Печать

В Гувахати Его Святейшество Далай-лама принял участие в межконфессиональной встрече по вопросам мира и религиозной гармонии

Опубликовал: Валерий Павлов 04 Февраль 2014. Опубликовано в Новости сайтов

Его Святейшество Далай-ламаГувахати, штат Ассам, Индия, 1 февраля 2014 года – Утренний туман над Дели не помешал самолету Его Святейшества покинуть аэропорт в назначенное время и без опоздания прибыть в пункт назначения – Гувахати, столицу штата Ассам. В аэропорту Гувахати Его Святейшество встречал организатор визита Бхаскар Дутта-Баруах, представитель известного издательского дома и сети книжных магазинов «Книжная лавка юриста» (Lawyer’s Book Stall). Множество тибетцев и жителей Ассама собрались у отеля, на берегу величественной Бархмапутры, чтобы встретить тибетского духовного лидера.

После обеда Его Святейшество отправился в культурный центр «Рабиндра Бхаван», где проходит межконфессиональная встреча по вопросам мира и межрелигиозной гармонии. Перед началом встречи он познакомился с другими духовными лидерами, вместе с которыми ему предстояло выступать, после чего все участники заняли свои места на сцене. Профессор Ранджит Дев Госвами выступил с приветственным словом, представив религиозных лидеров зрителям, а затем попросил всех вместе зажечь ритуальный светильник в знак торжественного открытия встречи.

Свами Суманасананда Махарадж из Миссии Рамакришны в Черапунджи сделал первый доклад. Он упомянул о Санатана Дхарме, или Вечной Дхарме, сравнив ее с огромной смоковницей, приютившей многих в своей сени, в то время как ее переплетенные корни и раскидистые ветви подобны множеству путей, ведущих к богу. Он привел слова Шри Рамакришны, постигшего, что все религиозные пути ведут к одной и той же цели: «Сколько верований, столько и дорог».

Буддийский монах-бхикшу, досточтимый Бималанкур Махатера из монастыря Джорхат Будда вихара делал доклад на ассамском языке, но добавил на английском, что буддизм никогда не препятствовал и никогда не наносил вреда ни одной религиозной традиции. Затем последовало выступление известного ученого местной вишнуисткой традиции Шри Нараяна Чандры Госвами, настоятеля сатры Натун Камалабари; он также выступал на ассамском языке.

Отец Томас Менампарампил, почетный архиепископ Гувахати возблагодарил Бога за то, что люди разных вероисповеданий смогли собраться вместе в этом зале. Он высоко оценил огромные усилия, которые прикладывает Его Святейшество Далай-лама, поощряя людей к состраданию, которое, на его взгляд, является точкой соприкосновения всех религиозных традиций. Тофикур Рахман Бобора, ученый исламовед, отметил, что ислам – это религия мира, и описал пять разделов и шесть принципов мусульманской практики. Гьяни Сваран Сингх из сикхской традиции прочитал нараспев строки из священного текста и сделал доклад на языке панджаби, в котором подчеркнул, что пусть к Богу лежит не через разум, а через подчинение божественной воле. Он также отметил, что очень важно, живя в обществе, не мешать другим. Затем выступил Шри Капур Чанд, джайнистский ученый, предположивший, что корни джайнизма уходят в до-ведическую Индию. В джайнизме говорится, что нужно заниматься самоочищением, а по отношению к другим руководствоваться ахимсой или ненасилием, опираясь на решимость не причинять никому вреда.

Затем профессор Госвами обратился к Далай-ламе, назвав его «махапуруш», или «великий человек», и попросил его сказать несколько слов. Его Святейшество поприветствовал своих религиозных братьев на сцене, а также своих братьев и сестер в зале, после чего сказал:

«Хотя я не раз бывал в аэропорту Гувахати в ходе моих мировых турне, сегодня я впервые посещаю этот город с официальным визитом с тех пор, как я покинул Тибет 55 лет тому назад. Замечательно, что я приехал по такому случаю, как эта межконфессиональная встреча, и я хочу поблагодарить организаторов за предоставленную нам возможность. Я также хочу выразить искреннюю благодарность каждому из выступивших за то, что они приоткрыли нам дверь в свою родную веру».

