Печать

Паломничество по святым буддийским местам Индии в рамках проекта «Шакьямуни»

Опубликовал: Валерий Павлов 08 Февраль 2014. Опубликовано в Новости сайтов

фото: Роман АНОЩЕНКОЕсли Вы устали от обыденности жизни, если вы любите путешествовать и знакомиться с природой, населением, обычаями страны не из окна гостиницы, если вы по духу романтик и любитель приключений и готовы испытать себя прожив отрезок совершенно иной жизни, в конце концов, если вы хотите познать еще одну, незнакомую для вас грань жизни и изменить своё мироощущение – паломничество по буддийским местам Индии — для вас!

Удивительно щедрый подарок преподнесла мне судьба в уходящем 2013 году. Тогда, 6 декабря, наша группа из пяти человек во главе с Романом Анощенко отправилась в далёкую Индию. Маршрут, продуманный нашим опытным проводником, был очень сложным, так как нужно было преодолеть огромные расстояния за восемнадцать дней. В то же время, весь маршрут был последовательно составлен, он включал основные важнейшие святые места зарождения буддизма в Индии. Наш путь по дорогам и святым местам Индии завершался 24 декабря.

Первым местом нашего паломничества был высеченный в базальте пещерный комплекс Канхери.

фото: Роман АНОЩЕНКОЭто буддийский комплекс, расположенный на восточном краю национального парка Боривили, в 42 км. от города Мумбаи. Здесь мы увидели свыше ста пещер, созданных в период II в. до н. э. — IX в. н. э., все они соединены высеченными из камня ступенчатыми пролётами. Среди них находятся Чатьи — продолговатые пещеры со сводчатым потолком и ступой, многочисленные вихары — жилища монахов, кухня, большой зал для молитв, буддийский храм, кельи для медитации, а также множество надписей на языке брахми, изображения Будд и Бодхисаттв. Говорят, что в этих местах практиковали великие махасиддхи прошлого.

В этот же день вечером мы выехали на поезде из Мумбаи до Аурангабада, который расположен в штате Махараштра. Здесь находятся, так называемые, буддийские пещеры Аурангабада. Эти пещеры создавались в разное время и относятся к разным этапам истории буддизма. Нам удалось посетить пять пещер западной группы. Есть еще две группы пещер в восточной стороне. В наши дни здесь также существует центр для медитации.

На следующее утро из Аурангабада мы отправились к пещерам Аджанты. Комплекс Аджанта находится в ста километрах от Аурангабада. Согласно древним преданиям это место было предназначено Нагу — получеловеку – полузмею. Практикующие монахи жили здесь в период муссонных дождей. Этот пещерный комплекс был вырублен в виде скального амфитеатра высотой 76 метров, возвышающегося над Вагхорой — водным потоком с семью водопадами, под которым в сезон дождей образуется семь водоемов.

Пещеры Аджанты использовались буддистскими монахами как молитвенные залы и монастыри в течение девяти столетий, после чего неожиданно были оставлены. Пещеры, во время охоты на тигров, обнаружил в 1819 году офицер британской армии Джоном Смит.

фото: Роман АНОЩЕНКОМногие пещеры украшены буддийскими фресками из историй Джатак, рассказывающих о прошлых жизнях Будды Шакьямуни. Некоторые фрески очень хорошо сохранились, яркие послания древних буддистских мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимозависимо — люди, боги, животные, все. Художники, создавшие Аджанту, с большим усердием и любовью изображали все формы жизни земного и божественного бытия. Почти в каждом зале мы старались задержаться, вслушиваясь в тишину. В этом месте знания разлиты в потоке времени, а пространство наполнено особой энергетикой, в которой ощущается вечность. Время здесь остановилось.

Переходя из зала в зал, восхищаясь созданным, невольно возникал вопрос, какими орудиями труда пользовались люди, создававшие подобные шедевры буддийского искусства? Ведь этот труд несоразмерен с человеческой силой! Кто и как производил сложные расчёты при строительстве многоуровневых пещер? Какие использовали технологии люди, жившие почти три тысячи лет назад? Мы терялись в догадках, но решили, что основной технологией, превосходящей всякую человеческую логику, была вера, сила веры. Может быть, и не совсем понятная и осознаваемая нами сейчас.

