Опубликовал: Валерий Павлов 30 Ноябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов
Токио, Япония, 26 ноября2013 года – Последнее утро пребывания в Японии началось для Его Святейшества Далай-ламысо встречис тремястами буддистами, приехавшими из Кореи, чтобы увидеть тибетского духовного лидера. Его Святейшествос теплотой поприветствовал их: «Корейские братья и сестры,я счастлив, что у нас снова появилась возможность побеседовать. Китай, Корея, Вьетнам и Япония традиционно относятся к буддийским странам. В странене обязательно должна быть только одна вера, но в Корее множество буддийских храмов и монастырей, поэтому ваш интерес к буддизму легко объясним».
Его Святейшество отметил, что в 21-м веке Южная Корея достигла высокого уровня материального развития.
«Но принесло ли материальное развитие покой ума? У меня есть очень состоятельные друзья в Америке,у них очень много денег, но покой ума не купшь. Религиозные традиции все еще многому могут нас научить. Основополагающие практики любви, сострадания, терпения, умения довольствоваться тем, что имеешь, и самодисциплины остаются весьма актуальными даже сегодня, в 21-м столетии».
Его Святейшество объяснил, что христианство, ислам, иудаизм и индуизм несут послание любви и сострадания,но говорято нихв контексте бесконечно доброго Бога-творца,и это помогает религиозным практикующим пробудить в своих сердцах любовь и сострадание. Однако одно из направлений санкхья, джайнизм и буддизмне верятв существованиеБога-творца. Будда учил, что укротить свой ум должен сам человек.
Мы страдаем, продолжал Его Святейшество, потому что наши умы не ведают дисциплины, и тутне помогут лекарства или операции. Нам необходимо воспитывать покой ума изнутри. Будда учил, что источник недисциплинированности ума в неведении. Одними молитвами тут не обойтись; чтобы обрести покой ума, нужна мудрость. Когда загрязнения ума становятся тоньше, все больше проявляется природа Будды, вот для этого нам и нужно развивать мудрость. Его Святейшество сделал особый упор на том, что в 21-м веке буддистам следует усердно изучать наставления Будды, даже если их основная цель научиться медитировать.
Члены корейской группы подготовили для Его Святейшества несколько вопросов. Первый касался самосожжений, волна которых прокатилась по Тибету. Корейский буддист спросил, не считается ли согласно буддийским учениям, что пресечение собственной жизни – это убийство. Его Святейшество прежде всего отметил, что здесь затронут очень болезненный политический вопрос, и он бы предпочел не слишком распространяться на эту тему. Он добавил, что происходящие события крайне печальны и согласился, что если строго следовать буддийскому подходу, то прерывание жизни не считается верным решением. Однако оценивать благое это действие или разрушительное, исходя только лишь из природы совершенного действия, нельзя; нужно всегда принимать во внимание цели и мотивацию, которые подтолкнули к его совершению.
Его Святейшество рассказал о случае, который произошел во времена культурной революции, когда китайские солдаты были готовы начать атаку на одиниз самых священных буддийских монастырей. Настоятель, замечательный человек, совершил самосожжение, чтобы защитить свой монастырь. Совершенно ясно, что если в основе подобного действия лежит стремление служить Дхарме, то оно может быть благим.
Один из корейский буддистов поинтересовался, в чем разница между буддийскими божествами и Богом-творцом.Его Святейшество ответил, что хотя буддисты не верятв Бога-творца,но верятв божества, населяющие миры, лишенные формы, миры форм и миры желаний. Обладают или нет божества физическими телами, подобными нашему, зависит от их кармы.Один из участников выразил мнение, что привязанность преодолеть сложнее, чем гнев, и спросил, как лучше с ней бороться. Его Святейшество ответил, что неведение играет свою роль и здесь. Простое осознание изъянов привязанности еще не означает, что будет легко применить противоядие. Противоядием от гнева является любовь, чтобы справиться с привязанностью, необходимо увидеть отталкивающие стороны объекта привязанности.
На вопрос о месте махаяны в буддийском учении, Его Святейшество рассказал о диалогев Дели,в которомон принимал участие. Там как раз подняли этот вопрос. Его Святейшество заметил, что Нагарджуна, который всегда отстаивал истинность учения махаяны, жил всего лишь на четыреста лет позже Будды, поэтому был намного ближе к первоисточнику, чем современные западные скептики. Более того, Нагарджуна обладал блестящим умом и написал великое множество рассуждений об учении Будды, опираясь на логические обоснования. Совершенно очевидно, что учение махаяны, или санскритский канон, не давались широкой публике, а предназначались для группы близких учеников с чистой кармой. Это видноиз Сутры сердца, в которой упоминаются Шарипутра и Авалокитешвара. Учения, составляющие палийский канон, в свою очередь, давались широкому кругу слушателей.
