Печать

5 сентября 2013 г., в Иволгинском дацане завершился 45-дневный Ярнай Хайлан хурал.

Опубликовал: Валерий Павлов 06 Сентябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

Этот особый хурал был основан самим Буддой Шакьямуни, специально для своих последователей, членов сангхи, принявших монашеские обеты.

Однажды Учителя спросили: «Почему ваши ученики, дав обет не убивать живых существ, по-прежнему, во время сезона дождей, когда ходят по земле, продолжают, пусть и не нарочно, давить муравьев и прочих мелких насекомых? Значит, они нарушают этот обет ахимсы – не причинение насилия?»

И тогда Будда сказал своим бхикшу (санскр.— «гелон»), что отныне каждый год, в сезон дождей, в начале каждого дня, с раннего утра, они будут давать великую клятву преданности избранному пути, преданности своим обетам. И эта традиция памятования о монашеских обетах, их восстановления и укрепления в Тибете получила название Ярнай Хайлан («пребывание летом в месте, где дается клятва»).

В дацанах Бурятии до периода репрессий 30-х годов прошлого столетия эта традиция существовала повсеместно. Сотни и тысячи бурятских лам собирал Хайлан хурал. В советские времена наши старые ламы тайно продолжали проводить этот уникальный хурал, многие односельчане-верующие знали об этом и во всем поддерживали, создавали условия и готовили пищу…

В наши дни в Сангхе России институт монашества продолжает свое развитие. Четыре года назад по инициативе тогда шэрээтэ ламы Иволгинского дацана, ныне Дид Хамбо ламы Дагбы Очирова, эта древняя традиция была восстановлена.

Принявшие монашеские обеты гецула и гелона ламы, ежедневно, с 8.00 до 9.00 ч. утра, в Чойра дугане проводят Хайлан хурал. К окончанию хурала, в соответствии с традицией, прихожане Иволгинского дацана для монахов готовят подношение пищей. Эта благая деятельность приносит мирянам, приготовившим угощение ламам-монахам, неисчислимые добродетели!

Мэдэгма Максимовна Буданимаева поделилась с нашей Пресс-службой своими впечатлениями: «В течение 45 дней весь наш небольшой коллектив находился в особом служении, в особом настроении ума. Когда понимаешь, что ты готовишь пищу для монахов, ты сам становишься другим, и каждый твой день начинается с особого позитива, и многое за эти дни в твоей жизни меняется к лучшему, потому что этого просто не может не произойти!»

Гелон Джняна Дуадза, особо подчеркивая важность укрепления монахами своих обетов, следование им, памятования о них, возрождения традиций монашества в целом, сказал: «Этот хурал должен собирать намного больше монахов, чем получается все эти годы. Мы сейчас находимся в самом начале пути. Конечно, есть много факторов, которые монашество должно преодолеть. Каждому монаху необходимо заранее готовиться к участию в этом хурале, в течение года планировать свою деятельность так, чтобы беспрепятственно каждый из них мог соблюсти все ограничительные условия.

Ведь в течение всех 45 дней, начиная с 10-го дня после Майдари хурала, а это самый разгар лета, и до начала сентября, нельзя выходить за пределы установленной границы вокруг дацана более, чем на один километр; ночевать нужно только на территории дацана; пища употребляется исключительно вегетарианская.

И если в одном месте соблюдены три главных действия и условия – сожон («укрепление обетов»), хайлан («клятва») и гагье («открытие внешней границы»), то это есть верный признак того, что буддизм в этом месте пребывает. Именно пребывает, а не существует.

Таким образом, все условия были соблюдены, все действия совершены. Хайлан хурал 2013 года успешно завершен. Дальнейшее развитие института монашества нашей Сангхи, внутреннее развитие самой монашеской общины буддийского духовенства, несомненно, придаст еще больше внутренней силы традиционному буддизму России».

Пресс-служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=12419