На следующий день мы посетили пещеры Эллоры. От Аурангабада нужно проехать всего тридцать километров, и вы попадаете в Эллору. Создание пещер датируется с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры двенадцать пещер на юге — буддийские, семнадцать в центре — посвящены индуистским божествам, пять пещер к северу — джайнские, но к ним нужно немного проехать. В Индии издавна обителью богов считались пещеры и горы, первые из-за сходства с чревом Матери-Земли, вторые — благодаря близости к небу. В пещерах Эллоры большое восхищение вызывает храмовый комплекс Кайласанатхи, он полон скульптурных украшений и представляет собой одну из крупнейших мифологических коллекций индуизма. Это крупнейший в мире монолитный храм, который был вырублен в скальных породах усилиями семи тысяч рабочих за сто пятьдесят лет.

фото: Роман АНОЩЕНКОДревнейшие буддийские пещеры относятся к разным историческим эпохам, все они были вихарами или монастырями, за исключением одной — № 10, святилища названо в честь Вишмакармы. В дополнении к буддийским пещерам позднее в скалах были вырублены еще семнадцать помещений для жилья монахов-аскетов индуистского, шиваистского и джайнистского толка.

Вечером по дороге в Аурангабад, наш водитель любезно показал нам буддийскую ступу, которую построили буддисты местной общины. Она была похожа на полую ступу из Калутары, в которой хранятся реликвии Будды.

Рано утром мы приехали в аэропорт Аурангабада, нам нужно было продолжать свое путешествие по святым местам Индии. Хотя было желание остаться в этом месте еще на несколько дней.

Следующий пункт нашего назначения был город Худерабад. После удачной посадки, получив свой багаж, мы сели в машину и поехали к месту Нагарджунаконда, которое находится в штате Андра Прадеш.

Нагарджунаконда получил свое название в честь знаменитого буддийского ученого из монастыря Наланда, Нагарджуны. В древние времена это место представляло собой уединенную долину под названием Виджаяпури. Она была окружена горами Налламалай и омывалась водами реки Кришна. В 1926 году все буддийские сооружения в долине пришлось вскрыть, Археологическое управление Индии приступило к обширным археологическим раскопкам для спасения священных реликвий прошлого. На этом месте были обнаружены свыше тридцати буддийских сооружений, некоторые из них были полноценными монастырскими комплексами. В этом месте археологи обнаружили много ступ в форме колеса. Согласно найденным надписям на языке брахми, на выкопанной из земли Махаступе говорилось, что в ней хранились мощи Будды. Считалось, что кости, найденные в одной из внешних келий на северо-западе, принадлежали Будде. Они были помещены в золотой ковчег вместе с несколькими цветами из золота, жемчугом, кусками граната и хрусталя. Ковчег хранился в серебряном сосуде в виде ступы, который был помещен в глиняный сосуд и содержал три большие хрустальные бусины и серьгу. Этот ковчег был передан Обществу Махабодхи Индии и заложен в храме Мулгандхакути в Сарнатхе.

фото: Роман АНОЩЕНКОЧтобы посетить остров Нагарджунаконда, мы рано утром приехали в деревню Виджайпури, отсюда отходит паром к острову Нагарджуны. По ровной глади озера, которое составляет сорок километров, в дружелюбной компании из местных жителей, иностранцев и буддийских монахов мы добрались к очередному удивительному месту нашего паломничества. Это была замечательная поездка, приятно было осознавать, что не только остров Нагарджуны, но и все озеро является священным и где-то на его глубине скрыта от людских глаз пещера Нагарджуны, в которой он занимался многочисленными практиками и даровал драгоценную Дхарму множеству его последователей. На острове мы увидели четырнадцать буддийских реконструированных комплексов, а также посетили удивительный музей, в котором хранятся настоящие реликвии прошлого. Вернувшись в Виджайпури, мы успели посетить буддийский университет Анупу, который отличается своей архитектурой от других мест, в которых мы побывали. Вечер у нас закончился очень вкусным ужином и прекрасным закатом в отеле Vijay Vihar, в этом отеле есть очень хорошая смотровая площадка, с которой открывается прекрасная панорама на озеро.

фото: Роман АНОЩЕНКОУтром следующего дня, в пять утра мы выехали в Амравати. Город был основан в III в. до н. э., а к XIV веку пришёл в упадок. Руины города были обнаружены в 1799 году. Это древняя буддийская столица Андхрадеши, в которой была найдена прославленная ступа Махачайтья, содержащая мощи Будды. В ходе раскопок были обнаружены несколько золотых и хрустальных ковчегов, в которых хранились золотые пластины и жемчуг. В Амравати находится музей, в котором можно увидеть удивительные скульптуры Будды, Зеленой Тары, Локешвары, Ваджрапани, Майтрейи и другие скульптурные изображения.

