Печать

Монах Дамбо Ульянов. Предсказание Будды о доме Романовых

Опубликовал: Валерий Павлов 13 Сентябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Дамбо Ульянов (1844-1913г.г.) — известный буддийский священнослужитель, эмчи (врач тибетской медицины), автор сочинения ”Предсказание Будды о доме Романовых и краткий очерк о моих путешествиях в 1904–1905 годах (СПб.,1913г.), перевода первого тома трактата ”Джуд-ши” и ”Перевода из тибетских медицинских сочинений ”Дже-ду-нин-нор” (гл. 91) и ”Хлан-таб” (гл. 30) ”Лечение чумы, холеры и проказы”". Д. Ульянов в течение ряда лет служил в хуруле Потаповской станицы донских калмыков. В начале XX века он совершил паломничество в Тибет и описал путешествие в изданной к 300-летию дома Романовых книге. В нашей статье анализируются положения Дамбо Ульянова о характере российско-тибетских связей в контексте развития общественной мысли Калмыкии того времени.

Для общественной мысли Калмыкии конца XIX — первой четверти XX веков характерным являлся традиционный взгляд на Тибет как святую страну, место поклонения. В начале XX века связи с Тибетом постепенно расширялись, что обусловило появление ряда работ, в которых затрагивались проблемы российско-тибетских взаимосвязей.

Одной из таких работ является сочинение Дамбо Ульянова ”Предсказание Будды о доме Романовых и краткий очерк о моих путешествиях в 1904–1905 годах (СПб.,1913 г.). Дамбо Ульянов — священнослужитель, предпринявший поездку в Тибет в начале XX века. С детства мечтавший побывать в священной Лхасе, еще в 1877 году он с двумя спутниками пытался достичь Тибета, но добрался лишь до Кяхты. Через год он вновь путешествует: тайно переправился в Монголию, где состоялась его встреча с Богдо-гегяном, а в 1879 году добрался и далее в Пекин. В 1882 году Д. Ульянов получил ”отпуск” (т. е. разрешение на въезд) во все государства, кроме Китая, и совершил морское путешествие в Индию, после посещения которой побывал в Сингапуре, Японии и все же проник в Китай. Как истинный верующий Д. Ульянов верил предсказанию Джебцзун Дамба хутухты о том, что он отправится в Лхасу в 1905 году.

После прибытия в Россию Д. Ульянова произошло значительное событие: по решению властей был закрыт его родной Эркетеневский буддийский храм, и священнослужитель в 1901 году отправился в Петербург с целью добиться разрешения на его открытие. В столице Д. Ульянову пришлось пробыть три года, он занимался ходатайством перед Военным Советом об открытии храма, состоял вольнослушателем в Военно-медицинской академии, а также перевел с тибетского на русский язык медицинский трактат. Буддийский священнослужитель был активно включен в систему российского общества. Так, одним из важных событий своей жизни этого периода Д. Ульянов считает знакомство с управляющим императорской канцелярией генералом Мосоловым, с сенатором Фроловым и представление великому князю Владимиру Александровичу и другими.

Во время пребывания в Петербурге Д. Ульянова в 1902 году подъесаул Наран Уланов представил начальнику Генерального штаба план путешествия в Тибет кратчайшим путем через Ташкент и Памирские хребты. Проект был утвержден в 1903 году, а уже в феврале 1904 года калмыки Д. Ульянов, Н. Уланов и Л. Шарапов отправились в Тибет.

В 1913 году Д. Ульянов опубликовал книгу ”Предсказание Будды о доме Романовых и краткий очерк о моих путешествиях в 1904–1905 годах”, в которой подробно описал сложности пути. Маршрут паломников пролегал через кочевья родственным калмыкам олетов, которые, как свидетельствовал Д. Ульянов, приняли его за Дамби Джалцана (калмыцкого гелюнга, выдававшего себя за перерожденца хойтского князя Амурсаны, и известного впоследствии как Джа-лама), побывавшего в этих местах в 1890 году.

Проделав длительный и тяжелый путь к священным местам, делегация вместе с Д. Ульяновым добралась до Лхасы, была представлена Галдан Тэвя-Ринпоче, побывала в Потале и поклонилась его святыням, ознакомилась с духовными академиями Чойра. Посетив монастырь Галдан, Д. Ульянов и его спутники согласно завещанию умершего по пути Н. Уланова приобрели Ганджур и Данджур для музея Александра III, а также другие сочинения.

Калмыцкие посланцы в Тибет в 1904–1905 годах, среди которых был и Ульянов, сыграли немаловажную роль в истории русско-тибетских отношений в период борьбы России с англичанами за сферу влияния в Тибете. Путевые заметки Д. Ульянова, которые впоследствии, в 1913 году, автор издал отдельной книгой, приурочив к 300-летию дома Романовых, под названием ”Предсказание Будды о доме Романовых и краткий очерк о моих путешествиях в 1904–1905 годах”, свидетельствуют о глубоком вовлечении представителей Калмыкии в российско-тибетские отношения и стремлении сформулировать глубинные обоснования для мотивации возможного союза России с буддийским центром. Так, анализируя буддийское учение, Д. Ульянов видел в отношении Николая II к Гаагской мирной конференции его божественное происхождение, предсказанное самим Буддой Шакьямуни: ”Великий государь император Николай II согласно своему божественному назначению оказывал широкое благодеяние всему человечеству, призвал все народы на Гаагскую мирную конференцию”.

