Опубликовал: Валерий Павлов 24 Январь 2014. Опубликовано в Новости сайтов
Во время выставки экспонатов Новочеркасского музея истории донского казачества, проводимой в августе сего года в Элистев рамках совместного музейного проекта «Во славу Отечества», на шляпках гвоздиков, которые крепили к древку знамя 3-го Донского Калмыцкого конного полка, были обнаружены выгравированные фамилии. Да еще и с указанием воинских чинов. Как выяснилось, сотрудница Национального музея имени Н. Пальмова Мария Дорджиева расшифровала их, и получился довольно внушительный список.
- Среди более пятидесяти предметов и картин это знамя — одна из сохранившихся военных реликвий, было главным экспонатом,— начала свой рассказ моя собеседница.— Правда, в некоторых публикациях нашей прессы это знамя белых казаков-калмыков ошибочно относят к Зюнгарскому полку.
Небольшое, размером приблизительно метр на метр, оно было вышито девушками в калмыцком стиле в 1918 году по заказу ламы Менке Борманжинова, а не по заказу, как опять же ошибочно писали наши журналисты, ламы Дамбо Ульянова, который умер в 1913 году.
Воинский стяг создавался под эгидой знаменитого донского атамана генерала Петра Николаевича Краснова по лекалам тибетских икон. Есть подробное его описание, сделанное нашими учеными, в частности Адьяном Геннадьевичем Кукеевым, который описал все символы, а также перевел мантры, вышитые на полотнищена старокалмыцкоми тибетском языках.
В центре – изображение девы-воительницы Лхамо (Окон-Тенгри),ее окружают священные животные – снежный барс, птица Гаруда, дракон, конь, несущий на спине драгоценный камень Чиндамани, а также всадник в боевом снаряжении. Внизу текст мантр. Это лицевая сторона. Она вся заштопана и очень хорошо реставрирована, как и обратная сторона.
В знак принадлежности к казачьему сословию на обратной его стороне изображен белый олень, пораженный стрелой. Таков древний герб донских казаков, ибо олень, которого не моглини убить,ни поймать,ни взять хитростью, навсегда стал символом непокорности и воли, стремления к свободеи независимости.К древку знамя было прибито 62-мя серебряными гвоздиками, сохранилось только 55, шляпки их размеромс ноготь. Венчает знамя буддийский символ – серебряное навершие из восьми буддийских драгоценностей – Колеса Учения, лотоса, золотых рыбок, штандарта победы и т. д. Своеобразным завершением является надпись на тодо бичиг: «В год Земли-Лошади (1918) лама донских калмыков багши М. Борманжиновс благословениями освятил Знамя для 3-го Донского Калмыцкого конного полка». Осенью того же года оно было торжественно вручено командиру полка в присутствии генерала Краснова, командующего Добровольческой армией, и сотникаА. А. Алексеева.
— Расскажите подробнее, как происходила расшифровка фамилий.
— Выгравированы они на русском языке прописными микроскопическими буковками. Наши коллегииз Новочеркасска сказали: «Если прочитаете, хорошо…» До этого никто за подобный титанический труд не брался. Сначала я работалас лупой,но потом отказалась от нее, сняла и очки,и невооруженным глазом, буковка за буковкой, прочла все фамилии. Каждая была написана по кругу шляпки, а в центре – чины. Например, « г.-л. Абрамов, п.- ес. Поляков», то есть генерал-лейтенант Абрамов, подъесаул Поляков и т. д.
- Как получилось, что знамя сохранилось до наших дней, ведь общеизвестно, что Белая армия, в том числе и воевавшее на ее стороне казачество, потерпели поражение?
— Полк прикрывал в Крыму отход и посадку белогвардейских частей на пароход.Сами казаки потом сдались на милость большевиков, которые их и порубали.В разгар сечи полковник Н. О. Слюсарев сорвал полотнище с древка, обмотал вокруг тела и так переплыл Дон. Мнения относительно его поступка разделились. Одни одобряют спасение им боевого знамени, утрата или захват которого противником всегда считалось тягчайшим позором; воинское подразделение, утратившее знамя, переставало существовать. Другие осуждают полковника за то, что он оставилпогибающий полк.
В поисках материалов о Слюсаревея наткнуласьв Интернетена лаконичную характеристику, которую дал ему белогвардейский офицер: необычайно отважен, необычайно мужественен. И еще: «Несмотря на европейское лицо, его узкие глаза выдавали в нем варвара». То есть, надо полагать, что полковник, как у нас говорят, был болдыром.
- Кто эти люди, чьи фамилии запечатлены на гвоздиках? Храбрые воины, особо уважаемые представители казачества?
Есть предположение, что это фамилии жертвователей, выделивших средства на создание знамени. А средства должны быть немалыми – одно серебряное навершие чего стоит, да золотые нити, да серебряные гвоздики, да и древко не из простого дерева. Среди них были потомственные дворяне-казаки,а также лама Борманжинов, принимавший участие во всех сражениях на юге России в Гражданскую войну.
А какова судьба полковника Слюсарева?
Он попал в Прагу.В Чехии находились лагерь и штаб белоэмигрантов, был создан архив донцов, в том числе и калмыков. Предположительно именно там хранилось боевое знамя. А в1946 году, по окончании войны, этот архив вместе со знаменем попал в хранилищеНовочеркасского музея.