«Основная практика во всех религиях – это любовь, и чтобы защитить и сохранить ее, нам необходимы терпимость и умение прощать. Соответственно все основные религии мира учат состраданию, терпимости, умению довольствоваться тем, что имеешь, и самодисциплине. Учителя всех наших традиций давали очень практичные наставления. Поскольку эгоцентризм зачастую ведет к алчности, они советовали взращивать умение довольствоваться малым и вести скромный образ жизни. За последние сорок лет, у меня было много встреч с учителями различных религий, и я понял, что мы все говорим о любви. Если бы мы на самом деле воплотили любовь в жизнь, между нами не осталось бы преград, и раковая опухоль коррупции была бы побеждена. Честно говоря, в нашем мире и так достаточно проблем, поэтому нет необходимости добавлять к ним еще и религиозные распри».

Его Святейшество пояснил, что с точки зрения индивидуальной практики идея об одной истине и одной религии имеет колоссальное значение, но реальность на уровне общества предполагает существование множества истин и множества религий. В некоторых уголках мира люди почти не встречаются с представителями других религий. Однако Индия – много религиозная страна, в которой местные религии, такие как индуизм, джайнизм и сикхизм мирно живут бок о бок с иноземными религиями, подобными христианству, исламу, зороастризму и иудаизму. Все эти религии живут в мире и гармонии.

«Я считаю себя посланником древней индийской мысли, – сказал Его Святейшество под теплые рукоплескания. – Куда бы я ни приезжал, я говорю об ахимсе и межрелигиозной гармонии. И хотя совершенно очевидно, что между нашими учениями есть философские расхождения, все религиозные традиции несут одно и то же послание. Я часто отмечаю, что индуизм и буддизм – родные братья, но у нас различные философские воззрения. Индуисты верят в существование атмана, буддисты, возражают и, напротив, выдвигают концепцию анатмана или бессамостности. Я много раз подробно обсуждал это. Хотя некоторые свами и садху больше заботятся об исполнении сложных ритуалов, есть и другие, эрудированные и обладающие глубокими познаниями. Я встречался с таким свами в Матуре пару лет назад, и мы провели блестящее обсуждение. Он многое разъяснил касательно различных школ традиции санкхья, в которой не признается существование бога-творца. Но когда дело дошло до обсуждения атмана и анатмана, я сказал: “Теории о душе, или атмане, ваше личное дело; бессамостность, или анатман – мое личное дело”».

Его Святейшество сказал, что иногда кажется, что Будда давал противоречивые учения разным людям в разных местах и в разное время, но делал он это потому, что мы все обладаем различными склонностями. Таким же образом, мы можем говорить, что разные религии возникли в разные времена и приобрели те или иные характерные черты в зависимости от места возникновения и наклонностей людей, к которым они адресованы. Его Святейшество подчеркнул, что, принимая во внимание подобное разнообразие вероисповеданий, не следует забывать, что из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, один миллиард называет себя неверующими и говорит, что не интересуется духовными материями.

«Если мы начнем говорить с ними о рае и аде, о Боге или Будде, то скорее всего они ответят: “Нас это не интересует”. Чтобы помочь им и дать твердую основу для обретения человеческого счастья, нам нужно внедрять нравственность, не связанную с религиозными традициями. Я называю это светской этикой. В поддержку своих слов могу сказать, что подобно тому, как мы обучаем детей физической гигиене для поддержания здоровья тела, нам необходимо учить людей ментальной и эмоциональной гигиене».

Его Святейшество особенно подчеркнул, что когда он говорит о светской этике, он не преуменьшает важности религиозных традиций. Скорее, он использует слово «секуляризм» в индийской трактовке, где отсутствует пренебрежительный оттенок и подчеркивается равное уважение ко всем религиям, а также к убеждениям неверующих. Его Святейшество сказал:

«Это был небольшой отчет перед моими духовными братьями о моей заботе о счастье всех людей и продвижении религиозной гармонии между нашими духовными традициями. Я бесконечно счастлив, что мы встретились сегодня с вами».

Зрители выразили свою благодарность теплыми аплодисментами, а Его Святейшество подарил хадаки, белые шелковые шарфы, каждому из участников обсуждения. Шри Джатин Хазарика произнес слова благодарности. Он выразил глубокую признательность Его Святейшеству за оказанную честь; благодарность правительству штата Ассам за помощь и поддержку, а фонду «Книжная лавка юриста» (LBS) за инициативу проведения встречи.

Перевод: Ольга Селезнева,

фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

http://dalailama.ru