Печать

В завершение европейского тура Его Святейшество Далай-лама посетил вьетнамский храм Вьен Зак

Опубликовал: Валерий Павлов 23 Сентябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Ганновер, Германия, 20 сентября 2013 года — Завершением европейского тура Его Святейшества Далай-ламы стала поездка во вьетнамский храм Вьен Зак в Ганновере. Выйдя из машины, Его Святейшество поприветствовал нескольких друзей среди ожидавших его монахов; затем все вместе направились в храм.

Его Святейшество отдал дань почтения образу Будды и прочитал молитвы, после чего, заняв свое место на троне, начал беседу: «Я бесконечно рад возможности посетить вьетнамский храм. Исторически среди последователей Будды, старшими считаются последователи палийской традиции, а между теми, кто следует санскритской традиции, старшие — китайцы, затем вьетнамцы, а за ними корейцы и японцы. В Тибет буддизм пришел позже, и в обычае младших учеников уважать тех, кто старше. Прошло уже более двух с половиной тысяч лет с тех пор, как умер Будда, но ученики в разных уголках мира продолжают следовать его учениям, находя в них источник радости».

Его Святейшество заметил, что технологии XXI века шагнули далеко в своем развитии, но могут стать причиной чудовищных разрушений. Нам совершенно необходимо уделять больше внимания внутренним ценностям, на которые опираются внутренний покой и мир. Это станет порукой, что технологии будут применяться только в мирных целях. Его Святейшество сказал, что вьетнамцы не понаслышке знают о страшной разрушительной мощи современного оружия и страданиях, которые оно приносит, ведь они пережили войну на своей территории. Он вспомнил, как однажды пролетал над Вьетнамом по пути в Японию во время вьетнамской войны и видел бомбардировщик Б-52 из иллюминатора; он тогда, не переставая, думал о людях, находящихся внизу, на земле.

Сегодня, во многих частях мира поднимаются волны протеста против насилия; люди хотят мирной жизни. Антивоенные, анти насильственные движения набирают силу. Ценности, на которых зиждутся все основные религии, такие как любовь, сострадание, терпимость и самодисциплина, остаются актуальными. Таким образом, последователи религиозных традиций, как никто другой, в ответе за построение мира во всем мире; и очень важно, чтобы различные религии жили в гармонии и взаимоуважении.
  title=
«В буддизме содержатся уникальные философские взгляды, идея о взаимозависимости, которая учит, что все вещи зависят от каких-то других факторов, и ничто не существует абсолютно или независимо. В санскрите есть специальный термин для обозначения этой теории – пратитья-самутпада. Это преобладающее философское воззрение и в палийской, и в санскритской традициях».

«Будда преподал нам Четыре благородные истины, опирающиеся на взаимозависимость. Все последователи санскритской традиции начитывают Сутру сердца, которая гласит: “Форма пуста, пустота — это форма”. Согласно учению Будды, страдания коренятся в неведении, в неверных представлениях о том, что вещи существуют сами по себе или независимо, в то время, как все вещи взаимосвязаны и существуют в силу каких-то других факторов. Будда учил, что пустота — это не ничто, но отсутствие независимого существования».

Его Святейшество объяснил, что благодаря пониманию и размышлениям о взаимозависимости, наше неведение уменьшается, а понимание реальности растет. Таким путем мы преобразовываем наши умы. Мы можем по-разному произносить Сутру сердца, но она символизирует постепенный рост понимания, венцом которого станет достижение состояния Будды.

«Мы принимаем прибежище в Будде, но наша конечная цель — самим достигнуть состояния Будды; это честолюбивый замысел! Будда говорил, что внутри каждого из нас есть семена сознания Будды, природа Будды. Пока вы молодой студент, полезно мечтать о том, что когда-нибудь вы станете профессором. Подобным образом, последователям санскритской традиции буддизма принесет пользу честолюбивое устремление стать Буддой».

«Мудрость, постигающая пустоту, приумножается с помощью сосредоточения. Сосредоточение делает ум сильнее, а чтобы удерживать и развивать сосредоточение, нам нужна нравственность и дисциплина».

«Во-первых, мы устраняем загрязнения ума, потому что хотим освободиться от собственных страданий; во-вторых, мы устраняем следы загрязнений ума, так как они препятствуют познанию. Преодолев их, вы увидите две истины одновременно — это и есть состояние сознания Будды. Если мы практикуем три высшие тренировки ума с такой мотивацией,— это становится противоядием даже от самых тончайших разрушительных эмоций».

Снова обратившись к «Сутре сердца», Его Святейшество объяснил, что ее последние слова «бодхи сваха» означают устранение всех препятствий и их следов и достижение умом состояния всеведения. Он добавил, что основой ежедневной практики должно стать развитие альтруизма и мудрости.

Его Святейшество подчеркнул важность исследования, особенно для санскритской традиции, напомнив совет, который Будда дал своим последователям: не принимать его слова только на веру, но исследовать их и проверять. Как буддисты XXI века, добавил Его Святейшество, мы должны не только петь молитвы, хотя и это нужно, однако гораздо важнее учиться.

«Поэтому, прошу вас, учитесь. Выясните, что такое Будда, Дхарма и Сангха. И помните, Будда не всегда был пробужденным, когда он только вступил на путь, он был таким же, как любой из нас. Чтобы понять, что есть Будда, нужно понять путь».
  title=
Затем Его Святейшество сказал, что рад будет ответить на вопросы слушателей, и первый вопрос коснулся разницы между буддизмом Запада и Востока. Далай-лама ответил, что учение Будды не меняется, хотя ловушки для изучающих могут быть разными с учетом разницы в культурах. Но, сказал Его Святейшество, мы должны обращаться к учению, а не к культуре.

Другой вопрос имел отношение к утрате или исчезновению Дхармы. Его Святейшество привел слова Будды о том, что его учение может исчезнуть, но не потому, что оно не истинно, а потому, что последователи утратили его верное понимание или перестали поддерживать его должным образом.

В заключение одна женщина попросила Его Святейшество вернуться снова как Пятнадцатый Далай-лама, чтобы помогать людям, подобным ей. Он ответил, что еще в 1969 году четко объяснил, что будет или нет существовать институт Далай-лам предстоит решать тибетскому народу. Только, если тибетцы захотят видеть нового Далай-ламу, будет поднят вопрос о следующем преемнике, если нет, он может оказаться последним.

«Однако, это вовсе не значит, что череда моих перерождений завершится. Моя любимая молитва — это строфа, написанная Шантидевой. Вот она:

Покуда длится пространство,
Пока живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать тьму.

Поэтому я вернусь».

Покинув храм Вьен Зак под возгласы благопожеланий преданных последователей, которые не хотели с ним расставаться, Его Святейшество уехал в аэропорт Ганновера, чтобы совершить длительный перелет в Индию.

Перевод: Ольга Селезнева
http://dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=15695