Его Святейшество напомнил слушателям о совете, который сам Будда давал своим ученикам: учение нужно проверять и испытывать, уподобляясь ювелиру, испытывающему качества золота.
«В основе буддийского учения лежат Четыре благородные истины, но в санскритском каноне они разработаны более обширно и детально,с опоройна логическое обоснование. Третья благородная истина, прекращение страданий, доступна для понимания только в контексте пустоты. Слова Сутры сердца “Форма пуста, пустота — это форма” не отрицают существования вещей, но подразумевают, что вещи не наделены самобытием. Нельзя вот так просто сказать, что учение махаяны не является истинным учением Будды, ведь оно было тщательно исследовано и проверенос помощью логического обоснования».
Затем Его Святейшество провел короткую встречу с группойиз ста трех тибетцев, проживающих в Японии.
«Сейчас мы переживаем тяжелый период нашей истории, – сказал Далай-лама. – Несмотря на то, что вы живетев другой стране, всегда сохраняйте силу духа, не забывайте, что вы тибетцы.Мы следуем подходу Срединного пути и надеемся разрешить наши проблемы и достигнуть приемлемого для всех решения».
«Сегодня в Китае насчитывается около 400 миллионов буддистов, многие из них образованные люди, питающие интерес к тибетскому буддизму и культуре, нашему бесценному сокровищу. Некоторые из них приезжают ко мнев Индию, и у многихя видел слезы на глазах».
«Среди китайского руководства есть люди, придерживающиеся умеренного, реалистического подхода, но многои сторонников жесткой линии. Однако все больше представителей китайской интеллигенции сочувствуют делу Тибета. Это показывает, что наша твердая приверженность ненасилию уже дает первые плоды. Многие китайцы стали нашими сторонниками благодаря этому подходу, и я надеюсьна положительный исход».
Его Святейшество призвал тибетцев жить нравственно, не обманывать и не вводитьв заблуждение других. Он добавил, что необыкновенно важно продолжать показывать всему миру, что тибетцы честные и правдивые люди. Его Святейшествос грустью рассказал о недавнем случае в Нью-Йорке.Он далтакой же совет и там,но ещедо наступления вечера один из тибетцев вступил в дракуи убил человека. Он попросил тибетцев поддерживать доброе о себе мнение, не увлекаться погоней за кратковременными выгодами и способствовать продвижению тибетской культуры и ценностей.
«Очень важно, чтобы ваши дети научились говорить и писатьпо-тибетски.На меня произвели огромное впечатление юные тибетцы из мусульманской общины в Кашмире.Они замечательно разговаривали на родном языке, хотя там и не было тибетской школы. Их учат родители, а такжеих бабушкии дедушки.В то же время, я встречалсяс тибетцами, живущими в Америке, которые дома разговаривают со своими детьми только по-английски».
«Некоторые молодые тибетцы требуют полной независимости, что безусловно является нашим правом, но необходимо подумать, о какой именно независимости они говорят. Независимость, провозглашенная во времена Тринадцатого Далай-ламы,не была всеобъемлющей. Полностью независимым Тибет был только в 7–9 веках, что ясно подтверждается не только тибетскими историческими документами, но и китайскими источниками».
«Некоторые говорят, что нужно менять подход Срединного пути, но если мы, живущие в свободных странах, будем активно призывать к независимости, страдать в результате будут тибетцы в Тибете. Те, кто многое делают, чтобы дать тибетцам образование, столкнутся с новыми трудностями. Если даже могущественные державы идут на уступки Китаю, можем лимы надеятьсяна успех бескомпромиссного подхода? В 1956-м и в 1959-м годах Неру говорил мне, что США не начнет войну с Китаемиз-за Тибета.Если мы станем призывать к независимости,мы только подогреем гнев Китая, не добившись при этом своей цели. В поисках решения этой проблемы могут помочь замечательные примеры Европейского Союза и Индии».
«Тибету нужны материальное развитие и экономический прогресс. Если у нас будет подлинная автономия, мы сможем сохранить наше образование, родной язык, религию и защитить хрупкую природу Тибета, оставив вопросы обороны и внешней политики на усмотрение Китая».
«Каждое утро мы начинаемс молитвы “Пусть все живые существа обретут счастье и освободятсяот страданий”.Мы относим эту молитву и к нашим китайским братьям и сестрам».
Затем Его Святейшество отправился прямо в аэропорт Нариты и селна самолет, улетающий в Индию.На этом поездка Далай-ламы по Японии завершилась. За прошедшие дни он встречалсяс множеством людей самых разных профессий и различного социального положения, молодыми и старыми,но где бы он ни появлялся, люди встречали его с уважениеми теплыми улыбками на лицах.