Печать

О танке Николая Дудко, подаренной клубу «Манджушри»

Опубликовал: Валерий Павлов 21 Ноябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Во время своего визита в Калмыкию известный художник-танкописец Николай Дудко преподнес в дар клубу «Манджушри» танку Ригсум Гонпо (rigs gsum ngon ро) — Владыки Трех Родов: Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани. Центральной фигурой танки является Манджужри.

Николай Дудко — большой мастер, который обучался у личного художника Его Святейшества Далай-ламы XIV досточтимого Сангей Еше в Библиотеке Тибетских Рукописей и Архивов в индийском городе Дхарамсала.  Николай неоднократно посещал Монголию, Непал, Индию для получения передач-посвящений и более полного изучения буддийской живописи. Своим духовным учителем Николай Дудко называет Чогьял Намкая Норбу Ринпоче.  Художник выполнял танку «Колесо сансары» по личному заказу Еше Лодоя Ринпоче. Его танки находятся во многих дацанах Бурятии, Монголии и Тибета. Теперь одно из его произведений находится и в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и станет символом литературно-просветительского клуба «Манджушри».

Клуб был создан при библиотеке хурула, поскольку буддийская литература является ключом ко всем областям и направлениям буддизма — науке, культуре, искусству, философии и помогает в решении его главной задачи — просвещения, духовного совершенствования и обогащения новыми знаниями наших слушателей.

Идею создания литературно-просветительского клуба в 2006 году поддержал Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и согласился стать его президентом, так как в образовательных и  и просветительских проектах видит важное назначение центрального хурула в современном мире.

Тема буддийского искусства уже не раз поднималась на заседаниях клуба, но встреча с Николаем Дудко была наполнена особой глубиной изучения и постижения символики буддийской танки.

Буддийское искусство — это своего рода наглядное пособие для погружения в глубокую буддийскую науку. Так, например, рассматривая танку «Колесо сансары», мы знакомимся с основами буддизма, с такими понятиями, как карма, клеши, шесть миров, взаимозависимость, четыре благородные истины, путь просветления как возможность вырваться из круга сансары.

Танка служит визуальной опорой в буддийской практике, раскрывает духовные ценности и посредством воздействия на внутренний мир человека ориентирует его на пути духовного совершенствования.

В танке Ригсум Гонпо, подаренной художником Николаем Дудко, главной фигурой является Манджушри (санскр.Manjusri, букв. «Красивое сияние») — бодхисаттва семейства Падма — Лотосового семейства. Многие буддийские тексты описывают 41 форму Манджушри. Одна из наиболее популярных форм его называется Манджугхоша (букв. ”Красивый голос”).

Манджугхоша изображён прекрасным индийским царевичем с телом золотисто-жёлтого цвета. Он сидит в позе лотоса. В правой руке он держит меч мудрости, символ отсечения неведения (невежества). В левой руке у него стебель цветущего лотоса, чьи лепестки поддерживают текст ”Праджняпарамита”, символизирующий учение о совершенной Высшей Мудрости.

  title=Манджушри — Бодхисаттва Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память, способствует более глубокому постижению Дхармы. Его также считают Бодхисаттвой ясного слова (Вагишвара — ”Господин  речи”).

Один из его эпитетов — Кумарабхута, ”Бывший принц”. Согласно писаниям Махаяны, 70 мириад кальп тому назад Манджушри был королём в одной буд-дакшетре (мир), которая находилась в восточном направлении Вселенной.  Между этим миром и нашим миром была дистанция в 7200 миллиардов миров. Король проникся великим состраданием к блуждающим в страданиях существам Сансары, поэтому, обретя Просветление, он дал клятву следовать по Пути Бодхисаттвы до тех пор, пока в Сансаре не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении.

Бодхисаттва Манджушри — один из переводов его имени — Чарующая Красота — вечно молодой шестнадцатилетний принц, отличающийся великолепным умом, мудростью и красноречием, покровитель учёных и проповедников Дхармы. Его мир Вимала (Гора чистой прохлады). День Манджушри — 4-й день 4-го лунного месяца, его мантра — ОМ А-РА ПА-ЦА-НА-ДИ.

Подобно изображениям, мантра работает на нескольких различных уровнях одновременно. На внешнем уровне энергия возникает из самих звуков мантры. Являясь результатом глубокого опыта Просветленных, эти «слова могущества» наполнены глубоким вдохновением и благословением. Начитывание мантры с сильной верой дает необычный эффект в отбрасывании отрицательных сил, тянущих нас вниз, в бездну шести измерений Сансары.

