Опубликовал: Валерий Павлов 31 Январь 2014. Опубликовано в Новости сайтов
С первыми лучами восходящего солнца 31 января2014 годав Туве встретили Новый год по лунному календарю — Шагаа, который является одним из самых значительных и любимых праздников тувинцев.
Традиции празднования этого светлого и чистого праздника уходят корнями в глубокую древность. Глубоко и духовно-нравственное содержание праздника, все его элементы, обряды, такие как «чолукшуур» — приветствие, обряд «сан салыр» и другие наполнены особым смыслом, и до сегодняшних дней сохраняют свою актуальность. Шагаа — это праздник единения родных и близких людей, молодого и старшего поколения, посредством которого прививаются традиции и обычаи, соблюдается преемственность поколений.
О том, как готовятся, встречают, празднуют Новый год — Шагаа наши соотечественники, которые живут в Монголиии Китае,о некоторых особенностях и традициях празднования рассказала нам доктор исторических наук, главный научный сотрудник Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва Марина Монгуш.
— Марина Васильевна, расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с календарными праздниками у монгольскихи китайских тувинцев и с Шагаав частности.
Следует заметить, что политические события, происшедшие в Центральноазиатском регионе в начале ХХ века, привели к определенной ломке традиционной календарной системы тувинцев. Испытав сильное влияние со стороны бывшего СССР, Монголия и Китайне только встали на путь социалистического развития, но и приняли атеизм в качестве основной идеологии народных масс. Результатом этого шага стали уничтожение монастырских комплексов и культовых сооружений, гонения на служителей культа, которые чередовались с жесткими репрессивными мерами, а также запрет на официальное проведение обрядов и праздников традиционного календаря, в которых так или иначе проявлялось религиозное сознание. В первую очередь это коснулось Шагаа — тувинского Нового года по лунно-солнечному календарю.
Монгольские и китайские власти рассматривали любые национальные праздники и обряды как пережитки прошлого и призывали общество вести с ними беспощадную борьбу. В Китае отношение к ним изменилось в начале 1980-х годов, когда правительство страны взяло курс на реформирование общества, в результате которого всем народам, проживающим в стране, официально разрешили отмечать их национальные праздники, проводить традиционные обряды, ритуалы и церемонии. Десятью годами позже такое же право получили российские и монгольские тувинцы. С тех пор тувинцы ежегодно празднуют традиционный Новый год, который, кстати, как утверждают монгольские тувинцы, отмечался ими и ранее,но только нелегально.
— Какую роль играет традиционный Новый год в праздничной культуре у наших сородичей?
— Шагаа — один из самых значительных праздников в календарной обрядности зарубежных тувинцев. Он не имеет фиксированной даты; начало его может смещаться в пределах конец января — конец февраля. Это самый желанный, самый продолжительный праздник, представляющий собой целый комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений, религиозных и эстетических воззрений народа. Шагаа является тем временным промежутком, когда уже завершены сельскохозяйственные работы уходящего года и начинается подготовка к работам нового цикла. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное время, когда происходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом в их космическом значении. В то же время это праздник, утверждающий великую «связь времен» жизни, человечества и Вселенной.
— Как готовятся к Шагаа и как долго длится сам праздник?
— За несколько дней до наступления Шагаа вся территория аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и трясутна снегу, все старое выбрасывают или сжигают. В этих предновогодних домашних хлопотах просматривается древнейший обряд изгнания нечисти и скверныиз дома.С возрождением буддизма такие очистительные обряды стали проводиться и в небольших храмах, которые в основном строят монголы. Попытки тувинцев восстановить свои прежние родовые хурэ пока безуспешны из-за отсутствия средств. Возможно, здесь также сказывается их большая приверженность к шаманизму, чем к буддизму, который не сумел глубоко внедриться в среду тувинцев.
Канун Нового года у тувинцев называется чапсар. В это время уважаемые пожилые люди произносят благопожелания, весьма разнообразные по содержанию. Одни из них призваны способствовать цветению трав и богатому приплоду скота, другие содержат пожелания благоденствия и счастья всем родственникам в новом году и во всей последующей жизни, многочисленного потомства и т. д.
