Печать

На заседании клуба “Манджушри” говорили о традиционном искусстве калмыков, тесно связанном с буддийским Учением

Опубликовал: Валерий Павлов 21 Октябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

Настоятель центрального хурула дост. Анджа-гелюнгВ минувшую субботу, 19 октября, на заседание литературно-просветительского клуба «Манджушри, посвященном традиционном искусству калмыков, его прошлому и настоящему, пришли доктор искусствоведения Светлана Батырева, художники Александр Поваев, Дельгр Сангаджиева, танкописцы Гомпо, Дордже Ванчуг, Татьяная Музраева, наши буддисты, а также гость республики Калмыкия танкописец Николай Дудко.

Открыл заседание клуба настоятель центрального хурула Анджа-гелюнг. В своем выступлении он подчеркнул роль буддийского искусства в сохранении учения Будды. Ведь буддийское искусство является поддержкой практики Дхармы и инструментом его распространения. Буддийское искусство дает нам возможность посмотреть на визуальное воплощении буддизма, на образ Будды и его учеников. В своем выступлении настоятель Анджа-гелюнг поблагодарил нашего гостя Николая Дудко за визит, за обширную образовательную программу, которую художник провел в Калмыкии и преподнес ему от центрального хурула РК подарок и хадак.

Помощник шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Хонгр Эльбиков рассказал о своем участии в международном симпозиуме «Современное буддийское искусство: традиции и инновации» в Бурятиии. В числе почетных гостей симпозиума ‒ Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, профессор Оксфордского университета Роберт Бир и досточтимый Барри Керзин, профессор Международной академии индийской культуры Нирмала Шарма, а также Маргарита Альбедиль, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН и многие другие российские ученые.

В выступление нашего известного искусствоведа Светланы Батыревой, чьи книги по искусству были «первыми ласточками», раскрывающими каноны буддийского искусства, был дан глубокий анализ современного калмыцкого искусства, в котором отражено буддийское мировоззрение.
Светлана Батырева представила видео-презентацию, где картины современных калмыцких художников, наполненные буддийскими образами и символами, служили яркими примерами ее обстоятельному рассказу. Она рассказала также о буддийских мотивах в работах Гари Олеговича Рокчинского — известного художника Калмыкии юбилей которого  широко отмечается в этом году в республике.
Выставка о буддийском искусстве в библиотеке хурула
Дельгр Сангаджиева, художник, преподаватель Детской художественной школы, рассказала, о том, какое незабываемое впечатление произвел мастер-класс Николая Дудко на ребят, о восторге, с которым слушали они  Николая Дудко.

-  Это, по мнению Дельгр,— именно то, что необходимо современной художественной школе. Именно подобные встречи, уроки о канонах буддийского искусства знакомит учеников и величайшей философией мира — буддизмом.

Александр Поваев, народный художник Калмыкии, член-корреспондент Академии художеств, рассказал о своем опыте работы над росписями буддийских фресок в первом буддийском храме Сякюсн-сюме. Он вспомнил, как трудно было ему, как тогда  казалось уже состоявшемуся художнику, принимать  исправления, которые делал после его работы молодой монах художник Эрдни Нимгиров.  Эрдни тогда было всего лишь 20, но у него было за плечами обучение в буддийской школе танкописи.

Главное,— смеется Александр,— я понимал, что Эрдни прав и делает все правильно, но признать это и видеть, как исчезает моя работа, было нелегко. Художник поделился тем, как он несказанно рад встрече с Николаем Дудко, с чьим творчеством заочно знаком уже много  лет.

