Опубликовал: Валерий Павлов 21 Октябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов
В минувшую субботу, 19 октября,на заседание литературно-просветительского клуба «Манджушри, посвященном традиционном искусству калмыков, его прошлому и настоящему, пришли доктор искусствоведения Светлана Батырева, художники Александр Поваев, Дельгр Сангаджиева, танкописцы Гомпо, Дордже Ванчуг, Татьяная Музраева, наши буддисты, а также гость республики Калмыкия танкописец Николай Дудко.
Открыл заседание клуба настоятель центрального хурула Анджа-гелюнг.В своем выступлении он подчеркнул роль буддийского искусства в сохранении учения Будды. Ведь буддийское искусство является поддержкой практики Дхармы и инструментом его распространения. Буддийское искусство дает нам возможность посмотреть на визуальное воплощении буддизма, на образ Будды и его учеников. В своем выступлении настоятель Анджа-гелюнг поблагодарил нашего гостя Николая Дудко за визит,за обширную образовательную программу, которую художник провел в Калмыкиии преподнес ему от центрального хурула РК подарок и хадак.
Помощник шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Хонгр Эльбиков рассказал о своем участии в международном симпозиуме «Современное буддийское искусство: традиции и инновации»в Бурятиии.В числе почетных гостей симпозиума ‒ Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, профессор Оксфордского университета Роберт Бир и досточтимый Барри Керзин, профессор Международной академии индийской культуры Нирмала Шарма, а также Маргарита Альбедиль, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН и многие другие российские ученые.
В выступление нашего известного искусствоведа Светланы Батыревой, чьи книги по искусству были «первыми ласточками», раскрывающими каноны буддийского искусства, был дан глубокий анализ современного калмыцкого искусства, в котором отражено буддийское мировоззрение. Светлана Батырева представила видео-презентацию, где картины современных калмыцких художников, наполненные буддийскими образами и символами, служили яркими примерами ее обстоятельному рассказу. Она рассказала также о буддийских мотивах в работах Гари Олеговича Рокчинского — известного художника Калмыкии юбилей которого широко отмечается в этом году в республике. Дельгр Сангаджиева, художник, преподаватель Детской художественной школы, рассказала, о том, какое незабываемое впечатление произвел мастер-класс Николая Дудко на ребят,о восторге,с которым слушали они Николая Дудко.
- Это, по мнению Дельгр,—именно то, что необходимо современной художественной школе. Именно подобные встречи, уроки о канонах буддийского искусства знакомит учеников и величайшей философией мира — буддизмом.
Александр Поваев, народный художник Калмыкии, член-корреспондент Академии художеств, рассказал о своем опыте работы над росписями буддийских фресок в первом буддийском храме Сякюсн-сюме.Он вспомнил, как трудно было ему, как тогда казалось уже состоявшемуся художнику, принимать исправления, которые делал после его работы молодой монах художник Эрдни Нимгиров. Эрдни тогда было всего лишь 20, но у него было за плечами обучение в буддийской школе танкописи.
Главное,— смеется Александр,—я понимал, что Эрдни прав и делает все правильно, но признать это и видеть, как исчезает моя работа, было нелегко. Художник поделился тем, как он несказанно рад встрече с Николаем Дудко, с чьим творчеством заочно знаком уже много лет.
Вслед за ним выступила Татьяна Музраева — художник-танкописец, 3 года назад завершившая обучение в школу танкописи в Дхарамсале.Как оказалось,и Таня,и танкописцы Гомпо и Дордже Ванчуг, а также Николай Дудко учились у одного учителя — ламы Еше Сенге. Гомпо, Дордже Ванчуг и Николай Дудко учились вместе (можно сказать однокурсники), а Таня обучалась позже. Сейчас Татьяна открыла школу танкописи в Калмыкиии набирает учеников. Татьяна, рассказала о годах учебы в Дхарамсале,о своем необыкновенном учителе Еше Сенге. Надо отметить, что теплые слова о своем учителе сказал каждый из его учеников. Было удивительно трогательно смотреть как они вместе сидели, объединенные благословением своего Учителя, и даже было что-то общее в их манере общения. Приятно было видеть, как они радовались успехам друг друга. Гомпо — руководитель группы художников-танкописцев, сделавших потрясающую роспись хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», высоко отозвался о работах Тани. Ее работы — танки «Белый Манджушри» и «Черный Махакала», представленные на экспозиции — свидетельство высокого мастерства. Он говорил также о том, что молодых художников обязательно надо поддерживать и помогать им на творческом пути.
