Печать

В Рочестере Далай-лама принял участие в беседе по теме «Нравственность, образование и развитие человеческого потенциала»

Опубликовал: Валерий Павлов 06 Март 2014. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Рочестер, штат Миннестота, США, 3 марта 2014 года – ранним утром, когда Его Святейшество Далай-лама отправился из Миннеаполиса через заснеженную Миннесоту в Рочестер, серое небо снова по-зимнему хмурилось. Его Святейшество приехал в Рочестер, чтобы пройти ежегодный медицинский осмотр в клинике Майо. После того, как необходимые анализы и исследования были сделаны, он отправился на встречу с членами правления института «Ум и жизнь» и провел рабочую встречу по теме «Нравственность, образование и развитие человеческого потенциала». Члены правления рассказали Его Святейшеству о том, как продвигается работа по созданию учебной программы, которая позволит преподавать светскую этику в современных образовательных учреждениях.

В начале беседы Его Святейшество снова подчеркнул, как важно верно толковать слово «светский», ведь оно должно нести идею об универсальном, беспристрастном, равном, всеобъемлющем уважении к глубинной сути всех религиозных традиций, а также к убеждениям неверующих. Он рассказал о разговоре с одним мусульманином, который спросил его, как быть с противоречиями между наукой и религией. Его Святейшество тогда ответил, что наука, по большому счету, занимается внешним миром, а религия – внутренними ценностями. По мнению Его Святейшества, целью религии является пропаганда идей сострадания. С другой стороны, существование бога наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Он упомянул о замечательных словах папы римского Бенедикта о том, что вера и разум или, другими словами, религия и наука, должны идти рука об руку.

Дэн Гоулман сделал доклад о том, что различные эмоциональные и психические расстройства у школьников побудили к созданию программы развития самоосознавания. Благодаря таким программам, дети начинают лучше оценивать происходящее и возникающие в связи с этим эмоции, и учатся с ними справляться. Это развивает чуткость к нуждам других людей, они учатся реагировать более адекватно. Таким образом, программа под общим названием «Социально-эмоциональное образование» помогает детям овладеть практическими навыками работы с эмоциями. Она во многом опирается тренировоку внимания.

Ричард Дэвидсон рассказал, что по данным исследований 47% взрослых американцев не уделяют внимания тому, чем они занимаются в данный момент. Он предположил, что если бы в детстве их научили сосредотачиваться, можно было бы избежать этой проблемы. Его Святейшество заметил, что тибетские монахи обычно не жалуются на то, что их ум отвлекается от предмета.

Ричард Дэвидсон рассказал затем об исследовании, проведенном в Данидине, городе в Новой Зеландии. Ученые наблюдали тысячу жителей этого города с детства и до 32 лет, изучая их умение сдерживаться и контролировать себя. Данные свидетельствуют, что люди, лучше контролировавшие себя в детстве, стали более счастливыми и успешными взрослыми.

  title=Позже исследования в области нейронауки позволили выделить периоды, когда человек особенно восприимчив к новым знаниям. Первый такой период наступает в возрасте 4–7 лет, когда дети идут в школу, и второй в подростковом возрасте, примерно с 11 до 17 лет. Одновременно с этим, статистика говорит о снижении возраста, в котором начинается гормональная перестройка у подростков, в среднем с 16 лет в 19 веке, до 9 лет в современном мире в некоторых регионах. Более раннее начало полового созревания связано со множеством разнообразных факторов, среди прочего и изменениями в питании. В то же время, скорость формирования мозга осталась на прежнем уровне, и для большинства людей этот процесс завершается только в двадцать с небольшим лет.

Ричард Дэвидсон также поделился обнадеживающими данными краткосрочной программы по тренировке в сострадании. На просьбу высказать свое мнение, Его Святейшество ответил: «Мне нечего здесь добавить. Это замечательно».

Диана Чапмэн-Уолш напомнила о словах Его Святейшества, сказанных на конференции института «Ум и жизнь» в Мандгоде, в Южной Индии в прошлом году, которые ее лично глубоко тронули: «Мы чувствуем себя комфортно, а между тем, в мире так много страдания».

