Печать

Равнай Сахюсан дугана Балдан Брейбун

Опубликовал: Валерий Павлов 24 Сентябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

У  КОЛЫБЕЛИ

Россиийского буддизма побывал специальный корреспондент «АиФ»

   Сентябрь у бурят особенный месяц. Радуется глаз степняка при наличии, нагулявших жирок за короткое забайкальское лето, пяти видов скота. Гармонично украшают изумительный ландшафт необъятных угодий, вобравшие в себя исполинскую силу,повсеместно священные аршаны. Величаво несут свои воды легендарные среди монгольских народов Онон, Селенга, Керулен, Орхон и, конечно же, Чикой. Именно здесь, близ села Мурочи, что в Кяхтинском районе, почти два с половиной века назад было положено начало бурятскому ламаизму, ставшему духовной опорой всем номадам российской империи. Тогда же высочайшим указом Елизаветы был утвержден в сане первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев. Знала ли царица, что ее решение ляжет в основу создания института высших буддийских иерархов государства, теперь сказать трудно. Но то, что оно явилось судьбоносным – это факт.

   Итак, без малого 250 лет спустя, ХХIV Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев, закрепляя начатое императрицей, вновь прибыл в дацан «Балдан Брэйбун», чтобы принять участие в процедуре освящения Сахюусан дугана. Кстати, возведен он был благодаря пожертвованиям прихожан, среди которых самое активное участие принимал Виталий Санжиев. И он был отмечен благодарностью руководства Сангхи России. Конечно же, в одиночку строительство столь важного объекта бывает не под силу. Свой существенный вклад в расширение храмового комплекса также внесли Андрей Цынгунов, Иван Эрдынеев, Александр Ванчиков, Сергей Рабданов, Денис Цырендоржиев, Владимир Эрдынеев, Баясхал Батомункуев и многие другие жители Кяхтинского района. Это навсегда утвердил в баярай бэшэг (благодарственных письмах) настоятель дацана, Шэрээтэ-лама Бата Шареев.

      Сказать, что земля эта действительно свята, ничего не сказать Испокон веков ее уроженцы – сонголы надежно охраняли границы страны, гоняли скот в соседние Халха-Монголию, Китай и торговали всем, что давала эта плодородная почва. Не будет преувеличением сказать, что кяхтинцы сыграли далеко не последнюю роль в развитии и процветании Чайного пути, открыв последнему двери в Россию, Европу и мир.

     Но вернемся в день сегодняшний. Дождь у народов, исповедующих буддизм,— Божья благодать. Так было и на этот раз. Что интересно, в этом году, несмотря на  достаточно влажную погоду по всей Бурятии – неурожай грибов. И только вокруг древней Кяхты, в ее живописных лесах, их настолько много, что можно подскользнуться.   Наверняка, на днях инаугурированный новый глава района Александр (Балсан) Буянтуев и его формирующаяся команда используют в будущем данный фактор для укрепления экономики Кяхты.  На праздник же новый кяхтинский лидер прибыл в нарядном бурятском национальном дэгэле и поздравительную речь свою вел на характерном сонгольском наречии, подчеркнув тем самым многообразие культур этнической Бурятии. Отрадно, что Александр Буянтуев первые шаги в новом качестве начал именно с дороги в храм. А ее,  как известно, осилит идущий. В принципе об этом также  говорили, участвовавшие в торжестве депутаты Народного Хурала Леонид Бляхер и Юлия Гыпылова.

    Глава Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев не скрывал своего приподнятого настроения. Ведь Пандито Хамбо ламой он стал не  сразу. Много лет назад, проработав рядовым эмчи-ламой Иволгинского дацана, он прибыл в Мурочи, в дацан «Балдан-Брэйбун», где стал его настоятелем. Своими решительными шагами в возрождении религии он снискал истинное уважение у местного населения, что весьма непросто. Сонголы, мягко говоря, народ оригинальный. И сонголом невозможно родиться – им можно только стать. Этимология данного слова говорит сама за себя. Оно означает «избранный», «выбранный». В своей пламенной речи Дамба Аюшеев не раз подчеркивал это обстоятельство, имея все основания и являясь по сути таким же. Вспомним, что родом он с противоположенного берега, из Красно-Чикойского района Забайкальского края, где находится исток этой полноводной реки. Сейчас же, будучи на вершине конфессии, он всегда помнит, что дал ему «Балдан-Брэйбун» и спешит воздать последнему должное. Каждую неделю в Мурочи на работу командируются 15 студентов-хувараков из буддийского университета при его резиденции. Обращаясь к верующим, к старшим по возрасту высший буддийский иерарх страны призвал к бдительности. Другими словами внутренне нужно быть готовыми встретить любую напасть, включая болезни. Но мозг должен являться центром позитива и настроен только на победу. Еще он акцентировал внимание собравшихся на то, что Мурочинский дацан стал своеобразным «аэропортом» в религиозном сообщении. Его почти часовая лекция была понятна как начинающему практику буддисту,  так и тем, кто провел в ней десятилетия. Ко  двору пришлись и уместные к случаю шутки и сентенции, какие блестяще исполняет настоящий  духовный  деятель и учитель. Чувствовалось с какой неподдельной благодарностью он вспоминал о годах, проведенных в стенах храма «Балдан Брэйбун», откуда по большому счету начался его путь. И в первую очередь он называл людей, которые стали ему поддержкой в совместной  работе. Многих, к сожалению, уже нет. Те же, кто сегодня, как и он в строю, даже намного старше, не стесняясь подходили к Дамбе Аюшееву за благословением, зная, что для каждого у него найдется доброе слово, рукопожатие, объятие…

     Завершилось торжество ближе к вечеру. Тем не менее состоялись, ставшие уже традиционными, состязания, которые проводятся при любом дацане, входящем в Сангху России. У мужчин победителями стали Зорикто Цырендондопов (Селенгинский р-н, свыше 75 кг), Евгений Дондуков (Джидинский р-н, до 75 кг), Алдар Тобчинов (Кяхтинский р-н, до 63 кг). На этот раз среди юных борцов бухэ барилдаана лидеры выявлялись в 8 весовых категориях.  Вероятно, лишне напоминать, что они наше ближайшее будущее и их имена мы вскоре услышим. Это так.

     …Сентябрьский дождик же, завершая празднование рамная Сахюусан дугана,  медленно накрапывал над Мурочинским дацаном «Балдан Брэйбун», который стал символом этой удивительно красивой земли и совсем не случайно нареченной колыбелью российского буддизма. Наполняя воды Чикоя, небесные капли, как всегда это было с  момента мироздания, несомненно, поведут нас и окружающее бытие к новой жизни. Что ж, так было и так будет.

Нордоп Дашиев. Фото автора.

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=12449