Опубликовал: Валерий Павлов 10 Февраль 2014. Опубликовано в Новости сайтов
Владимир Васькин- известный в республикечеловек — заслуженный художник РФ, автор и руководитель творческой группы художников, работавших над скульптурным оформлением Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте.
- Владимир Савельевич, как Вы познакомились с восточными буддийским искусством, когда и где состоялись Ваши первые встречи с каноническими произведениями скульптуры и живописи?
— Моё первое знакомство с буддийским искусством состоялось в далёком1959 году по репродукциям в книгахоб искусстве после того, как я поступилв художественное училище в Ростове-на — Дону.
Позже, во время обучения в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной, впервые в жизния увиделв подлинниках восточное буддийское искусство в залах Эрмитажа в Ленинграде,в залах Пушкинского музея изобразительных искусств и Музея народов Востока в Москве.В начале шестидесятых годов прошлого века, когда твёрдо ощутил себя представителем восточного народа, я для себя решал вопрос о той особенности, что несёт в себе буддийское искусство, его пластика, необъяснимое очарование и привлекательность для меня, как для скульптора. Эти вопросыя никогдаи нигдене озвучивал и не обсуждал.Всё держалв себеи считал, что это моё личное дело.
Когда бывал в туристических поездках в Европе, использовал каждую возможность, чтобы посмотреть ещё что ни будьна эту тему в тех музеях, где мне удалось побывать — Лувр, Британский национальный музей, Берлинский Пергамон и в других музеях. Это изучениеи осмысление увиденного продолжалось до начала девяностых годов прошлого века.
Только в 1994 году получил счастливую возможность вырубить, из полутораметрового блока белого мрамора, статую сидящего Будды Шакьямуни для ротонды в центре Элисты. 6 июля1995 года скульптура была торжественно открыта, ко дню рождения Его Святейшества Далай ламы XIV. Это была первая статуя Будды в Элисте.
- Каковы ваши впечатления от посещения залов с восточным искусством, или наоборот — запомнившиеся произведения европейского реалистического искусства?
- Запомнившихся произведений — очень много. Если говоритьо европейском искусстве, то следует отметить, что оно мне служило, в первую очередь, пособием во время освоения профессии скульптора. Залы жес буддийской скульптурой казались камертоном для настроя моего мышления, ориентиром в моём процессе познания искусства и той, ещё до концане ясной задачи и цели,к которымя стремился тогда.
- А сейчас как обстоит дело с целямии задачами?
Сейчас, более или менее, стало прояснятся…
Всемирно известные памятники индийской скульптуры из Гандхары (территория современного Пакистана и Афганистана) — пример влияния эллинистической стилистики в разработке пластики буддийской скульптуры — так утверждает европейская искусствоведческая наука. Об этом пишет немецкий профессор Хейнс Моде в своей книге «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии».
- Владимир Савельевич, как Вы считаете, а в европейском изобразительном искусстве, есть ли примеры проникновения идей и традиций восточного и буддийского искусства?
- Да, есть. Этот вопрос необходимо рассматривать чуть по-другому: как реакцию на влияние восточного искусства на развитие всего европейского изобразительного искусства. Возьмём, к примеру, высокое Возрождение в Италии — Мона Лиза, работа Леонардо да Винчи или цитирование в живописном полотне графического листа японца Харуноби — уже в конце девятнадцатого века голландским художником Винсентом ван Гогом, который в повторе сюжета гравюры сумел остаться оригинальным живописцем.
Ещё до периода высокого Возрождения, были проложены торговые пути из необъятногов то время Востока в Европу. Неуёмная страсть европейцев обладать сокровищами Востока, всегда генерировало в них желание достичь цели любой ценой. Фактов тому уйма. Поэтому в Европе собралось очень большое количество артефактов буддийского искусства, что, неизбежно, оказывало влияние на развитие изобразительного искусства.
- Вы упомянули имя Леонардо да Винчи. Почему? Неужели и на него повлияло восточное, буддийское искусство?
— Как Вы знаете, Леонардо да Винчи был скрытным человеком. О себе он, практически, ничего не написал,но наследие его велико, талантливо и разнообразно! Художественное ремесло было у него, как сейчас бы сказали, хобби. Себя жеон преподносил,в первую очередь, как инженера фортификационных сооружений, военным строителем, инженером по всевозможным механизмам.
Этим он зарабатывал себе на жизнь.Мы знаемо нём лишь по высказываниям его современников, а также поздних исследователей наследия гениального человека.
- Как же, всё сказанное Вами, повлияло на творчество художника? Есть ли тому примеры?
- Возьмём, для примера, его образы мадонн. Они всес канонической, античной, мягкой улыбкой. Древняя Греция для всех художников Возрождения была эталоном. Это факт.Но в портрете Моны Лизы у Леонардо да Винчи появляется нечто новое, необычное для того времени. Поэтому он не отдал заказчику портрет, а оставил себе и двадцать два года не расставалсяс ними нигде его публично не показывал, как принято, было в то время. Только в 1515 году уступил французскому королю Франциску Первому, который патронировал над ним во время его эмиграции из Италии.Там же недалеко от летней резиденции французского короля он и закончил свой земной путь, в местечке Амбуазе, в 1519 году.