Монгольские и китайские тувинцы встречают Новый год с первым восходом солнца. Чтобы не пропустить этот важный момент, взрослые стараются не ложиться спать, так как, по существующему поверью, в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице Землю и, если ему попадаются спящие люди, он принимает их за мертвых и не благословляет.
В первый день Шагаа принято обмениваться особым новогодним приветствием амырлажыр: младший протягивает старшему обе руки ладонями вверх, старший возлагает на них сверху свои руки ладонями вниз. Это приветствие обязательно не тольков первый день наступившего года, но и в течение последующих двух недель; таким жестом люди выражают уважение друг к другу, пожелание благополучия и удачи. Аналогичный жест хорошо знаком и соседям тувинцев — монголам. Первый день Шагаа проходит во взаимных визитах, сопровождающихся обменом подарками. Обычай новогоднего обмена подарками обязателен и играет очень важную роль в системе социальных ценностей тувинского общества. Стоимость подарка не имеет большого значения, главным считается проявление внимания. Не принято дарить всего несколько вещей — колющие и режущие предметы, зеркало и одежду, которая надевается сверху вниз (головной убор, свитер, футболка), так как она «отнимает голову» у того, кому преподносится. Предпочтительно дарить что-то белое: молочные продукты, белый кадак, белый мех и т. д. У тувинцевв дни празднования Нового года очень почитается белый цвет, который в символике ряда тюрко-монгольских народов ассоциируется с представлениемо счастье.Под счастьем тувинец чаще всего подразумевает изобилие скота и всего, что является производным от него: мяса, молока, шерсти, меха и т. д.
В первый день Нового года каждый аал совершает коллективное жертвоприношение духам — хозяевам местности возле небольшого оваа. В основе обряда лежит идея магии плодородия — люди около оваа молятся о богатом потомстве, урожае и приплоде скота.
В настоящее время Шагаа у тувинцев Монголии и Китая возведен в ранг национального праздника и официально празднуется в течение трех дней. Раньше он праздновалсяв течение месяца. Возродившись как неотъемлемая часть традиционной культуры, он представляет собой один из важнейших компонентов этнического самосознания тувинцев. При этом яркую этническую окраску имеет как сам праздник Шагаа, так и отдельные его элементы.
— А новогодняя кухня чем-то отличается от повседневной?
— Да, конечно. В новогоднем празднике пище отводится особое место. В эти дни трапеза воспринимается как особый ритуал; пище придается магическое значение. Ее готовятв большом количестве. В новогодней трапезе преобладают вареная баранина, различные виды молочных продуктов, разнообразная выпечка. Монгольские и китайские тувинцы кладут на праздничный стол вареную голову барана со знаком «кас» (свастика) на лбу, символизирующим солнце, возрождение. Мой информант Солонго Шингил из Ак-Хаба считал, что без этого ритуального блюда Шагаа не воспринимается как Шагаа, и былкрайне удивлен, когда узнал от меня, что в Туве этот обычай давно забыт.
Обязательным в дни празднования Нового года являются и коллективные катания с горна шкурах животных. Каждый человек должен от души поваляться, покувыркаться на снегу, затем все стряхнуть, чтобы все старое осталось в старом году. Китайские тувинцы, например, устраивают специальные новогодние состязания по лыжным гонкам. Молодые люди к ним начинают готовиться заранее. Чтобы победить, им надо иметь хорошую физическую подготовку. Победителям вручают ценные подарки.
Функционально вся новогодняя обрядность символизирует устремленность в будущее. Новый год по лунно-солнечному календарю является началом весны, и этим обстоятельством объясняется его особая роль: он как бы дает импульс всему новому.
— Спасибо вам за интересную беседу. Что бывы хотели пожелать нашим землякам?
— Хотела быпожелать то, чего когда-то пожелал мне один мудрый человек. Во-первых, проживайте максимально полно настоящий момент. Нет другого богатства, кроме как жить каждое мгновение, не беспокоясьо прошлом, которого больше нет, и не желая будущего, которого еще нет. Поверьте, вы будете более эффективны в завтрашней жизни, если вы интенсивно проживаете жизнь сегодня.
Во-вторых, овладевайте искусством жизни. То, чего людям действительно не хватает, это не деньги, дома и машины.Им не хватает лишь одного — знания великого искусства жизни, единственного, универсального знания, которое способно избавить их от проблеми затруднений.