Опубликовал: Валерий Павлов 08 Август 2014. Опубликовано в Новости сайтов
«Когда храмы были большими» так называется статья известной журналистки Калмыкии Раймы Саряевой, посвященная реставрационным работам Хошеутовского хурула в Астраханской области.
Старейший буддийский храм Европы после многолетней реставрации, похоже, откроется. Об этом, собственно, в прошлом году извещал информационный щит рядом со стройкой: начало «ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Калмыцкий хурул, 1818 г.» – 15.08.2013, окончание – 1.08.2014 г.».
200 лет назад был заложен Хошеутовский (Большой Тюменевский) хурул – «в честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшего победу» в военной кампании России против Наполеона в 1812–1814 годах.Идея его строительства, как писали историк Иван Борисенко и архитектор Баатр Мошулдаев в тоненькой 35-копеечной книжке, посвященной хурулу на Волге, принадлежала младшему сыну Тюмень-Джиргалана – Батур-Убуши.
В 1813 году, когда Наполеон был изгнан из пределов России, калмыцкие воины приняли участие в заграничном походе русской армии, который принес освобождение народам Европы. Второй калмыцкий полк действовал, сообщают авторы, на Варшавском направлении, сражался за освобождение герцогства Варшавского и Саксонии.По-прежнему воины полка проявляли исключительное бесстрашие и героизм. Так, в боях за г. Сезанн полк Тюменя разбил на своем участке 3 французских эскадрона, за что10 его воинов получили высшую награду солдатской доблести – орден Святого Георгия.
К 1814 году, когда приступили к строительству храма в Тюменевке (ныне село Речное Астраханской области), на территории Калмыкии существовало три стационарных храма и не более шести деревянных сюмэ. Как сказано упомянутыми авторами, в 1798 году«в Бага-Цохуровском улусе в урочищеЦаган-АманОрчи-ламою был построен первый оседлый хурул». Затем, в 1800-м, в Малодербетовском улусе «Сойбин-лама основал Дэду Ламин хурул». Спустя пять лет «усилиями гелюнга Габун Бунтарова развернулось строительство Сере-Джана Рацан малого хурула Ики-Цохуровского улуса, известного еще под названием Зюнгарский».
В конце октября 2013-го я побывалав селе Речном вместе с кандидатом исторических наук Арлтаном Басхаевым и неравнодушнымк историии культуре калмыков Александром Болтыровым, гендиректором Калмыцкого отделения страховой группы «УралСиб». Хурул почему-то показался мне маленьким.
Незавидная судьба у него, многострадальная и трагическая, как и у народа, построившего его. А ведь исследователь истории и быта астраханских калмыков Иродион Житецкий более 120 лет назад назвал храм «самым изящным зданием во всей степи калмыцкой». В годы «культштурма» он прекратил богослужения и какую-либо деятельность. Как информирует один из сайтов, «здание главного сюмэ приспосабливали и использовали некоторое время под клуб. А в пятидесятые годы здесь разместили зерносклад. В начале шестидесятых были разобраны малые башни и галереи, что нанесло комплексу огромный ущерб: оказалась утраченной устремленная к центру композиция. Был разрушен также верхний деревянный ярус башни над молельной частью».
Пять лет назад газета «Харабалинские вести» писала: «Как прискорбно и больно, что эту красоту не смогли по достоинству оценить наши недалёкие предки, в 30-х годах прошлого века устроившие здесь школу, потом – склад, а потоми вовсе забросившие, наверно, «за ненадобностью», этот замечательный памятник, чем не преминули воспользоваться «люди добрые», разворовавшие, разграбившие и почти уничтожившие культурное и архитектурное наследие. То, что сегодня осталось, сохранилось чудом, а ещё — благодаря неутомимому энтузиасту, добровольному (и, кстати, неоплачиваемому) сторожу, скромной речновской женщине Валентине Константиновне Захаровой, которая живёт напротив хурула и пытается сохранить хотя бы его частицу». Правда, Валентину Захарову называют и Валентиной Тихоновой.
Кроме мелкого ремонта в прошломи позапрошлом веках, состоялись две крупные реставрации архитектурного ансамбля: 1867 и1907 – эти даты были выбиты над главным входом. Только в советскоеи постсоветское время хурулу не везетс ремонтом.
