Печать

Из истории: Знамя 3-го Донского Калмыцкого конного полка создавалось по лекалам тибетских икон

Опубликовал: Валерий Павлов 24 Январь 2014. Опубликовано в Новости сайтов

Знамя 3-го Донского Калмыцкого конного полка Во время выставки экспонатов Новочеркасского музея истории донского казачества, проводимой в августе сего года в Элисте в рамках совместного музейного проекта «Во славу Отечества», на шляпках гвоздиков, которые крепили к древку знамя 3-го Донского Калмыцкого конного полка, были обнаружены выгравированные фамилии. Да еще и с указанием воинских чинов. Как выяснилось, сотрудница Национального музея имени Н. Пальмова Мария Дорджиева расшифровала их, и получился довольно внушительный список.

-  Среди более пятидесяти предметов и картин это знамя — одна из сохранившихся военных реликвий, было главным экспонатом,— начала свой рассказ моя собеседница.— Правда, в некоторых публикациях нашей прессы это знамя белых казаков-калмыков ошибочно относят к Зюнгарскому полку.

Небольшое, размером приблизительно метр на метр, оно было вышито девушками в калмыцком стиле в 1918 году по заказу ламы Менке Борманжинова, а не по заказу, как опять же ошибочно писали наши журналисты, ламы Дамбо Ульянова, который умер в 1913 году.

Воинский стяг создавался под эгидой знаменитого донского атамана генерала Петра Николаевича Краснова по лекалам тибетских икон. Есть подробное его описание, сделанное нашими учеными, в частности Адьяном Геннадьевичем Кукеевым, который описал все символы, а также перевел мантры, вышитые на полотнище на старокалмыцком и тибетском языках.

В центре – изображение девы-воительницы Лхамо (Окон-Тенгри), ее окружают священные животные – снежный барс, птица Гаруда, дракон, конь, несущий на спине драгоценный камень Чиндамани, а также всадник в боевом снаряжении. Внизу текст мантр. Это лицевая сторона. Она вся заштопана и очень хорошо реставрирована, как и обратная сторона.

В знак принадлежности к казачьему сословию на обратной его стороне изображен белый олень, пораженный стрелой. Таков древний герб донских казаков, ибо олень, которого не могли ни убить, ни поймать, ни взять хитростью, навсегда стал символом непокорности и воли, стремления к свободе и независимости. К древку знамя было прибито 62-мя серебряными гвоздиками, сохранилось только 55, шляпки их размером с ноготь. Венчает знамя буддийский символ – серебряное навершие из восьми буддийских драгоценностей – Колеса Учения, лотоса, золотых рыбок, штандарта победы и т. д. Своеобразным завершением является надпись на тодо бичиг: «В год Земли-Лошади (1918) лама донских калмыков багши М. Борманжинов с благословениями освятил Знамя для 3-го Донского Калмыцкого конного полка». Осенью того же года оно было торжественно вручено командиру полка в присутствии генерала Краснова, командующего Добровольческой армией, и сотника А. А. Алексеева.

лама донских казаков-калмыков М. Борманжинов — Расскажите подробнее, как происходила расшифровка фамилий.

— Выгравированы они на русском языке прописными микроскопическими буковками. Наши коллеги из Новочеркасска сказали: «Если прочитаете, хорошо…» До этого никто за подобный титанический труд не брался. Сначала я работала с лупой, но потом отказалась от нее, сняла и очки, и невооруженным глазом, буковка за буковкой, прочла все фамилии. Каждая была написана по кругу шляпки, а в центре – чины. Например, « г.-л. Абрамов, п.- ес. Поляков», то есть генерал-лейтенант Абрамов, подъесаул Поляков и т. д.

- Как получилось, что знамя сохранилось до наших дней, ведь общеизвестно, что Белая армия, в том числе и воевавшее на ее стороне казачество, потерпели поражение?

— Полк прикрывал в Крыму отход и посадку белогвардейских частей на пароход. Сами казаки потом сдались на милость большевиков, которые их и порубали. В разгар сечи полковник Н. О. Слюсарев сорвал полотнище с древка, обмотал вокруг тела и так переплыл Дон. Мнения относительно его поступка разделились. Одни одобряют спасение им боевого знамени, утрата или захват которого противником всегда считалось тягчайшим позором; воинское подразделение, утратившее знамя, переставало существовать. Другие осуждают полковника за то, что он оставил погибающий полк.

В поисках материалов о Слюсареве я наткнулась в Интернете на лаконичную характеристику, которую дал ему белогвардейский офицер: необычайно отважен, необычайно мужественен. И еще: «Несмотря на европейское лицо, его узкие глаза выдавали в нем варвара». То есть, надо полагать, что полковник, как у нас говорят, был болдыром.

- Кто эти люди, чьи фамилии запечатлены на гвоздиках? Храбрые воины, особо уважаемые представители казачества?

Есть предположение, что это фамилии жертвователей, выделивших средства на создание знамени. А средства должны быть немалыми – одно серебряное навершие чего стоит, да золотые нити, да серебряные гвоздики, да и древко не из простого дерева. Среди них были потомственные дворяне-казаки, а также лама Борманжинов, принимавший участие во всех сражениях на юге России в Гражданскую войну.

А какова судьба полковника Слюсарева?

Он попал в Прагу. В Чехии находились лагерь и штаб белоэмигрантов, был создан архив донцов, в том числе и калмыков. Предположительно именно там хранилось боевое знамя. А в 1946 году, по окончании войны, этот архив вместе со знаменем попал в хранилище Новочеркасского музея.

Лилия ЩЕГЛОВА, газета «Байрта»
№ 18 (447)



Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=17298