Художник Николай Дудко с большой благодарностью и теплотой говорил об учителе Еше Сенге, который заботился о них, любил их, давал знания, никого не выделяя и не умаляя. Художник поделился своими впечатлениями от встречи с Калмыкией. Доброжелательное, открытое к нему отношение, родило в нем художественный образ людей, как «шаров». «Круглых» не по форме или телосложению, а «круглых» в том смысле, что это люди мягкие, открытые, добрые, а так как у них нет углов, то они не конфликтные,не агрессивные.
Калмыкия, по мнению художника, переживает своеобразную эпоху возрождения. Также образно Николай представил свое впечатление от встречис Тэло Тулку Ринпоче. Шаджин-ламу Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче он видитв центре мандалы: появился Ринпоче-ла, затем возникает хурул, вокруг хурула появляются верующие, и вот также, как появляется мандала от центрак периферии, вокруг Ринпоче-ла растет круг верующих, круг деятельности по возрождению буддизма как религии, как философии, искусства, образования и круг все ширится, распускается как бутон. А возрождение буддизма, считает художник, это возрождение национального самосознания народа, нации.
Николай проникся возвышенной атмосферой клуба «Манджушри», чувством необыкновенных кармических связей собравшихся в этот вечер. На память Николай преподнес в дар клубу танку «Манджушри». Ему, известному художнику, была выражена благодарность и преподнесены цветы от министерства культуры Калмыкии, подарки от членов клуба «Манджушри».
Разговор о канонахи свободном творчестве, национальном, самобытном и классическомв искусстве был наполнен глубоким смыслом постижения буддийского учения. Участники клуба размышляли о том, как в классическом изображении божества, написанном в соответствиис каноном, расписанном с математической точностью, появляются новые детали, отражающие национальное своеобразие того или иного народа? Удивительное, непостижимое явление, понятное тем, кто всей своею жизнью связан с искусствоми буддийскимв том числе.
Образы божества появляется благодаря великим йогинам, которые в результате своей практики достигают прямого видения божества. Этот образ записывается и благодаря этим священным текстам складывается канон, по которому художники далее пишет танку. К примеру, знаменитое в Индии место — пещера Махакалы, где йогин узрел божество, но, так как он боялся сразу взглянуть на него, то постепенно набираясь мужества, медленно поднимал свой взгляд. Существует текст, где описание Махакалы начинается именно с ног. Но есть еще прозрение самого художника, который пишет танку и может дополнить ее новыми деталями.
Как-тоя стояла вместе с однойиз наших бабушек-буддисток у изображения Окон Тенгри, которое есть у насв хуруле «Золотая обитель Будды Шаакьямуни». Бабушка долго смотрела на Окон Тенгри и вдруг говорит: «Я во сне однажды видела Окон Тенгри, вот все было так, но лошадь держала в зубах дүүҗң белого цвета». «Дүүҗң» — это старинное калмыцкое название люльки или колыбели.
Я была поражена рассказом этой бабушки-калмычки, которую часто вижу на учениях, ритуалах в хуруле. Почему именно так она увидела божество? Возможно, это благие отпечатки с прошлых жизней, результат практики. И представители народов, исповедующих буддизм, — носители сознания накопленных благих отпечатков, благотворно влияющих на культуру, традиции народа.
Надежда БАКАРАЕВА, заведующая библиотекой центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни»