наследником цесаревичем Александром Александровичем и Великим князем Владимиром Александровичем по пути следования в город Астрахань на пароходе “Александр II” посетил ставку Хошеутовского улуса, где собрались представители всех калмыцких улусов.

Ранее, когда  в сентябре 1856 года в Успенском Соборе Московского Кремля свершился обряд коронования на царство Александра II, в первопрестольную были приглашены от калмыцкого народа князь Большедербетовского улуса Убуши Гахаев (отец Михаила Михайловича Гахаева).

Высокие гости прибыли в три часа дня к пристани, специально устроенной к их приезду. Среди встречающих были астраханский губернатор, Главный попечитель калмыцкого народа, духовные лица. Владелец Хошеутовского улуса Церен Надмит Тюмень, Давид Тундутов и сотник Дугаров поднесли гостям на серебряном подносе кумыс, калмыцкий чай и араку. На подносе стояли маленькая серебряная тарелочка, в серебряных оправах кожаная фляга для водки (бортха), деревянный кувшин для ку-мыса, кружка и две чашечки для чая.

Отведав подношение, царь со своей свитой отправился в хурул. Во дворе стояли кибитки, играл хурульный оркестр. Лама произнёс приветственную речь. В знаменитом Хошеутовском хуруле состоялся торжественный молебен о здравии и благополучном путешествии императора. Внимание гостей привлек кюрде (молитвенный барабан).

Основное празднество происходило на фоне Хошеутовского хурула, который был построен в честь великой победы над французами на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства командира Второго калмыцкого полка Серебджапа Тюменя. В этом хуруле имелись священные буддийские реликвии из Тибета и древнее калмыцкое знамя, которое калмыки пронесли через всю войну с французами. В 1814 году возле храма была торжественная встреча героев 1812 года с калмыцким народом.

К приезду Александра II калмыки специально построили павильон из соснового де-рева, украсив его резьбой. На крыше установили двенадцать разноцветных шаров. Изнутри павильон был устлан дорогими коврами. Здесь были представлены все грамоты, пожалованные калмыцкому народу, различные предметы быта, одежда, старинное оружие. Калмыки Малодербетовского улуса представили образцы выращиваемых культур: рожь, пшеницу, просо, горчицу, лен, пшено, табак, а также различные виды камней, залежи которых находились в Ергенинской возвышенности. И, конечно же, были выставлены различные породы калмыцкого скота. В соседней с павильоном кибитке производилась перегонка араки (калмыцкой водки).

Народ ликовал. В честь приезда императора были устроены скачки на лошадях калмыцкой по-роды, в них принимали участие не только взрослые, но и мальчики, одетые в белые рубашки, синие шаровары и маленькие шапочки калмыцкого покроя. Чтобы отличить седоков, представлявших разные улусы, на рукава им пришивались полоски разного цвета.

Первый приз – седло и узду с серебряной отделкой получил зайсанг Эркетеновского улуса Менко Убуш Габан Джамбаев, второй приз – серебряную позолоченную чашку – получил калмык из Хошеутовского улуса Леджи Цюрюмов, а третий приз – погребец – получил также представитель этого улуса Бембе Иджилов..

Калмыки, участвовавшие в состязаниях по борьбе, выходили на арену, покрытые простынями. Снимали их специально назначенные люди перед началом поединка. Императору и гостям были показаны охота с ястребом, ловля и укрощение необузданных лошадей – неуков, инсценировка перекочёвки калмыков на верблюдах и лошадях от хурула к павильону. Перед кибиткой на разостланном ковре сидели музыканты, игравшие на ятхе, домбре, скрипке. В тот день прозвучала песня, сложенная в честь приезда государя императора:

Ґргн цаєан Иљлинь

Онєцарн єатлад ирлів,

Онц олн залус дунд

Александр Обторой,

Александр Обторой.

Перевод:

Через широкую прозрачную Волгу

Лодкой переправился я.

Среди отдельной группы мужчин

Александр II, Александр II.

Песни звучали повсюду, в пляс пускались даже зайсанги и их жены, а царь одаривал их деньгами. В тот же день Александр II посетил дом владельца Хошеутовского улуса, улусное правление и школу.

Князь Церен Надмит Тюмень от имени всего калмыцкого народа преподнёс царю шубу из мелких мерлушек, крытую бархатом. “Оставшись вполне довольным всем представленным” император выразил благодарность, а урядника Астраханского Казачьего войска Церен Надмит Тюменя велел произвести в хорунжии.

Вечером того же дня Александр II со свитой отплыл на своем пароходе. В конвоировании, кроме казаков, участие принимали пять зайсангов и тридцать верховых калмыков.

Вскоре после этого владелец улуса Церен Надмит Тюмень принял святое крещение и был на-речен Александром Александровичем. Его восприемником стал император Александр II, а улус был переименован в Александровский. Император прислал в дар образ Спасителя в позолоченном окладе и бриллиантовый перстень. Хошеутовцы не последовали примеру своего нойона, остались верны религии предков. Отношения Тюменя с подданными осложнились, после чего он попросил министра государственных имуществ принять Хошеутовский улус в казенное ведомство.

Но это была не единственная встреча Александра II с калмыками. В 1872 году он был вместе со своим сыном наследником Александром Александровичем в Новочеркасске на Войсковом круге. На следующий день они “посетили поставленный на время в Новочеркасске калмыцкий хурул, где калмыцкие священники приветствовали Государя дикими, но стройными звуками своеобразной музыки”.

Сын императора Александра II цесаревич Александр III Александрович со своей супругой Марией Фёдоровной в 1869 году совершили путешествие по Волге. Есть основание предполагать, что и в это путешествие они посетили Хошеутовский хурул. В июле того же года Александр III с супругой были на Дону в Семикаракорской станице, где проживали калмыки. Они посетили местный хурул, а потом осматривали калмыцкий табун в семь тысяч лошадей.

“Окружённые лихими наездниками-табунщиками ходили по привольной степи лошади. Калмыки показывали своё искусство укрощать лошадей, садились на неуков и скакали на них. Здесь калмыки подвели государю-наследнику покрытого жёлтою попоною коня – четвертака, другую лошадь подвели великому князю Алексею Николаевичу и отличного рыжего третьяка Цесаревне. Несмотря на сильную жару, их Величество долго изволили любоваться широкою картиною калмыцкой степи, по которой ходили верблюды и табуны лошадей”.

7 мая 1889 года Александр III со своим сыном, будущим Императором Николаем II после смотра казачьих частей в Новочеркасске, так же, как и когда-то он со своим отцом, посещает поставленный здесь на время калмыцкий хурул.

В начале 20 века в Башанте и в Князь-Михайловском стане крещеных калмыков Большедербетовского улуса были сооружены памятники Александру II. Возможно, это были не единственные памятники российского монарха в калмыцкой степи. Известно, что в 1800 году сход калмыков принял решение о сооружении памятника Павлу I.

Лариса МАНЖИКОВА,

заведующая Городовиковским

филиалом БУ «Национальный музей

РК им. Н. Н. Пальмова»

старинные фото сайта

http://shakyamuni.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=15280