Опубликовал: Валерий Павлов 22 Февраль 2014. Опубликовано в Новости сайтов
Написание изображений буддийских божеств, именуемых тханка,— процесс непростой. На создание одной работы уходят месяцы, а тои годыкропотливого труда. Художник, как правило, пишет божество строго по буддийским канонам, а фантазию творца он проявляет лишь при создании второстепенных образов: небо, земля, цветы, облака… Безусловно, мастер-тханкописец – человек не просто верующий, это личность высоко духовная, развитая, соблюдающая все религиозные каноны. Наш рассказ – о молодой художнице Татьяне Музраевой, получившей высшее образование в стенах института тибетской тханкописи города Дхармсалы.
Нет, она не грезилас детства этим ремеслом, но жизнь сама привела ее к этому искусству. Все началось, когда обычную яшкульскую девушку ее сестра, работавшая тогда в хуруле, сумела приблизить к божественному, как говорит сама Татьяна, таинству. Часто видя в храме буддийские танки, она чувствовала необыкновенную теплоту. Интерес к ним стал расти, когда взяла кисть и сделала несколько мазков. Влюбившись в древнее искусство буддийских монахов, 20-летняя девушка, приняла решение во что бы тони стало выучиться ремеслу. Ее поступлениев специальное учебное заведение стало возможным благодаря шаджин-ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Именно по его рекомендации девушка стала студенткой заветного вуза.
— Пять лет в Индии пролетели незаметно,— вспоминает Татьяна,— то были счастливые годы постижения божественного искусства. Педагоги делились секретами мастерства, а мы, студенты, с удовольствием, как губка, все впитывали в себя.
Сегодня Татьяна – взрослая женщина, у нее есть своя семья. Она – преподаватель творческого объединения «Танкопись» в республиканском центре детского творчества, обучает этому мастерству школьников.
— Сначала натягивается холст (белая хлопчатобумажная ткань), затем накладывается заранее приготовленная смесь из животногои растительного клея, поверхность грунтуется,— рассказывает художница.— Потом на высушенную основу накладывается иконографическая сетка, выполненная карандашом, которая позже обводится тушью. Затем сетка ластиком стирается, и художник приступает к нанесению минеральных красок. Следующий этап – это тени, придание линиям четкости, изображение золотых украшений и природы. Финальным аккордом в создании красочного полотна будет написание глаз божества.
— В создании танки,- говорит художница,- недопустима ошибка: считается, то если лицо, глаз или палец божества хоть на миллиметрне будут соответствовать канону, художник в следующей своей жизни обретет такие же внешние недостатки.
Однако, не в этом главная ответственность создания танки, считает мастер. Изображенное божество несет в себе чудесный смысл, ему молятся и поклоняются, просят избавления от болезней.К примеру, человеку, испытывающему танталовы муки, по совету монаха поможет определенное божество с каким-то индивидуальным штрихом, к примеру,с цветами, или в окружении других божеств, но при одном условии: танка должна быть создана за времяот закатадо рассвета. Только тогда она спасет этого человека от страданий.В этом, говорит Татьяна, главное предназначение танки и ее создателя.