Билакупе, штат Карнатака, Индия, 25 декабря 2013 года – Несмотря на то, что учения будут проходить в крытом дворе монастыря Сера Чже, Его Святейшество Далай-лама в течение первой недели будет жить в монастыре Сера Ме. Путь от одного монастыря до другого занимает всего несколько минут на машине по узким улочкам, а вот чтобы добраться от машины до трона необходимо гораздо больше времени, ведь нужно пройти через огромное скопление людей. Как бы там ни было, но сегодня Его Святейшество с радостью общался с собравшимися людьми, отвечая взглядом на взгляд старого друга, делая знак старому знакомому и пожимая множество протянутых ему рук.
«Я очень рад, что сегодня здесь собралось так много людей, – сказал Его Святейшество. – Мы начали учения по сочинениям традиции ламрим в прошлом году. Некоторые из них мы уже закончили. Давайте посмотрим, как пойдет дело в этом году и сколько я смогу прочесть, пока мои глаза не устанут. Мы собрались здесь, чтобы постараться как можно лучше прожить эту жизнь и тем самым обрести лучшие будущие рождения. Для начала мы прочтем восхваление Будде Шакьямуни, а затем молитву линии передачи ламрим».
Его Святейшество сказал, что, независимо от темы обсуждения, прежде всего необходимо утвердиться в правильной мотивации. Будет ли действие благим или разрушительным, зависит от мотивации, с которой мы его совершаем. Если мотивация запятнана одной из восьми мирских забот, действие не будет должной практикой Дхармы.
«Недостаточно принять прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе только на эту жизнь, или во благо следующей жизни, или даже ради обретения освобождения; нам нужно принимать прибежище до тех пор, пока мы не достигнем полного пробуждения. В строфе, которую мы прочли, есть слово “я”, мы говорим: “Да достигну я пробуждения”. Очень важно исследовать, существует ли это “я”, или самость, так, как нам кажется».
Его Святейшество сказал, что в монастыре собралось около тридцати тысяч человек, учения переводятся на десять языков. Каждый из собравшихся хочет прожить счастливую жизнь и не хочет страданий. Будда объяснил, какие препоны создает нам недисциплинированный ум, и насколько полезно его обуздывать. Мы укрощаем свой ум ради осуществления собственного стремления к счастью, а не для того, чтобы сделать приятное кому-то другому. Ум замутнен ложными представлениями о том, что вещи обладают истинным существованием, и чтобы преодолеть подобные представления, нужно понять бессамостность. Чтобы преодолеть эгоцентризм, недостаточно просто любящей доброты; нужно зарождать в себе бодхичитту. Поэтому необходимо максимально полно использовать присущие человеку умственные способности и развивать душевную теплоту.
Его Святейшество сказал, что не раз сталкивался с неверными представлениями о тибетском буддизме, вспомнив, что однажды Нельсон Мандела представил его на одной из конференций как главу ламаизма. В другой раз, на встрече Парламента мировых религий в Австралии, он встретился с двумя монахами из Бирмы. Бирманские монахи сказали, что и они, и Далай-лама последователи одного и того же учителя, Будды, но между их традициями есть множество различий. Его Святейшество согласился с первой мыслью, но то, что он сказал дальше, очень удивило бирманских монахов. Он отметил, что «практика Дхармы должна опираться на винаю: вы следуете традиции тхеравады, а мы – традиции муласарвастивады». Монахи ничего не знали о том, что в тибетском буддизме соблюдаются правила винаи.
Женившись на китайской и непальской принцессах, обе из которых привезли с собой статуи Будды, император Сонгцен Гампо мог бы заимствовать буддизм из Китая, но вместо этого он обратил свой взор в сторону Индии. В наши дни ведутся споры о том, создал ли Тхонми Самихота новую письменность для перевода индийских буддийских сочинения на тибетский язык, или он просто усовершенствовал уже существовавшую форму письменности. Буддизм в Тибете учредили три выдающихся человека: император Трисонг Децен, настоятель Шантаракшита и тантрический практик Падмасамбхава. Тибетский буддизм – это традиция, включающая в себя учение Будды во всей его полноте, сохранившееся благодаря усердному изучению и практике.
В VII – IX веках Тибет был единым могущественным государством; исторические документы свидетельствуют о существовании трех империй в азиатском регионе – монгольской, китайской и тибетской. После того, как Тибет распался на части, Еше Од, правивший в XI веке в Нгари, захотел пригласить Дипанкару Атишу из Викрамашилы в Тибет, и его племянник выполнил это желание. Учителя школы кадам, последователи Атиши, уделяли особое внимание традиции ламрим и тренировки ума из колесницы сутр, а не тантре. Дромтонпа разделил учение Атиши на три различные линии различные линии: линия освоения письменных источников, устная линия преемственности и линия сущностных наставлений, и передал их «трем благородным братьям»; Чже Цонкапа позже получил все три и воссоединил их в этапах пути к пробуждению для трех типов духовной личности.
