Опубликовал: Валерий Павлов 28 Март 2014. Опубликовано в Новости сайтов
10 марта этого года известный американский телеведущий Ларри Кинг взял интервью у Его Святейшества Далай-ламы. Интервью продолжалось более 20 минут, и за это время Далай-лама ответил на вопросы ведущего, телезрителей и интернет-пользователей, касающиеся отношений между Китаем и Тибетом,а также роли США, о новом Папе Римском, гомосексуальных браках и возможном женском перерождении Далай-ламы.
— Когда вы смотритена мир,на то, что происходит в Венесуэле, Украине, Сирии, думаете ли вы о том, когда люди перестанут убивать друг друга?
— Все это очень печально. Многое объясняется эгоистическим и близоруким отношением. Люди не используют обычный здравый смысл. У них слишком много эмоций. Как только рассеивающие эмоции выходят из-под контроля, то для нормальных мыслей не остается места! Двадцатый век был веком насилия, чрезмерного использования силы. И это никогда не решало никаких проблем, потому что насилие порождает непредсказуемые последствия. Я говорю, что двадцать первый век должен стать веком диалога. Любые возникающие проблемы нужно решать путем диалога, обсуждения. Это единственный способ.
— Недавно вы встречалисьс президентом Обамой. Что вы обсуждали?
— Это моя третья встреча с ним.Мы встречались еще до того, как он вообще стал президентом, когда он еще был сенатором. Так чтомы знаем друг друга. Я ощущал чувство воссоединения. Мне хотелось рассказать ему о своей деятельности, точнее о трех моих миссиях. Во-первых, это – продвижение общечеловеческих ценностей. Во-вторых,я прилагаю усилия по восстановлению гармонии. И в третьих, то, что касается Тибета, это вопрос политической ответственности. Я уже отошел от дел. Когда мы встречалисьс вамив последний раз, я, разумеется, тоже ощущал политическую ответственность за Тибет.Но теперь с 2011 годая полностью сложил с себя полномочия как политического лидера. От дел отошел не толькоя лично, но и почти четырехсотлетняя традиция Далай-лам.
— Но почему?
— Институт Далай-лам по определению был во главе светской и духовной власти Тибета, но я добровольно прервал эту традицию. Потому что я верю, что демократическая система, несмотря на все свои недостатки, по своей сути является наилучшей. Я всегда говорю, что мир принадлежит семи миллиардам человек, а каждая страна принадлежит тем, кто в ней живет. США принадлежат около 300 миллионам американских граждан, а не партиям демократов или республиканцев.
— Не кажется ли вам, что США ослабили свое давление на Китай по тибетскому вопросу или все-таки Америка все также неравнодушна к проблеме?
— Я считаю, что мировой тренд, направленный на развитие демократии, открытости и свободы, продолжается. Такие народы, как народ Китая, являются частью мира. Китай все еще часть этого мира и его будущее зависит от него. Приверженцы жесткой политики, мировые лидеры, хотят они того или нет, также вращаются вокруг этого тренда. Америка это ведущая нация свободного мира, и у нее есть моральная ответственность, моральные обязательства. Народ Китая также нуждается в переменах. Реформы только в сфере экономики недостаточны. Многие китайские интеллектуалы, даже ушедшие на пенсию политики, считают, что пришло время для политических перемен ради их будущего,их блага.
— Почему Китай так сильно привязан к Тибету?Это ведь маленькое пятно на карте мира в сравнениис Китаем.В чем причина такого неравнодушия?
— В самом начале всей этой истории, на ранних этапах ее развития – в 1950-х годах – тогдашние коммунистические лидеры, а конкретно Мао Дзэдун и Сталин, были сторонниками мировой революции. Это была очень свежая идея. Когда я былв Пекине в 1954–55 годах, меня тоже привлекала эта глобальная идея, что рабочий класс должен восстать. Я думал, что в этом есть правда. Ведь, как правило, рабочие люди это самые притесняемые люди. Но, в конце концов, они нашли полезные ископаемые в Тибете, и с тех пор смотрят на Тибет как на кладовую.Это тоже один из факторов.
— Если честно, верите ли вы, что при вашей жизни вы придетек согласиюс Китаем?
— Да, конечно. Я чувствую, что Китай меняется.
— Вы упоминали как-то, что хотели бы встретиться с новым Папой Римским?
— Да, очень хочу.
— А что вы о нем думаете?
— Чудесный человек. Я думаю, что он истинный последователь своего учения. Хочу сказатьоб одной вещи. Я восхищаюсьи очень скучаю по одному немецкому архиепископу. Может быть, он и хороший человек, но его образ жизни был слишком роскошным и он былвынужден уйти. — В прошлом году Папа Франциск обрушился с критикойна капитализм.Он заявил, что капитализм отталкивает бедных. Вы же говорили, что капитализм может существовать, только если он сочетаетсяс состраданием.В этомвы расходитесьс Папой, раз вы считаете, что капитализм имеет право на существование?