Она сказала, что американцы сегодня очень мало доверяют своим лидерам. 92% жителей США оценивают свое доверие к Конгрессу, деловым круга и средствам массовой информации ниже среднего. Его Святейшество заметил, что, быть может, виной тому завышенные ожидания американцев?

Он сказал: «Наша цель помочь всем семи миллиардам людей на Земле. Весьма вероятно, что в вашей стране к концу нынешнего столетия возникнет новый стиль руководства. Очень важно, чтобы эта тенденция распространилась по всему миру, чтобы азиатские и другие страны не отклонили идею нового подхода к лидерству, как чисто американское веяние. Я знаю, вы уже начали сотрудничать с европейскими странами и некоторыми азиатскими; необходимо подключить сюда и Африку. Тогда мы сможем найти решение общечеловеческим проблемам, а не только проблемам США. Я часто называю Америку лидером современного свободного мира, но будет просто замечательно, если однажды мы сможем сказать: у нас есть такая-то и такая-то общечеловеческая проблема, а решать мы ее будем вот так и так».

  title=Артур Зайонц представил Брук Додсон-Лавель, старшего научного руководителя программы института «Ум и жизнь» «Нравственность, образование и развитие человеческого потенциала». Он спросил, как претворять программу в жизнь. Брук Додсон-Лавель начала свой доклад с описания восприимчивого к нравственным ценностям ребенка: он должен чувствовать себя в безопасности, доверять другим, ценить других, заботиться о других, быть чутким и распознавать нужды других. В пилотном проекте программы для учебных заведений, названном «Просьба о заботе», определяются три вида поведения: получение заботы, развитие способности заботиться о самом себе, и умение распространять заботу на других. Пилотный проект предназначен для преподавания во 2–3 классах школы и учитывает нужды как учителей, так и детей.

Его Святейшество заметил: «Если вы посмотрите на классический буддийский подход к тренировке ума, он всегда опирается на рассмотрение всех “за” и “против”. Если вы поступите таким-то образом, то получаете такую-то пользу; если вы не сделаете этого или сделаете прямо противоположное, возникнут такие-то неблагоприятные последствия. В ходе тренировок в сострадании, мы осознаем, что наше выживание зависит от остального человечества».

Додсон-Лавель полностью согласилась с необходимость целостного подхода к главным жизненным задачам человека. Его Святейшество рассказал о посещении школы им. Иоганна Песталоцци в Швейцарии, где он видел палестинских и израильских детей, которые беззаботно играли вместе и не чувствовали, что между ними могут быть какие-то барьеры. Когда Брук Додсон-Лавель упомянула, что их проект опирается на исследования, проведенные в Индии и других странах Азии, Его Святейшество сказал, что было бы замечательно привлечь к работе и Китай.

Артур Зайонц заметил, что Гонконг проявляет живой интерес к их исследованиям, и добавил: «Мы на пороге того, что может приблизить нас к решению задачи, которую вы перед нами ставите: научиться заботиться друг о друге. Другая сторона взаимозависимости, показатель единства всего мира. Как нам научиться жить друг с другом? Вы, Ваше Святейшество, нас вдохновляете. Мы очень надеемся, что в конце концов результаты нашего труда широко распространятся по всему миру и принесут пользу многим людям».

Его Святейшество ответил: «Этот труд может не принести плодов еще 40 или 50 лет, и мы с вами результатов уже не дождемся. Но наше поколение должно сделать первый шаг. Нынешние дети честны и искренни. Мы можем им сказать, что старшее поколение совершило много ошибок, и если они станут повторять эти ошибки, то тоже столкнутся со страданиями. Время не ждет, пора начинать перемены. Мне кажется, сегодняшние молодые люди последуют в этом направлении и возникнет новое, более благоразумное человечество, чьи руководители тоже будут другими».

Перевод: Ольга Селезнева

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=17674