Печать

20 мая 2014 г. в с. Нижний Бургалтай Джидинского района Республики Бурятия состоится большой хурал, посвященный XVII Пандито Хамбо ламе Лубсан Ниме Дармаеву

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Май 2014. Опубликовано в Новости сайтов

Ежегодный хурал, посвященный основателю Иволгинского дацана, бывшему Ширээтэ ламе Сартуул-Булакского дацана, XVII Пандито Хамбо ламе Лубсан Ниме Дармаеву будет проведен на его родине, в родовом Сартуул-Булакском дацане, где с 1897 г., с 7-летнего возраста он познавал буддийскую философию, прошел все этапы обучения и успешно защитил высокие ученые степени гэбшэ, а затем и габжа (доктор буддийской философии).

Дармаев Лубсан Нима родился в 1890 г. в местности Дабанай Аман Торейского аймака (ныне ‑ Джидинский район Республики Бурятия), что в Бургултайской долине, в семье скотовода Дармажапа Цыренова из рода Хорчид, четвертым ребенком в семье. Лубсан Ниме не было еще и года, когда один высокочтимый лама из Монголии предсказал ему его великое будущее.

В конце 20‑х годов XX века Лубсан Нима Дармаев был избран Ширээтэ ламой своего дацана. На III Духовном Соборе буддистов (1928 г.) был избран членом Центрального Духовного Совета буддистов СССР.

В конце 30-х годов ХХ века был репрессирован. Работая на строительстве железной дороги «Наушки‑Кяхта», однажды потерял сознание. Тюремные надзиратели выбросили умирающего человека в придорожную канаву. Но вскоре он был спасен жителем с. Торей Г. Сосоровым, проезжавшим мимо, с которым они вместе учились в дацане. В течение трех лет этот человек скрывал Учителя в лесу, где его тайно посещали верующие. Но в 1940 г. по доносу охотника Н. Чойдокова Лубсан Нима Дармаев вновь оказался в тюрьме. В 1944 г. был освобожден и реабилитирован.

В 1945 г., учитывая огромный вклад всего духовенства страны в дело Победы Советского Союза над фашизмом в Великой Отечественной войне, государство официально сняло все запреты на проведение религиозных служб и дало разрешение на возрождение церкви. Лубсан Нима Дармаев вместе с Дид Хамбо ламой Хайдапом Галсановым (избран в 1928 г.) и группой лам, вернувшихся с фронта, обратился с ходатайством к И. В. Сталину об открытии в Иволгинской долине буддийского храма, на что и было вскоре получено согласие.

Первый день официально разрешенного послевоенного хурала в честь праздника Сагаалха – 3 февраля 1946 г. принято считать датой основания Иволгинского дацана – центра традиционного буддизма нашей страны. В том же году, на съезде буддистов СССР Лубсан Нима Дармаев был избран XVII Пандито Хамбо ламой. И руководителем Временного Центрального Духовного Управления буддистов СССР.

В течение 10 лет, с 1946 по 1956 гг., на этом высоком государственном посту Хамбо лама Лубсан Нима Дармаев приложил все усилия для возрождения Учения Будды в нашей республике, а также сделал очень много для возрождения буддизма в Тувинской АССР, в 1944 г. вошедшей в состав СССР.

С 1950 г., когда буддисты Советского Союза под руководством Хамбо ламы Дармаева присоединились к всемирному антивоенному движению за мир во всём мире, Иволгинский дацан становится известен на самом высоком международном уровне.

В 1955 году по инициативе Хамбо ламы состоялась первая после 1927 года тайная встреча бурятского буддийского духовенства с XII Пандито Хамбо ламой Даша Доржо Этигэловым в местности Хухэ Зурхэн, где в саркофаге под землей пребывал Учитель.

В 1960 г. Хамбо лама Дармаев завершил свою жизнь, находясь в 12-дневной медитации, перед этим дав ламам указания о кремации его тела.

XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев в знак почтения своих предшественников на львином троне Пандито Хамбо лам России, в знак незыблемости и нерушимости трона, сохранения и непрерывности линии преемственности глав российского традиционного буддизма, в знак возрождения и будущего расцвета Учения Будды в нашей стране, инициировал возведение на родине каждого своего предшественника мемориальных субурганов и комплексов.

Также буддийское духовенство Сангхи России ежегодно проводит большие торжественные хуралы с проведением возрожденных национальных спортивных состязаний «Эрын Гурбан Наадан» — в месте ухода в Нирвану I-го Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева, на родине VII Пандито Хамбо ламы Сандэлэг Ванчикова, на родине XII Пандито Хамбо ламы Даша Доржо Этигэлова и в Иволгинском дацане, на родине XVII Пандито Хамбо ламы Лубсан Нимы Дармаева.

Кроме того, Хамбо лама Дамба Аюшеев ежегодно проводит большой молебен — Почитание Хозяина горы Баян Улаан — Хамбын Овоо, где проводил его сам Хамбо лама Лубсан Нима Дармаев. Именно Дармын Хамбо, как с любовью называли его верующие, силой своей могущественной тантрической практики убедил Хозяина этой горы и всей обширной местности стать защитником всех жителей Иволгинской долины и Младшим Сахюусаном (Хранителем) Иволгинского дацана.

Об этом месте как о месте особой силы совсем недавно в своем ежедневном послании от 5 мая 2014 г. сообщил нам Хамбо лама Даша Доржо Этигэлов, напомнив о важности посещения жителями Иволгинской долины молебна Хамбын Овоо.

И в таких священных местах, по словам Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, всегда где-то рядом находится исцеляющий источник. И, действительно, многолетние поиски такого аршана наконец увенчались успехом! В 2008 г. целебный источник был найден, получил название Арюун Булаг. И с тех пор каждый день он открыт для всех желающих — встречает усталых путников, дарит им отдохновение, здоровье и отличный заряд бодрости.

Пресс-служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=13294