Весьма важным для понимания значения пророчеств, сформулированных в результате теологических рассуждений Д. Ульяновым, является следующий факт: во время нахождения паломников у сородичей — торгутов Юлдуза (Синьцзян) он сочинил брошюру, в которой перевел сведения одного из разделов календаря ”Важнейшие государства земного шара и их правители”, а также дал разъяснение, что Россия — Северная Шамбала, где ожидается перерождение Будды.
  title=
Пророссийская позиция Д. Ульянова, его попытка богословского обоснования необходимости установления тесных контактов России и Тибета ярко проявилась как в опубликованной в Санкт-Петербурге книге ”Предсказание Будды о доме Романовых и краткий очерк о моих путешествиях в 1904–1905 годах”, так и его заметках, не полностью вошедших в книгу и опубликованных в газете ”Санкт-Петербургские ведомости” в 1906 году. В книге Д. Ульянов писал, что Будда, оценив поступки двух пришедших к нему братьев-купцов, благословил их и определил в будущем рождение старшего Гагуна ханом Балгаранчи, а младшему Занбе — китайским императором. Далее, сопоставляя изречения Падмасамбхавы, воспринимаемого как перерождение Будды, Д. Ульянов делает вывод, что предсказание о том, что 809 год после ”вошествия Бадма Джюнги” (Падмасамбхавы) будет ознаменован его воплощением, соответствует 1613 году, а так как в этом году был избран после смуты на царство Михаил Федорович Романов, то его, по словам Д Ульянова, следует признать перерождением благословленного Буддой Гагуна. Поскольку в начале XVII века во главе маньчжуров стал Нурхаци, начавший завоевание Китая и ставший основателем цинской династии в Китае, то по мнению его, можно считать перерождением младшего брата — Занбо.

В заметках, предшествовавших изданию книги, Д. Ульянов повествует о докладе, поданном им регенту Далай-ламы XIII, содержавшему два раздела, во втором из которых подробно обосновывался тезис о необходимости поиска Тибетом покровительства России и Китая, а не Англии. Согласно толкованию Д. Ульяновым содержащихся в буддийских книгах предсказаний Будды и Падмасамбхавы братьям-купцам Гагуну (или Гагону) и Замбо, старший из братьев должен

был возродиться через восемь веков царем страны Брангзи-Джанг-ба, которая отождествлялась с Россией, а младший брат — царем Китая. ”Таким образом, выходило, что Гагун становился ”родоначальником” царствующего дома Романовых (царем Михаилом Федоровичем). Далее, по предсказанию того же Будды, его сокровенное учение Дуйнхор … должно распространиться на долгое время ”прежде других стран в России и Китае”.

Однако Д. Ульянов не останавливается на событиях 300-летней давности, ”обосновывая” к юбилею восхождения на престол Михаила Федоровича (1613 году) особое происхождение дома Романовых, якобы предсказанное Буддой. Анализируя различные места из буддийских книг, Д. Ульянов находит основание для следующего вывода: страна Шамбала, которая находится в западной стороне страны Гангдан — европейская часть России, а столица Шамбалы Галава — Москва; Санкт-Петербург же соответствует мифологическому городу, который расположен на вершине легендарной мировой горы Сумер уул. Ссылаясь, что на главном материке Дзамбудвип (в книге — ”Замба Тиб”), согласно одному из буддийских сочинений, располагаются 6 стран (Гангдан, Шамбала, Китайское государство, государство ”Ли”, Тибет, Индия), Д. Ульянов формулирует свой вывод следующим образом: ”Рассматривая в отдельности каждое государство, я склонен предполагать, что под Гангданом разумеется государство, начинающееся от Северного Ледовитого океана, то есть это ничто иное, как Русское государство … Из этого же предположения исходя, должен установить, что под престольным городом ”Галава” подразумевается Москва”.

Обосновав таким образом происхождение российского императорского дома и местоположение России, соотносимой со священной страной Шамбала, в которой должен переродиться сам Будда, Д. Ульянов не останавливается в своем ”исследовании”, разыскивая сходные по звучанию слова, изучая этимологию терминов, и приходит к выводу о том, что предсказанное Буддой рождение в северной Шамбале (”с нетерпением ждем тот час, когда Великий Будда должен найти себе достойное перерождение в Северной Шамбале в лице Ракбо-Корло-Джалцана…”) уже появилось в виде Государственной Думы. Находит автор и имя императора Николая II в сочинениях буддийских учителей, обосновывая свое мнение следующим образом: ”Силою совершенного им внутреннего подвига в прошлых бытиях несравненный Будда должен найти перерождение в лице Ракбо Корло-джана. Точно таким же образом силою нечеловеческого благочестия благословенное имя Мар-Нинку означает Николай…”.

В российских кругах калмыцкий священнослужитель Д. Ульянов был известным человеком. Его работа, несомненно, не могла не заинтересовать научные круги и различные ведомства как в связи с содержащейся в ней солидной информацией, так и с обоснованием происхождения дома Романовых по предсказанию самого Будды, а также доказываемым им положением о том, что Россия и есть священная северная страна, о которой говорится в буддийских книгах. Подтверждением этого интереса служит тот факт, что в связи с кончиной бакши Дамбо Ульянова в столичной газете был опубликован некролог, в котором священнослужитель, являвшийся штатным гелюнгом одного из донских хурулов, назван ламой — этот термин в калмыцком буддизме употреблялся только к самым высшим иерархам.
Эльза Бакаева, доктор исторических наук,

зам.директора КИГИ РАН,

республиканская газета ”Хальмг унн”

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=15629