Опубликовал: Валерий Павлов 30 Октябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов
Полагаю, что прощать трудно по разным причинам ‒ так обстоит дело со всеми явлениями в сансаре.Во-первых, наши ожидания от жизни, как правило, весьма высоки – мы уверены, что у нас все будет хорошо. Когда же события идут вразрез с этим представлением, мы неверно определяем причины происходящего. Но даже если мы распознаемих безошибочно, то скорее на уровне интеллектуального понимания, которое мы не применяемв жизни.Мы проецируем свои представления на внешний мир: этот человек – наш заклятый враг и лишьна нем лежит вина за случившееся. Подобные мысли превращают нас в невинных жертв. Но можно ли жить по-настоящему счастливо с таким взглядом на вещи? Правильное воззрение, основанное на знании закона причины и следствия, помогает тотчас же расставить все по местам.
Так или иначе каждый из нас полон амбиций и мнит, что способен защитить себя от любого вреда, будто мы супер-герои или воплощение совершенства. Когда нам причиняют боль, мы расстраиваемсяи ненавидим себя за то, что не соответствовали воображаемому идеалу. К тому же несчастье придает нам чувство собственной значимости. Хотя страдание угнетает, нам приятнее возвышаться над людьми в своем несчастье, нежели слиться с безликой, пусть и счастливойи безмятежной толпой.
Боль – превосходная подпитка для эго, она превращает его в нечто весомое, но одновременно уязвимое и слабое.Если эго выросло, задеть его куда проще. Однако понимание того, что природа сансары –дуккха (страдание) и нам неподвластно все вокруг до тех пор, пока мы самине устраним причины собственной сансары, поможет легче сносить трудности, из проблемы они превратятся в возможностьчему-то научиться.
Мы склонны путать понятия «простить» и «забыть». Мы не любим прощать. Однако ради того, чтобы обрести хоть какое-то душевное спокойствие, мы предпочитаем забыть о неприятностях, словно ничего и не было.Но можно ли стереть из памяти болезненное переживание? Для того чтобы простить, совсем необязательно забывать ‒ это важно понять. Обычно мы хорошо помним, за что простили. Нам не нравится прощать, потому что мы никогда прежде не испытывали блаженства истинного прощения. Если бымы научились прощать по-настоящему, то оставались бы неуязвимыми для нападок извне, поскольку при любых обстоятельствах наш ум пребывал быв умиротворении. Конечно, многие поступки недопустимы, но все жеих можно простить.
Размышления о том,что же именно мешает нам простить, приведут к осознанию того, что глубоко сидит в нас страх. Мы боимся, что наше прощение освободит обидчика от ответственностиза его проступок.
Но, безусловно, все обстоит не так. Можно понимать, что человек поступил плохо, но при этом не испытыватьк нему ненависти.
Итак, для начала проверьте, сколь искренне ваше желание простить. Поймите, что, не прощая,мы оставляем рану открытой, хотя она вполне излечима. Нашему уму присуще тои дело возвращаться в прошлое, и он не желает видеть, что, так и не сумев простить, он готовит себе жалкое и несчастливое будущее. Прощая же, мы не изменим прошлое, но определенно сделаем свое будущее лучше.
Еще одна причина, по которой так трудно прощать, – убежденность в том, что обида делает нас сильнее противника. Мы обманываем себя, веря, что подобное недовольство послужит нам защитой. В действительности,не отпуская обиду, мы всегда проявляем свои худшие качества, прощая же, приводим в действие положительные, что непременно принесет счастье в настоящеми будущем.
Кроме того, мы считаем, что сумеем простить лишь в том случае, если обидчик признает, что причинил нам боль. Мы уверены, что он намчем-то обязан, и хотим, чтобы он терзался угрызениями совести, словно его переживания могут облегчить нам боль. Но можно ли быть по-настоящему счастливым, если другой человек страдает? Согласитесь, это извращенное счастье.
Вот простая медитация, которая поможет вам простить. Вспомните случай, когда вы кого-то обидели. В глубине души вам хотелось бы получить прощение, не стираемоеиз памяти воспоминание о содеянном тяготило вас. Вам казалось, что вы заслуживаете прощения и, что сделать это не так уж и сложно.
Затем вспомните, как обидели вас. В этом случае вы не сомневаетесь, что поступаете справедливо, не прощая обидчика. Вы не чувствуете боли другого человека от того, что он не прощен.Вы не видите его желания и потребности быть прощенным, и убеждены, что оправдать его трудно и даже невозможно.
В действительности, ситуации схожи, просто вы рассматриваете их с разных сторон. Медитируя подобным образом снова и снова,вы придетек пониманию, что простить нелегко, но вполне вам по силам.
Досточтимая Рита Риникер – шведка по происхождению, странствующий учитель ФПМТ. Она получила монашеское посвящение в 1991 годуи живетв медитационном центре «Тушита» в Дхарамсале, Индия. Она дарует учения в Европе, США, Австралии и Новой Зеландии.