— У каждого явления есть различные аспекты. С одной стороны капитализм предполагает только выгоду, а рыночная экономика говорит о равном распределении. В развитых странах капитализм подчиняется определенным правилам. В конце концов, не имеет значения какая система. Имеет значение люди в этой системе. Если у них есть чувство ответственности за других, то любая система имеет право на существование.
— Ныне очень актуален вопрос о гомосексуализме. Россия идет в сторону запретов, США напротив легализует браки между людьми одного пола. Что вы думаете обо всем этом?
— Это вопрос из сферы личных взаимоотношений. Разумеется, верующие люди, принадлежащие определенным духовным традициям, должны следовать тому, что предписывается в этих самых традициях. В буддизме тоже описываются определенные сексуальные нарушения, которые нужно избегать. Что касается атеистов, то если их отношения безопасны и основанына взаимном согласии, то я никаких проблем в этомне вижу. Конечно, насилие и принуждениев этой сфере совершенно неприемлемы. Это нарушение прав человека.
— А что вы думаетео браках между представителями одного пола?
—Это должно регулироваться законами страны. Я же считаю, что это личное дело каждого. Если два человека действительно чувствуют больше удовлетворения от такого брака и они согласны жить вместе, то все в порядке.
— Как можно сохранить внутренний мир, если мы видим насилие и бесчеловечное отношение к людям?
— Нам нужна долговременная стратегия. Я говорю людям, что нам нужна образовательная система, которая включала быв себя этический аспект. Она должна быть светской и дистанцироватьсяот каких-либо религий. И уважать чувства неверующих. Эта необходимость становится в наше время очень серьезной.
— Не ощущаете ливы пессимизма?
— Нет. Нужно просто прилагать усилия.
— Если бывы могли исправить только одну вещь в мире,что бывы выбрали?
— Моей главной задачей в последнее время стало решение проблемы, как дать людям образование и внушить им мысль о внутренних ценностях. Я уверен, что всеобщая образовательная система должна включать в себя идеи об этих ценностях.
— Почему одним людям легко достичь внутреннего мира, а другим так трудно?
— По своей сути мы все происходим от своих матерей. И вам тоже дала жизнь ваша мать. Даже такие люди, как Гитлер или Сталин, были рождены их матерями.У нас всех один гуманистический потенциал. Но человека формируют обстоятельства. Бывает, что люди не имеют понятия о внутренних ценностях, никто никогда им об этомне говорил. Обстоятельства часто создают слишком много конкуренции и разделения мира на наси других, нас и наших врагов. Это и приводитк появлению таких ужасных людей.
— О чем вы мечтали, когда были молодым?
— Я мечтал играть, а не учиться. Когда я был молодым, мне было совсем не интересно учиться. Я всегда говорю о себе, как об очень ленивом ученике (смеется).
— Каким бывы хотели остаться в памяти людей?
— Никаким. Буддийский практик не должен думать о таких вещах. Года два-три назад одна женщина-колумнист «The New York Times» спросила меня, какое наследие хотел быя оставить,я ответил ей, что буддийский практик не долженоб этом думать. Проходит время, и она снова обращается ко мнес этим же вопросом. И тутя теряю терпение. В прошлом году мы встретилисьс ней снова и смеялись над моей реакцией.
— Как вы думаете,увидим лимы когда-нибудьДалай-ламу женщину?
— Да. Это вполне возможно. Много лет назад один парижский женский журнал брал у меня интервью. Журналистка спросила меня о возможности появления женского перерождения Далай-ламы.Это было порядка двадцати лет назад. И тогдая тоже говорил, что это возможно. В тибетской традиции среди высоких перерожденцев были женщины. Это линии перерожденцев возрастом в шесть-семь веков. В этом нет ничего нового. И тогдая сказал репортеру: если появиться женщина Далай-лама, она должна быть очень и очень эффектной. В этом будет больше пользы. Если она будет не очень симпатичной, то нет смысла (смеется).
— У вас есть на умекакой-то наследник?
— Нет. Еще в1969 годуя делал официальное заявление, в которомя сказал, что сам институт Далай-лам должен существовать только, если он нужен тибетскому народу. Если в какой-то момент люди почувствуют, что этот институт более не нужен, то он автоматически перестанет существовать. Это не зависитот меня, это зависит от людей.
Справка
Ларри Кинг является одним из самых известных телеведущих в мире, лауреатом премии Эмми, двукратным лауреатом премии Пибоди и десятикратным призером премии ‘Cable ACE’. Его шоу вошло в книгу рекордов Гиннесса как самое долгоживущее шоу с одним ведущим. Программа Larry King Now с июля2012 года выходит на телеканалеRussia Today.