Опубликовал: Валерий Павлов 17 Сентябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов
Всего лишь двадцать лет назад увидеть на улице буддийского монаха в бордовых одеяниях было чуть лине чудом.Я помню, как в 90-ые годы, старая женщина, склонившись перед монахом в низком поклоне, плакала, говоря, как счастлива она, имея возможность припасть к стопам ламы. Вероятно, она была из глубоко верующей семьи, которая передала ей обычай встречать монаха с большим уважением и почтением.
В реальности мы многое утратили, некоторые даже голову склонить перед монахом не могут,не складываютсяу нихи рукив почтительном приветствии перед духовным лицом. И этоне случайно, почти четыре поколения калмыков погибли в расцвете сил, знаний, жизненной мудрости в кровавой мясорубке великих потрясений 20 века. В конце прошлого века нам многое пришлось открывать для себя заново. Культура, традиции, утраченные знания, тесно связанные с буддийским Учением, постепенно с помощью тибетских монахов, присланных в Калмыкию Его Святейшеством Далай-ламой, благодаря неустанной деятельности Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче были восстановлены, как и институт монашества калмыков.
Теперь мы можемс гордостью сказать, что у калмыцкого народа есть сильная, чистая монашеская Сангха — основа буддийского Учения. Буддийскую Сангху в священных коренных текстах сравнивают с врачамиу постели больного. Только Будда в силах дать нам лекарство от страданийи неведения,а община монахов лечит, защищает и вдохновляет страждущих. Его Святейшество Далай-лама часто говорит: «Прежде всего нужно принять Прибежище и размышлятьо действиях и их следствиях. Прибежище — это Три Драгоценности — Будда, его Учение и духовное сообщество».
Наших юношей, обучавшихся и обучающихсяв одномиз главных монастырей-университетов традиции Гелуг, Дрепунг Гоманге, отличают чистота помыслов, удивительная доброта и любовьк своему народу. Плеяда современных монахов Калмыкии — высокообразованные, обладающие состраданием и невероятным терпением молодые люди, строго держащие монашеские обеты. Настоятели калмыцких монастырей — центрального хурула и города Лагани, а также некоторые студенты высших курсов университета Дрепунг Гоманг, к примеру, Мутл Овъянов, Санан Матвенов, — монахи-гелонги.
Существуют различные уровни обязательств в практике, различная глубина на Пути отречения и посвящения.Есть 5 обетов генина — мирянина, гецула — монаха, держащего 35 обетов, высшая степень посвящения в монашестве — гелонг, принимающий 253 обета.
Этим летом буддийский монах центрального хурула Отхон Хонинов по личному желанию, рекомендации шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и администрации центрального хурула республики получил полные монашеские обеты гелонга от Его Святейшества Далай-ламы XIV.
Получить посвящение от Его Святейшества Далай-ламы — невероятная удача. Его Святейшество для молодого калмыцкого монаха теперь не только духовный наставник, но и личный духовный Учитель, духовный Друг.
— Монах полного посвящения, или гелонг, должен принести 253 обета.Он обычно живёт в высоко дисциплинированной среде, – сказал однажды шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
Чистая, сильная монашеская Сангха Калмыкии растет и развивается. Отхон молод, выбор его пути — глубоко осознанный, искренний. Он выросв небольшом селении, где его семья и земляки сохранили веру, почтение к Дхарме, Будде. Он пришелв монастырь «Геден Шеддуп Чой Корлинг» подростком, мало что зная об Учении,но имеяв своем сердце огромное желание стать монахом. Он приходилв этот хурул не один раз, пока монахи не удостоверились, что его желание — это не мимолетная прихоть. Когда он сказал родителям о своем решении стать монахом, мама его взволновалась и огорчилась. Каждая мать подобное решение сына принимает как его отказ от жизненных благ, развлечений и приятностей светской жизни. Ей кажется, что родной мальчик лишается всего, обрекая себя на что-то строго аскетичное, не очень понятное для мирян. На самом деле, как показала жизнь, мамы, отправляя ребенка в монашество, обрекают себя на счастье.Годы учебыв буддийском университете так культивируют любовь к матери, что просто испытываешь потрясение, когда видишь и понимаешь силу и глубину этого чувства у юношей-монахов.У мамы нет поводов беспокоиться о сыне, она знает, что он на хорошем, верном пути и ничто его не собьет. У Отхона много работы, помимо деятельности в центральном хуруле, где он участвуетв службах, ведет индивидуальный прием, он, по просьбе жителей Лиманского района ездит в Лиман Астраханской области, где в буддийском храме проводит службы, принимает мирян. Он очень добрый и сострадательный, терпим к чужим взглядам и поступкам. Он, как истинный монах, самоотвержен в служении другим и очень скромен. Но вместес тем явно ощущаешь силу его духа, принципиальность и твердость его жизненной позиции.
Говорят, что монах современности сильнее монаха времен Будды, так как в наше время гораздо труднее сохранить в чистоте свои обеты. Слишком много искушений и предвзятостив нашем мире. Как рассказываютмонахи — есть два уровня монашеского посвящения: обеты монаха послушника и обеты полностью посвященного монаха. У Отхона было время, чтобы принять решени стать полностью посвященным монахом. Для этогоон поехалв Индиюв свой родной монастырь-университет Дрепунг Гоманг. Через несколько дней все, решившие принять полные монашеские обеты, собрались в большом зале монастыря Ганден.
Большой зал монастыря был заполнен до отказа. Принять от самого Его Святейшества Далай-ламы полное посвящение приехали монахи из дальних монастырей. На подобное посвящение очень трудно попасть, но нашему калмыцкому монаху повезло. Атмосферу праздничности и духовного единства большой монашеской семьи молодому монаху из Калмыкиине забыть никогда. Отхон внимательно слушал своего коренного Учителя, но мало что рассказал мне, обеты гелонга не разглашаются и на таких ритуалах не разрешено присутствовать тем, кто не имеет их.
Лама Сопа Ринпоче говоря о полностью посвященных монахах, называет их героями: «Быть способными жить в своей духовной практике и обетах – это значит быть реально великим героем, поскольку это великий вызов реальности. Это невероятный героизм. Это – герой в преодолении омрачений, а не геройв убийстве многих миллионов людей, то — есть такой, какого обыденные мирские люди считают героем. А здесь это реальный герой, реальный герой в преодолении омрачений, тот, кто способен достичь победы над ними». Цель полностью посвященных монахов - служить живым существам и учению Будды, что является, считают монахи-гелонги Калмыкии, служением нашему Гуру, общему Учителю – Его Святейшеству Далай-ламе.
Мы, миряне, многого в буддийской практике не знаем,а потомуне понимаем, что наши молодые монахи, поддерживающие обеты Прибежища, вставшие на путь служения и помощи другим - совершенно не обычные люди. Они достойны уважения, почитания, особого отношения к себе.Это отношениемы обязаны культивировать в своем сердце, хранить его и, как эстафету, передавать молодым. Это наша духовная практика, и она намного легче, чем у тех, кто посвятил себя служению своему народу.