Его Святейшество объявил, что сегодня он начнет читать сочинение Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо «Очищенное золото». Он сказал: «Я получил передачу этого текста от Кунну Ламы Тензина Гьялцена в Бодхгае. Он рассказал мне о нем, и в ту же ночь мне приснилось, что родственник Гьялвы Сонама Гьяцо поднес мне голубой шарф; Ринпоче решил, что это благоприятный знак. Второй и Третий Далай-ламы были великими учителями, они распространяли учение Будды в Центральном Тибете и Монголии. Поскольку это сочинение написано моим предшественником Далай-ламой, оно мне особенно близко. Итак, мы прочтем “Очищенное золото” и “Священные слова Манджушри”, а после этого трактат Нгаванга Дракпы “Сущность красноречия” (Гомчен ламрим)».
В заключение утренней сессии Его Святейшество сказал: «Путь – это то, что приводит нас к пробуждению. Мы должны породить его в своих умах».
В перерыве во дворе, где проходят учения, слушателям подали простой обед. Вторая сессия началась с обсуждения достоинств духовного учителя. Даже в обычной школе качество образования зависит от достоинств учителя. Учитель должен обладать душевной теплотой, что привлечет внимание учеников.
Затем Далай-лама затронул тему сосредоточения, или развития шаматхи. Его Святейшество описал оптимальную семичленную позу: слегка наклоненная вперед голова, правая ладонь покоится на левой ладони, большие пальцы соприкасаются. Он похвалил практику наблюдения за дыханием и подсчета вдохов и выдохов, приведя в пример своих друзей, которые способны сохранять сосредоточение на протяжении тысячи вдохов без перерыва, однако признал, что обычным людям гораздо проще выполнять цикл из 21-го вдоха. Его Святейшество привел слова Чже Цонкапы о том, что сочетание аналитической и однонаправленной медитации весьма результативно.
Его Святейшество заметил, что раз уж нам посчастливилось обрести человеческое рождение, мы должны успеть в этой жизни как можно больше. Он добавил, что когда просыпается поутру, первым делом вспоминает о доброте и сострадании Будды, и это наполняет его счастьем и спокойствием. Его Святейшество привел также слова Пятого Далай-ламы, который говорил, что все, что он узнал, он узнал благодаря своим усилиям. Подобным образом Его Святейшество читает Нагарджуны и других учителе и размышляет над ними.
Его Святейшество напомнил, что подобно многим насекомым и другим животным люди ведут коллективный образ жизни, их выживание зависит от других особей. Но, похоже, люди слишком высокого мнения о собственном интеллекте, а потому склонны пренебрегать сообществом других и чересчур сосредоточены на самих себе. Очень любопытно, что детям, в отличие от взрослых, не свойственно чувство расового или классового превосходства, которое мы приобретаем с возрастом. Нам нужно действовать с большей ответственностью.
Жизнь бесценна, но одной из наших ошибок является цепляние за нее, как будто мы будем жить вечно. Решением здесь будут размышления в рамках девятичленного анализа с тремя его главными темами: смерть неизбежно наступит; мы не знаем, когда она наступит; и единственное, что будет иметь значение в момент смерти, – это Дхарма. Условия, способствующие жизни, могут измениться и стать причиной смерти.
«Если вы в течение дня размышляете о непостоянстве, смерти и бодхичитте, то сможете вспомнить о них и в своих снах. Я очень надеюсь, что, когда придет моя смерть, смогу вспомнить по крайней мере о бодхичитте. Многие западные люди избегают даже самого слова “смерть”, а для многих врачей очень сложно сообщить своему пациенту, что у него обнаружили рак. На самом деле, нам необходимо помнить, что мы можем умереть в любой момент. Я визуализирую процесс умирания пять или шесть раз в день, выполняя свои практики. Я говорю вам это не из желания похвастаться, а чтобы поощрить вас тоже думать о смерти. Я уверен, что когда умру, то не исчезну: будет следующая жизнь, к которой мне нужно подготовиться».
На 25 декабря пришлась тридцатая годовщина со дня смерти главного наставника Его Святейшества Кьябдже Линга Ринпоче, и дневная сессия завершилась торжественным подношением цога. Его Святейшество вспомнил, насколько сильно он ощущал боль утраты в момент смерти Линга Ринпоче, но затем он сумел преобразовать свою печаль в решимость приложить все возможные усилия для того, чтобы выполнить пожелания любимого наставника.
Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru
Фоторепортаж Екатерины Суржок