Вслед за ним выступила Татьяна Музраева — художник-танкописец, 3 года назад завершившая обучение в школу танкописи в Дхарамсале. Как оказалось, и Таня, и танкописцы Гомпо и Дордже Ванчуг, а также Николай Дудко учились у одного учителя — ламы Еше Сенге.
Гомпо, Дордже Ванчуг и Николай Дудко учились вместе (можно сказать однокурсники), а Таня обучалась позже. Сейчас Татьяна открыла школу танкописи в Калмыкии и набирает учеников. Татьяна, рассказала о годах учебы в Дхарамсале, о своем необыкновенном учителе Еше Сенге. Надо отметить, что теплые слова о своем учителе сказал каждый из его учеников. Было удивительно трогательно смотреть как они вместе сидели, объединенные благословением своего Учителя, и даже было что-то общее в их манере общения. Приятно было видеть, как они радовались успехам друг друга.
Художники в библиотеке хурула Калмыкии
Гомпо — руководитель группы художников-танкописцев, сделавших потрясающую роспись хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», высоко отозвался о работах Тани. Ее работы — танки «Белый Манджушри» и «Черный Махакала», представленные на экспозиции — свидетельство высокого мастерства. Он говорил также о том, что молодых художников обязательно  надо поддерживать и помогать  им на творческом пути.

Художник Николай Дудко с большой благодарностью и теплотой говорил об учителе Еше Сенге, который заботился о них, любил их, давал знания, никого не выделяя и не умаляя. Художник поделился своими впечатлениями от  встречи с Калмыкией. Доброжелательное, открытое к нему отношение, родило в нем художественный образ людей, как «шаров». «Круглых» не по форме или телосложению, а «круглых» в том смысле, что это люди мягкие, открытые, добрые, а так как у них нет углов, то они не конфликтные, не агрессивные.

Калмыкия, по мнению художника, переживает своеобразную эпоху возрождения. Также образно Николай представил свое впечатление от встречи с Тэло Тулку Ринпоче.  Шаджин-ламу Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче он видит в центре мандалы: появился Ринпоче-ла, затем возникает хурул, вокруг хурула появляются верующие, и вот также, как появляется мандала от центра к периферии, вокруг Ринпоче-ла растет круг верующих, круг деятельности по возрождению буддизма  как религии, как философии, искусства, образования и круг все ширится, распускается как бутон.  А возрождение буддизма, считает художник, это возрождение национального самосознания народа, нации.

Николай проникся  возвышенной атмосферой клуба «Манджушри»,  чувством необыкновенных кармических связей  собравшихся в этот вечер. На память  Николай преподнес в дар клубу танку «Манджушри».  Ему, известному художнику, была выражена благодарность и преподнесены цветы от министерства культуры Калмыкии, подарки от членов клуба «Манджушри».

Разговор о канонах и свободном творчестве, национальном, самобытном и классическом в искусстве был наполнен глубоким смыслом постижения буддийского учения. Участники клуба размышляли о том, как в классическом изображении божества, написанном в соответствии с каноном, расписанном с математической точностью, появляются новые детали, отражающие национальное своеобразие того или иного народа? Удивительное, непостижимое явление, понятное тем, кто всей своею жизнью связан с искусством и буддийским в том числе.

Образы божества появляется благодаря великим йогинам, которые в результате своей практики достигают прямого видения божества. Этот образ записывается и благодаря этим священным текстам складывается канон, по которому художники далее пишет танку. К примеру, знаменитое в Индии место — пещера Махакалы, где йогин узрел божество, но, так как он боялся сразу взглянуть на него, то постепенно набираясь мужества, медленно поднимал свой взгляд. Существует текст, где описание Махакалы начинается именно с ног.
Но есть еще прозрение самого художника, который пишет танку и может дополнить ее новыми деталями.

Как-то я стояла вместе с одной из наших бабушек-буддисток у изображения Окон Тенгри, которое есть у нас в хуруле «Золотая обитель Будды Шаакьямуни». Бабушка долго смотрела на Окон Тенгри и вдруг говорит: «Я во сне однажды видела Окон Тенгри, вот все было так, но лошадь держала в зубах дүүҗң белого цвета». «Дүүҗң» — это старинное калмыцкое название люльки или колыбели.

Я была поражена рассказом этой бабушки-калмычки, которую часто вижу на учениях, ритуалах в хуруле. Почему именно так она увидела божество? Возможно, это благие отпечатки с прошлых жизней, результат практики. И представители народов, исповедующих буддизм, — носители сознания накопленных благих отпечатков, благотворно влияющих на культуру, традиции народа.

Надежда БАКАРАЕВА,
заведующая библиотекой центрального хурула
«Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=16270