- Вам удалось видеть Мону Лизу Леонардо да Винчи в подлиннике?
— В 1970 году мне выпало счастье рассматривать портрет на расстоянии вытянутой руки. Перед ней была натянута красная ленточка на двух столбиках, скорее предупреждающая, чем ограждающая. Я стоял перед ней один, мог спокойно созерцать этот шедевр. Никакого ажиотажа вокруг не было.Не было бронированного стекла, никакого столпотворения посетителей, не то, что сейчас.
- Какие у вас имеются более конкретные доводы в пользу вашей гипотезы?
— В 2006 году,на одномиз семинаров по буддизму, я сделал устное сообщение о том, что улыбка Моны Лизы сделана Леонардо да Винчи под влиянием образа и улыбки
Будды Шакьямуни и привёл свои доводы. Тогда особого внимания никто не обратилна моё сообщение. Влияние античного мира на произведения художников периода итальянского Возрождения, очевидно. Поэтому, будем рассматривать античное искусство.
Везде мы увидим,будь то живопись или скульптура, всегда присутствует улыбка добра, улыбка без печали, без тревоги.
Сопоставив с улыбкой Будды, то сразу же заметите разительное отличие одной от другой. Улыбка Будды предстаёт перед нами, как улыбка человека, познавшего радость бытия, горечь утраты чего-то очень дорогого для него, но успокаивающая, дающая надежду на будущее. Загадочная улыбка! Казалось бы,не совместимые вещи, но они, обе эти улыбки присутствуют в портрете Моны Лизы! Они слились воедино. Не мешают,а помогают друг другу.
- За счёт чего получился такой результат?
— В середине двадцатого века было проведено фотографирование портрета в ультрафиолетовых лучах. Результат оказался сенсационным. Под верхним слоем краски оказался другой образ Моны Лизы, только он более тяготел к античным пропорциям.
Если сравнивать два снимка, то появляются те, едва заметные различия, которые придают портрету загадочность, не объяснимое очарование. В первом варианте лицо было построено по греческим канонам: рот, овал нижней части лица, уголки рта, сам размер соответствовал греческому канону.
Во втором варианте: абрис нижней части лица отошёл от общепринятого канона, а приблизилсяк овалу лица Будды. Размер рта увеличен, уголки чуть больше приподняты, подбородок по длине, остался, как и прежде,но стал чуть шире, щёки, не намного, стали округлённее.
Все эти, едва заметные изменения, сделанные автором, (это доказанный факт), привели к тому состоянию улыбки на портрете, которую мы сейчас награждаем различными эпитетами в высочайшей степени.
- Возможно, Леонардо был знаком с изображениями Будды?
— Об этом ни его современники, ни поздние исследователи ничего не упоминали. Только мы знаем, что он в то время был вхож в дома очень богатых сограждан, которые могли позволить себе такую роскошь.
Этот факт даёт право утверждать, что Леонардо да Винчи был знаком с произведениями искусства далёкого Востока, имел возможность и достаточно времени, чтобы изучить, осмыслить, сделать свои собственные выводы.
- Неужели, у негоне было других примеров, которые можно переработать для своего творчества?
— Он переосмысливал увиденное. Были, конечно, и другие примеры, но они оказались не на столько значимы, не запалив его душу, чтобы его отношение к улыбке Будды было отодвинуто в сторону.
Сознавая ответственность, всё же должен сказать, что знаменитая на весь мир улыбка Джоконды — Моны Лизы сделана великим Леонардо да Винчи под влиянием искусства Востока, как итог многолетних раздумий о жизни,об искусстве,об Италии того времени, об Иисусе Христе и конечно,о Будде. Ведь, до сих пор не раскрыта тайна двенадцати из тридцати трёх лет жизни Иисуса Христа. Как они прошли у него? Только известно — прошли они у негона Востоке.И еще — Будда старше Иисуса Христа на пятьстолетий — время, достаточное для доставки различными путями артефактов буддизма в Европу.
- Владимир Савельевич, как человек, имеющий реалистическое художественное образование, как Вы осваивали другую школу, другой подход в скульптуре.
— Объект скульптуры у всех скульпторов один — это человек, (я имеюв виду скульпторов, работающих в реалистической манере), а весь секрет состоит в самом мышлении при осознании образа и выборе пластических приёмов.
— Европейская академическая, в том числе и российская система реалистического искусства и принципы буддийского традиционного искусства в синтезе как могут взаимодействовать? Сейчас достаточно подобных примеров, есть много удачных находок, а естьи откровенная спекуляция на узнаваемых образах. Что можно посоветовать молодым, ищущим авторам?
— Совет я датьне могу. Слишком сложный вопрос, да и тема, сама по себе, очень обширна. Ищите…Время, в конце концов, всё расставит по своим местам и даст ответ.
— Надеюсь, что этот разговор об искусстве продолжится, мы только затронули несколько аспектов развития изобразительного искусства и открыты для дискуссии. Спасибо за интервью! Удачи в творческом поиске!