Печать

Досточтимый Арджа Ринпоче — высокий лама из племени хошутов

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Апрель 2014. Опубликовано в Новости сайтов

ФотоВ недавнем паломничестве в Индию, когда большая группа калмыков отправилась в монастырь Сера на Учение Его Святейшества Далай-ламы по 18 коренным текстам Ламрима, у них появилась возможность встретиться с высоким буддийским монахом, Тулку, перерождением отца ламы Зонкавы. Тогда мы не знали об этом, мы ехали на встречу с высоким ламой, хошутом, прекрасно говорящем на калмыцком языке. Правда, наши хошуты из паломнической группы рассказали чуть больше. Оказалось, что однажды, оказией через калмыка из Кетченер, этот буддийский монах передал своим соплеменникам сарпинцам танку. Она хранится в Сарпе, но мало кто ее видел, так как хурул в селении хошутов до сих пор не построен.

Арджа Лобсан Туптен Ринпоче так зовут высокого ламу, к которому нас отвезли на автобусе наши друзья — монахи Дрепунг Гоманга землячества Нгари. Без них мы долго блуждали бы по Сера, разыскивая монастырь, где остановился Арджа Ринпоче. Он встретил нас как родных, искренне радовался глядя встрече, а наших хошутов, конечно, особо выделил. Он говорил с нами на калмыцком, рассказал немного о себе, но больше расспрашивал нас, а на просьбу приехать в Калмыкию, пообещал на будущий год.

​ В этом году я не могу приехать, сказал Арджа Ринпоче,— так как в Улан-Баторе возводится детская больница болезней крови и онкологии. Мне надо быть там.

Арджа Ринпоче рассказал о том, что в 2011 году был открыт Монгольский филиал Центра Сострадания и Мудрости (TCCW). Этот центр он основал в в Милл-Вэлли, штат Калифорния после того, как в бежал из Тибета. А несколько лет назад, в 2006 году по просьбе Его Святейшества Далай-ламы XIV, он возглавил в Блумингтоне Тибето-монгольский буддийский культурный центр (TMBCC). В монгольском буклете, который был подарен калмыкам, говорится, что «Оба центра под руководством Aрдҗa Ринпоче ведут активную деятельность по сохранению традиционной тибетской и Фотомонгольской культуры и искусства, развитию буддийского образования в пределах и за пределами Тибета и Монголии».

Как пишут об Арджа Ринпоче в западной прессе он — высокий тибетский лама монгольского происхождения. Арджа Ринпоче родился в семье кочевников в 1950 году, а в возрасте двух лет Панчен-лама Десятый признал его реинкарнацией отца ламы Зонкавы, держателя трона и настоятеля монастыря Кумбум, построенного на том месте, где родился лама Зонкава. В 1958 году, когда китайские войска вошли в Тибет его жизнь — жизнь высокого буддийского монаха в монастыре Кумбум резко изменилась.

​ Закрывали все монастыри, арестовывали высоких лам. Меня всегда выделяли среди других из-за того, что я был Тулку. Помимо моральных унижений меня приговорили к тяжелым работам, которые я выполнял с 14 до 30 лет. Летом полевые работы ― пахота, посадка, прополка, сбор урожая, уход за скотом, а в остальное время года меня отправляли на прокладку дорог и строительство дамб. Так я проработал шестнадцать лет, примерно до 1980 года,— рассказывает в одном из интервью Арджа Ринпоче.

В этом же году его признали «политически реабилитированным», и он смог вернуться в монастырь. Китайская политика слегка смягчилась. В 1990 году он стал настоятелем монастыря Кумбум. Арджа Ринпоче стал правой рукой Панчен-ламы Десятого и часто сопровождал его в качестве помощника в поездках в Непал, Канаду, Бразилию, Боливию, Уругвай, Перу и другие страны.

​ Панчен-лама твердо выступал за сохранение монастырей, традиций и культуры Тибета. Смерть Панчен-ламы,— вспоминает Арджа Ринпоче,— повлекла проблемы политического характера. Китайское руководство предложило мне место наставника нового Панчен-ламы.

Но не того, кого признал Его Святейшество Далай-лама. Мальчик Гедун Чокьи Ньима, признанный воплощением Панчен-ламы Десятого, в шестилетнем возрасте выкраден вместе со своими родителями и до настоящего времени место его нахождения неизвестно, а вместо него китайские власти выдвинули свою кандидатуру.

Фото​ Я понял, что дальше пути нет. Единственное, что мне оставалось делать ― это бежать за границу. Четверо моих ближайших помощников бежали со мной. Это был сложный побег.

Арджа Ринпоче живет в США, в городе Блумингтон. Он художник, автор дарует учение во многих странах мира. Сейчас все его время поглощает возведение Детской больницы болезней крови и онкологии при Национальном центре охраны здоровья матери и ребенка Монголии.

О нем много пишут, есть фильмы с его участием. Нам важно знать, как связаны мы, калмыки, со столь значительными представителями буддийского мира. Издана книга его воспоминаний на английском, монгольском и китайском языках. Если мне представится такая возможность, я буду рад познакомить с этой книгой и моих друзей в России. На английском языке книга называется «Выжить в когтях у дракона».

Нина ШАЛДУНОВА, фото автора

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=18018