Печать

Татьяна Музраева — художник-тханкописец Калмыкии

Опубликовал: Валерий Павлов 22 Февраль 2014. Опубликовано в Новости сайтов

художник-тханкописец Татьяна Музраева, фото Н. ШалдуновойНаписание изображений буддийских божеств, именуемых тханка,— процесс непростой. На создание одной работы уходят месяцы, а то и годы кропотливого труда.
Художник, как правило, пишет божество строго по буддийским канонам, а фантазию творца он проявляет лишь при создании второстепенных образов: небо, земля, цветы, облака… Безусловно, мастер-тханкописец – человек не просто верующий, это личность высоко духовная, развитая, соблюдающая все религиозные каноны. Наш рассказо молодой художнице Татьяне Музраевой, получившей высшее образование в стенах института тибетской тханкописи города Дхармсалы.

Нет, она не грезила с детства этим ремеслом, но жизнь сама привела ее к этому искусству. Все началось, когда обычную яшкульскую девушку ее сестра, работавшая тогда в хуруле, сумела приблизить к божественному, как говорит сама Татьяна, таинству. Часто видя в храме буддийские танки, она чувствовала необыкновенную теплоту. Интерес к ним стал расти, когда взяла кисть и сделала несколько мазков. Влюбившись в древнее искусство буддийских монахов, 20-летняя девушка, приняла решение во что бы то ни стало выучиться ремеслу. Ее поступление в специальное учебное заведение стало возможным благодаря шаджин-ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Именно по его рекомендации девушка стала студенткой заветного вуза.

— Пять лет в Индии пролетели незаметно,— вспоминает Татьяна,— то были счастливые годы постижения божественного искусства. Педагоги делились секретами мастерства, а мы, студенты, с удовольствием, как губка, все впитывали в себя.

Сегодня Татьяна – взрослая женщина, у нее есть своя семья. Она – преподаватель творческого объединения «Танкопись» в республиканском центре детского творчества, обучает этому мастерству школьников.

— Сначала натягивается холст (белая хлопчатобумажная ткань), затем накладывается заранее приготовленная смесь из животного и растительного клея, поверхность грунтуется,— рассказывает художница.— Потом на высушенную основу накладывается иконографическая сетка, выполненная карандашом, которая позже обводится тушью.
Затем сетка ластиком стирается, и художник приступает к нанесению минеральных красок. Следующий этап – это тени, придание линиям четкости, изображение золотых украшений и природы. Финальным аккордом в создании красочного полотна будет написание глаз божества.

— В создании танки,- говорит художница,- недопустима ошибка: считается, то если лицо, глаз или палец божества хоть на миллиметр не будут соответствовать канону, художник в следующей своей жизни обретет такие же внешние недостатки.

Однако, не в этом главная ответственность создания танки, считает мастер. Изображенное божество несет в себе чудесный смысл, ему молятся и поклоняются, просят избавления от болезней. К примеру, человеку, испытывающему танталовы муки, по совету монаха поможет определенное божество с каким-то индивидуальным штрихом, к примеру, с цветами, или в окружении других божеств, но при одном условии: танка должна быть создана за время от заката до рассвета. Только тогда она спасет этого человека от страданий. В этом, говорит Татьяна, главное предназначение танки и ее создателя.

Виктория УБУШИЕВА,
«Элистинская панорама»


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=17560