В 2006 году Его Святейшество Далай-лама даровал в Амравати посвящение Калачакры в том самом месте, где это высшее тантрическое посвящение было впервые передано Буддой Шакьямуни. По словам Его Святейшества Далай-ламы, он был вторым учителем, даровавшим Калачакру в этом священном месте, тесно связанным с Калачакра-тантрой. Духовный лидер буддистов отметил, что усматривает в этом особое благословение как для себя, так и для своей многотысячной аудитории, прибывшей на посвящение из разных стран мира. К десяти вечера мы вернулись из Амравати в Хайдарабад.

фото: Роман АНОЩЕНКОВесь следующий день мы провели в городе, побывали в парке Лумбини, который знаменит своими музыкальными фонтанами. Рядом с парком расположено искусственное озеро Хуссейн Сагар. Оно было создано в 1562 году по приказу правителя княжества Хайдарабад Ибрахима Кули Кутб Шаха, на притоке реки Муси, с целью обеспечения города водой. Главная его достопримечательность – огромная статуя Будды, выполненная из цельного камня, высота которой составляет 18 метров. Идея воздвижения этого монумента появилась еще в 1985 году. 450-ти тонная фигура Будды была вырезана из цельного куска белого гранита за два года, над ее созданием трудилось около двухсот скульпторов. В 1988 году статуя привезена в Хайдарабад, и только 12 апреля 1992 года она была установлена на пьедестале в форме красного лотоса.

Незабываемые впечатления и потрясающие картины ждали нас на следующем этапе путешествия в штате Уттар-Прадеш. Чтобы добраться до Варанаси нам нужно было осуществить два перелёта: Хайдарабад-Мумбай, Мумбай-Варанаси.

фото: Роман АНОЩЕНКОСогласно легендам, город был основан богом Шивой около 5 000 лет назад и поэтому Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии. Варанаси входит в семёрку священных городов индуизма. Много индуистских писаний, таких как Ригведа, Рамаяна и Махабхарата упоминают его. Считается, что возраст Варанаси составляет около 3000 лет. Город был важным коммерческим и индустриальным центром благодаря производству шелка, изделий из слоновой кости и скульптуры. Во времена Будды Варанаси был столицей царства Каши. Выдающийся китайский путешественник Сюаньцзан описывал его как центр религиозной, образовательной и художественной деятельности, отмечая, что город простирался более чем на 51 километр вдоль западного берега Ганги.

Пройдя по улочкам шириной два, три метра ведущим к реке, мы расположились в гостинице на самом берегу Ганга. Удивительные картины предстали перед нами: многочисленные лодки плавали по широкой реке с сильным течением и водой желтого цвета. Лодочники предлагали свои услуги. Длинная набережная состояла из массивных ступеней и больших бетонных площадок, соединяющих реку с нескончаемой стеной старинных высотных зданий, похожих на дворцы и крепости, построенные тысячи лет назад. Удивительным образом время сохранило не только архитектуру, но и быт, традиции, религиозные обряды жителей города. Каждый вечер сотни людей наполняют набережную, чтобы быть зрителями или участниками в религиозной пудже.

фото: Роман АНОЩЕНКОИндусы в национальной одежде, паломники из разных стран, европейцы похожие на учёных, историков или кинематографистов. Святые в ярких оранжевых одеждах с накрученными головными уборами, разрисованными лицами, густой бородой и глубоким сканирующим взглядом, сидели на ступенях, стучали в барабаны и выдували из белых раковин монотонные звуки. Женщины в красивых сари продавали цветы и свечи для подношений Гангу. Мужчины и юркие подростки с сухими красками ставили яркие отметки на лбу всем желающим и угощали сахарными шариками. Семь юношей с атлетическими фигурами совершали обряд подношения огня Гангу. Во всей этой необычной и многочисленной публике царила атмосфера миролюбия, свободы и в тоже время небольшого напряжения.

Плывя на лодке по Гангу, наблюдая за происходящим на берегу, у нас было ощущение нереальности. Казалось, что, попав в другое измерение, мы оказались в древнем мире. Здесь всё было и происходило так, как и много лет назад. На берегу Ганга, недалеко от яркого праздника горели костры кремаций. Огонь, с помощью которого помогают ушедшим из этой жизни людям кремировать тела, ни разу не гас вот уже более двух тысяч лет. Хранит его низшая, но очень почитаемая каста в течение многих поколений.