В нижнем левом углу танка изображен Авалокитешвара — воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд и Бодхисаттв о заботе и покровительстве всех живых существ и защите их от страдания. В них он держат Драгоценность Исполняющую Желания — символ Бодхичитты. В другой Авалокитешвара держит четки, сделанные из кристалла и символизирующие его способность освободить всех существ от Сансары через практику начитывания шестислоговой мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Стебель синего лотоса утпала, символизирует его безупречную и сострадательную мотивацию. Полностью расцветший цветок утпала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее.

Справа изображен Ваджрапани, Бодхисаттва Великого Могущества. Цвет телатемно-синий, держит в правой руке золотой ваджр, стоит на лотосе и солнечном диске в огне мудрости. Ваджрапани — бодхисаттва Энергии и Мощи, искоренитель злых сил. Когда человек обращается к Ваджрапани, то  обретает большую физическую и духовную силу для осуществления всех своих добрых намерений. Сила благодеяния возрастает, если начитывать мантру Ваджрапани: ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ ПАД.

Эта триада — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани символизирует собой Сострадание, Мудрость и Могущество всех Просветленных. Над всей группой, в глубоком синем небе изображен Будда Шакьямуни, Будда нашего времени, открывший всем нам путь достижения состояния Просветления на примере своей жизни. Мантра Будды Шакьямуни: ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СУОХА.

Слева от него — Дже Цзонкапа, основатель школы Гелуг-па, последователями которой являются калмыки. Дже Цзонкапа был великим реформатором. Два его сочинения — «Ламрим», посвященный общему пути Махаяны, и «Нгагрим», посвященный пути Тайной Мантры, охватывают духовную практику буддизма во всем ее объеме. Дже Цзонкапа напрямую лицезрел Манджушри и получал от него Учения. Среди его чудесных деяний основание монастырей Ганден и Сера, учреждение большого молитвенного праздника Монлам. Самое известное восхваление Дже Цзонхавы — это четырехстрочный мигзем:

  title=МИКМЕД ТЕРЧЕН ЧЕНРЕСИК

ДИМЕД КЕНПИ ВАНГПО ДЖЯМПЕЛ-ЯНГ

ГАНГЧЕН КЕЙПИ ЦУКГЕН ЦОНКАПА

ЛОБСАНГ ДАКПИ ЩАБЛА СОЛБА-ДЕБ

Авалокитешвара — кладезь безусловной любви,

Манджушри — владыка незагрязненного ведения,

Цонкапа — венец мудрецов Страны Снегов!

К стопам Лобсанг Дакпы приподаю с мольбой!

На танка справа — Его Святейшество Далай Лама XIV — духовный лидер буддистов мира.  Далай-ламы являются воплощениями на земле Ченрезига, Будды Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо. Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют его Йеше Норбу – «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун – «Присутствие».

Самая известная молитва-обращение к  Его Святейшеству Далай-ламе:

ГАНГРИ РАВЕЙ КОРБИ ЩИНГКАМ-СУ

ПЕНДАНГ ДЕБА МАЛЮ ДЖЮНГБИ-НЕЙ

ЧЕНРИК-ВАНГ ТЕНДЗИН ГЯЦО-И

ЩАПЕД СИДТИ БАРДУ ТЕНГЮР-ЧИК

Да пребудут до завершения сансары лотосы стоп

Авалокитешвары — Тензин Гьяцо,

Источника всей без исключения помощи и счастья.

В стране, окруженной грядой снежных гор.

  title=Так, обращаясь к танке, знакомясь с её персонажами, мы получаем духовные ориентиры в жизни, приобщаемся к богатой древней буддийской культуре и к буддийскому учению. И в этом огромная заслуга прекрасного художника — танкописца Николая Дудко. Отрадно было читать в интервью художника о том, что при посещении нашего хурула  и нашего мероприятия, он пришел к выводу, что «хурул и лично Тэло Тулку Ринпоче исполняют не только религиозную функцию, но и просветительскую», что «хурул — это и религиозный, и образовательный центр, добродетельные лучи которого распространяются на всю Калмыкию».

В завершение выражаю особую благодарность от имени клуба «Манджушри» за преподнесенный в парчовом обрамлении святой образ Бодхисаттвы Манджушри в окружении божеств, которые словно звезды вокруг Манджушри, бодхисаттва Авалокитешвара, бодхисаттва Ваджрапани, Будда Шакьямуни, Дже Цзонкапа и Его Святейшество Далай-лама XIV. Пусть благословение святых образов коснется всех, кто стремится к самосовершенствованию и постижению Пути Будды.

Надежда БАКАРАЕВА,

заведующая библиотекой  центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=16549