Печать

Геше Лхакдор: “Счастье – когда ты помогаешь ближнему”

Опубликовал: Валерий Павлов 14 Октябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

  title=С 20 по 24 августа в Калмыкии побывал ученый, высокий мастер буддийской практики досточтимый геше Лхакдор. Доктор философии, профессор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов, геше Лхакдор имеет огромный опыт изложения буддийского Учения. Он встретился с учеными Калмыкии, молодежью, верующими. Провел семинары для преподавателей общеобразовательных учреждения и мирян.

О буддизме, счастье и других ценностях Геше Лхакдор рассказывает в эксклюзивном интервью «ЭП».

-Вначале мне бы хотелось узнать, как Вы пришли к буддийской философии? Вы с детства знали, кем вы будете? Кто были ваши родители?

— Стать буддистом для меня было закономерностью: я родился в буддийском сообществе. Когда китайцы вошли в Тибет, я, будучи маленьким мальчиком, ушел в Индию. Поступил в монастырь и 18 лет изучал буддийскую философию. Мне очень нравилось и нравится учиться. Мои лучшие друзья – это книги. За всю мою жизнь у меня выработалась привычка читать. Я и с собой привожу очень много книг…
Что касается моей семьи, то мои родители были обычными тибетцами.

- Дорогой Учитель, ваш визит в Калмыкию проходит в рамках программы приглашения выдающихся буддийских учителей, рекомендованных Его Святейшеством Далай-ламой XIV для работы с подрастающим поколением. Почему, на ваш взгляд, так важно воспитание именно в подростковом возрасте?

— Очень много факторов привели к этой ситуации. Раньше большинство тибетцев были неграмотными. Со временем наше государство стало уделять образованию самое пристальное внимание. Потому сегодня в тибетском сообществе очень много компетентных, образованных специалистов. К тому же, они не останавливаются на достигнутом и продолжают учебу на Западе, где буддизм очень популярен.

А на примере Калмыкии скажу следующее. Для качества образования и воспитания нужно время. И, наряду с государством, огромную роль в воспитании личности играет семья и родители. Если молодежь сегодня не получает образования, в будущем у нас не будет прогресса.
Считаю, что образование следует получать как из современных научных источников, так и из традиционных, я имею в виду буддийские тексты. Оттуда вы почерпнете все самое ценное и найдете ответы на любые вопросы.

- Вы принимали участие в переводе книг Его Святейшества. Известно, что Далай-лама пишет книги о простых человеческих ценностях – счастье, свободе, жизни и смерти… Можно ли, на ваш взгляд, собрать нечто общее в мыслях Его Святейшества и определить в чем смысл жизни и что такое счастье в двух словах?

— Счастье – это чувство глубокого внутреннего удовлетворения. Не нужно путать счастье с удовольствием. Современный мир предлагает массу удовольствий. Вы можете радоваться новой машине, вкусной еде, просмотру телепередач… Все это, безусловно, принесет вам радость, но по-настоящему счастливым это вас не сделает. Счастье формируется, когда ты искренне помогаешь другому человеку. Обретение в душе этого счастья является смыслом жизни.

- Как автор многих публикаций о Тибете и буддийской культуре, не находите ли вы определенную связь между тибетской и калмыцкой культурами?

— До того, как в Тибете стали исповедовать буддизм, наша страна была достаточно мощной военной державой. Мы были могущественным государством, завоевавшим часть Китая, часть Индии. Образно говоря, военную энергию мы передали в культуру. В основе нашей религии лежит принцип ненасилия и сострадания. И это важно для всех буддистов, независимо от места проживания.
У нас с вами много общего: мы похожи внешне, да и едим мы почти ту же самую пищу.

- Кстати, о пище. Читала о путешествии одного паломника, наставником которого был буддийский монах. После долгих странствий оба заходят пообедать в кафе. Каково же было удивление пилигрима, когда его Учитель заказал гамбургер, картофель фри и кока-колу.— Это же вредно,— воскликнул ученик.— Важно не то, что ты ешь, а как ты к этой еде относишься,— ответил гуру. Как вы прокомментируете эту историю?

— Я согласен с этим монахом, но только отчасти. Я придерживаюсь лозунга «Ты — то, что ты ешь». Надо есть легкую здоровую пищу, богатую витаминами и минералами. Такой еде я отдаю все свои предпочтения. Я не приемлю специи. В моем рационе мало риса и картофеля, способствующих повышению веса и совсем нет морепродуктов.

- Сейчас в Интернете в свободном доступе находится масса самой разной литературы, в том числе духовной. Действительно ли Всемирная паутина дает ответы на все вопросы или есть то, о чем можно узнать из уст только истинных учителей?

— Безусловно, только у живого учителя можно получить настоящий опыт. Есть большая разница между живой лекцией и той, что вы слышите в записи. Учитель и ученик — эта линии преемственности должна быть полна жизни. Представьте, что вы живете в Америке, а ваши родители здесь, в Калмыкии. Вы будете общаться с ними по скайпу, но это не уменьшит вашего желания увидеть их воочию.

- Вы не первый раз в Калмыкии. Какие впечатления сложились у Вас о нашей республике? Отметили бы вы какие-либо перемены в ее развитии?

— Внешне республика и город Элиста стали краше, появилось больше машин. А о внутренних переменах вашей родины и ваших соотечественников я не знаю. А как бы Вы ответили на этот вопрос? Как изменилась Калмыкия с 1991 года, когда я приехал сюда впервые?

— Тогда я была еще ребенком.

— А за последние годы?

— Да, развитие идет, но, наверное, заботы у людей все те же…

— Вы сами ответили на свой вопрос. Главное, что вы это понимаете… Именно поэтому я выступаю с лекциями.

— Спасибо, Учитель, за беседу.

Виктория УБУШИЕВА,

газета ”Элистинская панорама”    width=    width=    width=    width=    width=
   width=


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=16178