Печать

О молодой Сангхе Калмыкии, монашеских обетах и монахе Отхоне Хонинове

Опубликовал: Валерий Павлов 17 Сентябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

Буддийский монах Отхон Хонинов на ритуалеВсего лишь двадцать лет назад увидеть на улице буддийского монаха в бордовых одеяниях было чуть ли не чудом. Я помню, как в 90-ые годы, старая женщина, склонившись перед монахом в низком поклоне, плакала, говоря, как счастлива она, имея возможность припасть к стопам ламы. Вероятно, она была из глубоко верующей семьи, которая передала ей обычай встречать монаха с большим уважением и почтением.

В реальности мы многое утратили,  некоторые даже голову склонить перед монахом не могут, не складываются у них и руки в почтительном приветствии перед духовным лицом. И это не случайно,  почти четыре поколения калмыков погибли в расцвете сил, знаний, жизненной мудрости в кровавой мясорубке великих потрясений 20 века.
В конце прошлого века нам многое пришлось открывать для себя заново.  Культура, традиции, утраченные знания, тесно связанные с буддийским Учением, постепенно с помощью тибетских монахов, присланных в Калмыкию Его Святейшеством Далай-ламой, благодаря неустанной деятельности Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче были  восстановлены, как и институт монашества калмыков.

Теперь мы можем с гордостью сказать, что  у калмыцкого народа есть сильная, чистая монашеская Сангха — основа буддийского Учения. Буддийскую Сангху в священных коренных текстах сравнивают с врачами у постели больного. Только Будда в силах дать нам лекарство от страданий и неведения, а община монахов лечит, защищает и вдохновляет страждущих.
Его Святейшество Далай-лама часто говорит: «Прежде всего нужно принять Прибежище и размышлять о действиях и их следствиях. Прибежище — это Три Драгоценности — Будда, его Учение и духовное сообщество».

Наших юношей, обучавшихся и обучающихся в одном из главных монастырей-университетов традиции Гелуг, Дрепунг Гоманге, отличают чистота помыслов, удивительная доброта и любовь к своему народу. Плеяда современных монахов Калмыкии — высокообразованные, обладающие состраданием и невероятным терпением молодые люди, строго держащие монашеские обеты. Настоятели калмыцких монастырей — центрального хурула  и города Лагани, а также некоторые студенты высших курсов университета Дрепунг Гоманг, к примеру, Мутл Овъянов,  Санан Матвенов,  — монахи-гелонги.

Существуют различные уровни обязательств в практике, различная глубина на Пути отречения и посвящения. Есть 5 обетов генина — мирянина, гецула — монаха, держащего 35 обетов, высшая степень посвящения в монашестве — гелонг, принимающий 253 обета.

Этим летом буддийский монах центрального хурула Отхон Хонинов по личному желанию, рекомендации шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и администрации центрального хурула республики получил полные монашеские обеты гелонга от Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Получить посвящение от Его Святейшества Далай-ламы — невероятная удача. Его Святейшество для молодого калмыцкого монаха теперь не только духовный наставник, но и личный духовный Учитель, духовный Друг.

— Монах полного посвящения, или гелонг, должен принести 253 обета. Он обычно живёт в высоко дисциплинированной среде, – сказал однажды шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Чистая, сильная монашеская Сангха  Калмыкии растет и развивается. Отхон молод, выбор его пути — глубоко осознанный, искренний. Он вырос в небольшом селении, где его семья и земляки сохранили веру, почтение к Дхарме, Будде. Он пришел в монастырь «Геден Шеддуп Чой Корлинг» подростком, мало что зная об Учении, но имея в своем сердце огромное желание стать монахом. Он приходил в этот хурул не один раз, пока монахи не удостоверились, что его желание — это не мимолетная прихоть. Когда он  сказал родителям о своем решении стать монахом, мама его взволновалась и огорчилась. Каждая мать подобное решение сына принимает как  его отказ от жизненных благ, развлечений и приятностей светской жизни. Ей кажется, что родной мальчик лишается всего, обрекая себя  на что-то строго аскетичное, не очень понятное для мирян. На самом деле, как показала жизнь, мамы, отправляя ребенка в монашество, обрекают себя на счастье. Годы учебы в буддийском университете так культивируют любовь к матери, что просто испытываешь потрясение, когда видишь и понимаешь силу и глубину этого чувства  у юношей-монахов. У мамы нет поводов беспокоиться о  сыне, она знает, что он на хорошем, верном пути и ничто его не собьет.
Отхон Хонинов на мероприятии
У Отхона много работы, помимо деятельности в центральном хуруле, где он участвует в службах, ведет индивидуальный прием, он, по просьбе жителей Лиманского района ездит в Лиман Астраханской области, где в буддийском храме проводит службы, принимает мирян. Он очень добрый и сострадательный, терпим к чужим взглядам и поступкам. Он, как истинный монах, самоотвержен в служении другим и очень скромен. Но вместе с тем явно ощущаешь силу его духа, принципиальность и твердость его жизненной позиции.

Говорят, что  монах современности сильнее монаха времен Будды, так как в наше время гораздо труднее сохранить в чистоте свои обеты. Слишком много искушений и предвзятости в нашем мире. Как рассказывают монахи — есть два уровня монашеского посвящения: обеты монаха послушника и обеты полностью посвященного монаха. У Отхона было время, чтобы принять решени стать полностью посвященным монахом. Для этого он поехал в Индию в свой родной монастырь-университет Дрепунг Гоманг. Через несколько дней все, решившие принять полные монашеские обеты, собрались в большом зале монастыря Ганден.

Большой зал монастыря был заполнен до отказа. Принять от самого Его Святейшества Далай-ламы полное посвящение приехали монахи из дальних монастырей. На подобное посвящение очень трудно попасть, но нашему калмыцкому монаху повезло. Атмосферу праздничности и духовного единства большой монашеской семьи молодому монаху из Калмыкии не забыть никогда. Отхон  внимательно слушал своего коренного Учителя, но мало что рассказал мне, обеты гелонга не разглашаются и на таких ритуалах не разрешено присутствовать тем, кто не имеет их.

Лама Сопа Ринпоче говоря о полностью посвященных монахах, называет их героями: «Быть способными жить в своей духовной практике и обетах – это значит быть реально великим героем, поскольку это великий вызов реальности. Это невероятный героизм. Это – герой в преодолении омрачений, а не герой в убийстве многих миллионов людей, то — есть такой, какого обыденные мирские люди считают героем. А здесь это реальный герой, реальный герой в преодолении омрачений, тот, кто способен достичь победы над ними».
Цель полностью посвященных монахов -  служить живым существам и учению Будды, что  является, считают монахи-гелонги Калмыкии, служением нашему Гуру, общему Учителю – Его Святейшеству Далай-ламе.

Мы, миряне, многого в буддийской практике не знаем, а потому не понимаем, что наши молодые монахи, поддерживающие обеты Прибежища, вставшие на путь  служения и помощи другим -  совершенно не обычные люди. Они достойны уважения, почитания, особого отношения к себе. Это отношение мы обязаны культивировать в своем сердце, хранить его и, как эстафету, передавать молодым. Это наша духовная практика, и она намного легче, чем у тех, кто  посвятил себя служению своему народу.

Нина ШАЛДУНОВА

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=15642