фото: Роман АНОЩЕНКОСледующий день мы провели возле ступы Дхамек, которая находится в Сарнатхе. Сарнатх — это известное место паломничества для всех буддистов. В этом святом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины пяти аскетам. Именно здесь сформировалась буддийская Сангха. Так начали свое существование Три Драгоценности – Будда, Дхарма и Сангха.

Сарнатх — это сокращённое название от слова «Саранганатх», которое означает “Повелитель Оленей” и связано с одной старой притчей, в которой бодхисаттва-олень жертвует свою жизнью ради самки, на которую охотился царь. В результате царь был так тронут этим поступком, что превратил это место в заповедник для оленей. Этот парк существует и по сей день.

В этом месте можно увидеть руины ступы Дхармараджика, она была построена Ашокой для хранения святых мощей Будды. Говорят, что изначально она была более тридцати метров в высоту. В ступе была найдена большая круглая каменная коробка со шкатулкой из зеленого мрамора, в которой содержались святые мощи – несколько фрагментов человеческих костей, прогнившие жемчужины, золотые пластины и другие драгоценности.

Мы побывали в музее Сарнатха. Здесь хранится многообразная коллекция буддийской скульптуры, а также львиная капитель, которая когда-то венчала колонну Ашоки.

Недалеко от музея находится ступа Чаукханди, она построена на месте, где Будда встретил своих первых учеников.

фото: Роман АНОЩЕНКОСарнатх — это целый комплекс буддийских построек, место, которое хранит подлинную историю жизни Будды.

Утром следующего дня мы отправились в Бихар. Водитель ехал очень медленно и аккуратно, в это утро был такой сильный туман, что ехать с обычной скорость было невозможно. Через шесть часов мы уже стояли в холле гостиницы Kirti и рассматривали портрет Е. С. Далай-ламы.

Бодхгая оказалась самым ярким пунктом нашего паломничества для меня. Я даже не могла так открыто и дерзко мечтать о присутствии в таком святом и исторически важном для развития духовности на Земле месте. В Бодхгае находится удивительный храмовый комплекс, где установлена великая ступа Махабодхи. Ступа стоит на месте просветления Будды Шакямуни. На территории комплекса существует множество значимых построек и реликвий, связанных с именем Будды — дерево Бодхи, храм богини Тары, самовозникшая статуя Будды, озеро царя нагов, мандала, выполненная на камне, ступа с реликвиями Архатов, колонна царя Ашоки, Алмазный трон.

фото: Роман АНОЩЕНКОБесконечный поток монахов и паломников из разных стран, туристов, местных жителей, среди которых много детей, подростков, студентов течёт к этой святыне. С незапамятных времен и до наших дней для всех буддистов мира, независимо от страны и традиции, Дерево Бодхи и храм Махабодхи являются самыми почитаемыми буддийскими святынями, а Бодхгая – главным местом паломничества.

Мы приходили к храму рано утром, днём и поздним вечером, чтобы делать различные практики. Мы делали практику простирания, совершали кору, читали мантры, занимались уборкой территории возле ступ, совершали подношения, читали сутры.

На протяжении всего пути, благодаря нашему проводнику, мы занимались аналитической медитацией о преданности гуру, о драгоценности человеческой жизни, о непостоянстве и смерти, прибежище, карме, отречении, о бодхичитте и др.

В эти дни мы также посетили Раджгир, поднялись на холм Гриддхакутта, где Будда Шакьямуни повернул Колесо Дхармы во второй раз, преподав всем присутствующим учение о Пустоте. В этом святом месте Будда даровал Сутру Сердца о Запредельной мудрости “Праджняпарамита”. Это фундаментальное учение Махаяны, Великой колесницы.

фото: Роман АНОЩЕНКОМы поклонились ступе Вишва Шанти, которую построили японцы в этом святом месте, побывали в пещерах Сонбхандар, увидели развалины тюрьмы, где царь Бимбисар находился в заключении, посмотрели следы от колесницы Бимбисара, развалены больницы, где лечили Будду.

Посетили Ниранджану, это место, где Будда шесть лет упражнялся в аскезе.

Побывали в деревне Суджата, она названа в честь девушки, которой выпала честь сделать подношение Будде Шакьямуни в виде рисовой каши на молоке. Будда был очень слаб, в тот момент он понял, что бесконечное умерщвление плоти подобно натянутой струне, которая в конце концов порвется. Приняв пищу, тело Будды стало блестящим как полированный дверной засов, и он сделал заслугу Суджаты неисчерпаемой. После этого Будда отправился к священному дереву Бодхи, где достиг Великого Просветления. В честь Суджаты возведен небольшой храм на том месте, где девушка накормила Будду. В храме находятся статуи Будды и Суджаты.

