Опубликовал: Валерий Павлов 11 Январь 2014. Опубликовано в Новости сайтов
Нагпур, штат Махараштра, Индия, 9 января2014 года – Выстроившиеся вдоль дороги люди махали буддийскими и тибетскими флагами и бросали лепестки роз на машину Его Святейшества Далай-ламыв знак приветствия. Из международного аэропорта им. Бабасахиба Амбедкара Его Святейшество поехал прямо в буддийский центр «Нагалока». Облачившись в желто-оранжевое одеяние, Его Святейшество вознес молитвы у подножия одиннадцатиметровой статуи «Идущего Будды», образ, который очень любил Б. Р. Амбедкар как символ милосердной деятельности на благо всех. Его Святейшество разбросал цветы у ног статуи, а затем обошел вокруг нее. Он также предположил, что было бы полезно развесить вблизи статуи цитаты из учений Будды. Затем Его Святейшество поклонился статуе Бабасахиба Амбедкара, ставшего вдохновителем и создателем светской конституции независимой Индии, о которой Его Святейшество часто с восхищениеми признательностью говорит в своих выступлениях.
Утро Его Святейшество посвятил беседе с индийскими буддистами, приехавшими из нескольких штатов, а такжес изучающими буддизм в центре «Нагалока».
«Я просто один из людей, – сказал Его Святейшество. – Куда бы я ни приезжал,я всегда говорю о том, как нам сделать человечество счастливее. Если мы научим людей проявлять больше сострадания, в их жизнине будет места для эксплуатации, запугивания и обмана других. Наш подход должен опираться на общие для всех нас переживания, ведь с самого рождения каждого из нас окружала любовью и заботой мать, без этого мы бы просто не выжили. Материнская любовь, полученная в детстве, наделяет нас способностью любить других, а это является основой светской этики, которая может быть благотворна для всего человечества».
>Его Святейшество добавил, что кроме взращивания подобных общечеловеческих ценностей, необходимо развивать уверенность в своих силах. Он рассказало разговоре, который произошел во время посещения им одной африканской семьи в Соуэтов Южной Африке. Они строили светлые планы о будущем своей страны, в которой едва утвердилась демократия. Его Святейшество поразили тогда слова одного учителя, который покачал головой и сказал: “Мы не может соперничать с белыми, наши умственные способности гораздо ниже, чем у них”.Его Святейшество ответил, что подобные слова его очень огорчают, и уверил, что нет никакой разницы в умственных способностях между черными и белыми людьми. Самое важное, по мнению тибетского духовного лидера, это развить уверенность в своих силах, не забываяо том, что как люди мы все равны.
Его Святейшество заявил, что кроме обязательства распространять общечеловеческие ценности, как буддийский монах, он считает себя в ответеза продвижение межрелигиозной гармонии. Он заметил, что даже во времена Будды не каждый становился буддистом. Будда сам принимал участие в уважительном диалоге и обсужденияхс последователями других религиозных традиций. Он еще раз подчеркнул, что светская этика воплощает идеи любви, сострадания, терпимости и самодисциплины,на которые опираются все религиозные традиции без исключения.
Его Святейшество обратил внимание на уникальную особенность буддизма: Будда советовал своим ученикам не принимать его учения за чистую монету, опираясь только на веру; учение нужно анализировать, исследовать и проверять, подобно тому, как золотых дел мастер проверяет качество золота. Будда учил только тому, что узнал из личного опыта, и говорил своим последователям: «Вы сами хозяева своей судьбы». Его Святейшество никогда не устает говорить о важной роли образования и обучения, подчеркивая, что в 21-м веке буддийская практика будет более эффективной, если она основана на знанияхи понимании, а не на слепой вере.
«Очень важно оглянуться назад и посмотреть, как изучали и практиковали буддизм в таких местах, как монастырь-университет Наланда, воплотивший чистую индийскую традицию. Будда говорил, что следует полагаться не на человека, а на учение;не следовать только букве учений, но искатьих смысл, и не поверхностный или относительный, но глубокий, наивысший».
Во второй половине дня Его Святейшество провел публичную беседу в зале буддийского центра «Нагалока»; желающие послушать тибетского духовного лидера переполнили зал, хотя беседа была незапланированной и объявленоо ней было буквально накануне. Затем Его Святейшество отправился к ступе Дикшабхуми в Нагпуре, сооруженной на том самом месте, где 14 октября1956 года доктор Амбедкар и пятьсот тысяч его последователей приняли буддизм.
Завтра Его Святейшество отправится с визитомв тибетское поселение в Бхандаре,в штатеМадхья-Прадеш.