фото: Роман АНОЩЕНКОВ 164 километрах от Бодхгаи находится университет Наланды, его часто называют редкой драгоценностью в короне Древней Индии. Во времена, когда китайский паломник, известный в Тибете под именем Цунпа Тангсен, посетил это место, здесь проживали тысячи монахов. Из некоторых источников известно, что Будда неоднократно бывал в этом месте. Нагарджуна, Арьядева, Шантаракшита, Чандракирти, Шантидева и многие другие великие буддийские учителя учились и преподавали в монастырском университете Наланда. На этом месте находятся многочисленные развалины университета Наланда и прилегающих храмов. Ближайшие ученики Будды — Шарипутра и Маудгальяна были родом из окрестностей Наланды. Когда в этом месте Шарипутра достиг нирваны, над его останками была построена чатья. Царь Ашока молился у этой чайтьи и воздвиг над ней храм. Даже в наши дни ступа Шарипутры – самый величественный монумент в Наланде. В этом монастыре Арья Нагарджуна был посвящен в монахи, это действительно удивительное место.

фото: Роман АНОЩЕНКОЕго Святейшество Далай-лама очень часто говорит о том, что он является последователем учителей Наланды: «Наланда – очень близкое и родное для меня слово, ведь это источник традиции, которой мы следуем в Тибете. Обучаясь, мы сначала заучивали наизусть коренные тексты, затем изучали их слово за словом и в заключение проводили монастырские диспуты между учениками, чтобы постичь всю глубину значения этих сочинений. Я начал учиться будучи еще ребенком, в шесть или семь лет, и поначалу учился очень неохотно. Однако, время шло и мне становилось все интереснее, я начал глубоко восхищаться сочинениям индийских наставников этой традиции. Великий буддийский монастырь-университет Наланда лежит сегодня в руинах, но знания, опирающиеся на учение Будды, пережили каменные стены и внесли колоссальный вклад в понимание буддизма, особенно санскритского канона. Этот канон распространился сначала в Китае, а затем в Тибете. Сегодня на развалинах Наланды обитают только насекомые и голуби, но знания, родившиеся там, живы и по сей день. Без устали обучаясь и практикуя, тибетцы сохранили живую, чистую традицию Наланды».

Неподалеку от комплекса Наланда находится музей, в котором хранятся древние, сделанные из бронзы статуи Будды, письмена периода династии Гупта и многие другие предметы буддийской истории.

В последний день нашего пребывания в Бодхгае нам очень повезло, мы попали на аудиенцию и получили благословение от Его Святейшества Гьялванга Кармапы, это была большая удача и хороший знак в завершении нашего паломничества.

Весь наш путь, все наше паломничество были попыткой как можно эффективнее очистить омрачения наших тела, речи и ума. Для того, чтобы присутствовать на учениях Его Святейшества Далай-ламы XIV и как можно глубже понять буддийскую истину из уст самого Будды. Его Святейшество Далай-лама даровал для буддистов России комментарии к тексту «Бодхичарья — аватара» — это крупнейшее произведение буддизма Махаяны, написанное выдающимся индийским мыслителем и поэтом VIII века Шантидевой. Учения проходили в Дели с 21 по 23 декабря 2013 года.

Я уверена, что никакая туристическая фирма не взяла бы на себя ответственность и не смогла бы предложить такой уникальный по содержанию и сложности маршрут. Мы передвигались на самолетах, машинах, поездах, мото и велорикшах, катерах, лодках, и даже на канатной дороге, много ходили пешком. Мы совершили девять перелётов, пять из которых внутренних, у нас было два поезда и множество машин. Мы увидели много подлинных святых мест, мы соприкоснулись с историей буддизма и получили драгоценное учение от Е. С. Далай-ламы.

Я благодарю Бога, благодарю нашего проводника Романа за то, что эта дорога была в моей жизни, и он провел меня по ней, благодарю всех участников нашей группы за помощь и поддержку в пути.

Паломничество посвящаю своим учителям, родным, друзьям, коллегам, ради счастья и духовного пробуждения всех живых существ.

Все заслуги от нашего паломничества посвящаю тому, чтобы надежда Российских буддистов увидеть своего духовного лидера Его Святейшество Далай-ламу XIV в России стала реальностью, пусть этот визит произойдет как можно скорее.

Татьяна ХАРИТОНОВА,

фото: Роман АНОЩЕНКО

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=17464