В 1989 году Астраханский облисполком выделил средства (40 тысяч рублей), а студенты пединститута произвели археологические раскопки на территории хурула. Был вскрыт фундамент колоннадной дуги, исследовано подполье. Тогда же,25 лет назад, было принято решение поставить памятник на консервациюи обеспечить его охрану. Даже был создан оргкомитет по спасению Хошеутовского хурула из представителей Калмыкии и Астраханской области.
Журналист Надежда Балакаева, не раз извещавшая общественность о судьбе хурула, около четырех лет назад сообщила: «В 1989 году,на волне возрождения духов ности, роста интереса к ис торическому прошлому было принято совмест ное решение о начале реставрационных работ, создан оргкомитет и разработан проект реставрации. Астра ханская газета “Волга” пи сала: “В целях сохранения памятника и укрепления межнациональной дружбы комиссия во главес предсе дателем Астраханского облисполкома А. П. Гужвиными председателем Совмина Калмыцкой АССР Б. Ч. Михайловым постановила на чать поэтапную реконструкцию памятника”. Был утвержден объем работ, сос тавлена смета на 1 млн. руб лей. По тем временам солидная сумма. Планирова лось также вернуть Речно му историческое название Тюменевка, объявлялся и конкурсна лучший па мятник нойону Серебджабу Тюменю. Затем были мно гочисленные встречи деле гаций с обеих сторон по согласованию необходимых мер. Подрядчиком работ выступила Тосреставрация”. Но тогда же выяви лись и разногласия – кал мыцкая сторона настаивала на передаче хурула буд дийской общине и проведе нии реставрации большей частью силами верующих. Астраханцы же возражали. (В этом году тоже были попытки передать его общине буддистов, даже выезжала группа энтузиастов в Астрахань для встречи в минимуществе области, но что-тоне срослось – Р. Г.).
В 1991 году, после прек ращения финансирования, все работы были свернуты. В следующем году из-за роста цен проект вообще был закрыт. Деньги исчез ли, как и весь стройматери ал – по словам Лидии Зулаевой, председателя калмыц кого отделения Всерос сийского общества охраны памятников, нашей сторо ной были завезены вагон первоклассного леса, десят ки тонн меди, цемента и т. д.» (конец цитаты).
В 2003-м ЮНЕСКО внесло Хошеутовский хурул в список «ис чезающих культурных па мятников общемирового значения». Годом позже был создан попечительский совет, в который вошла и экс-депутат Госдумы Александра Буратаева. На пер вый этап реставрационных работ, как сообщала Надежда Балакаева, «было выделено 6 млн. рублей. Однако практичес ки ничего не изменилось.В декабре2008 года,в ходе подготовки к 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России, в Астрахани побывала делегация Народного хурала во главес вице-спи кером Хонгром Эльбиковым. Ее принял председа тель Госдумы Астраханской области Александр Клыканов. В ходе совещания сто роны приняли единодуш ное решение о необходи мости восстановить хурул… Министерством культуры Астраханской области подготовлена проектно-сметная документа ция реставрационных ра бот. В которыйуж раз?!
Первый этап реставрации – укрепление стен, ремонт кровли и благоустройство территории, по словам гу бернатора Александра Жилкина, обойдется в 19,3 млн рублей. Однако пока у исторического памятника нет юридически ответ ственного собственника. Нет ясности и в том, как он будет использоваться. Сре ди предлагаемых вариантов – действующий храм, музей старинного оружия, филиал музея-заповедни ка. Но уже сейчас Хошеутовский хурул включен в туристический маршрут “Кочевые народы” и вызы вает большой интерес у ту ристов» (конец цитаты).
В книжке, написанной Иваном Борисенко и Баатром Мошулдаевым четверть века назад (кстати, надо бы переиздать ее), справедливо сказано: «Этот храм – наше отражение. В нем, как в капле воды, наша историческая судьба, национальное достоинство, наша память… Спасти его еще возможно. И это зависит от нас».
Видимо, не все зависит от нас, если за долгие годы его восстановления в прошлом году приступили к очередной реставрации, которая шла ни шатко,ни валко. Заказчиками ремонтных работ выступили министерства культуры РФ и Астраханской области, генподрядчиком – московское ООО «Норд-Билд-2». Поговаривают, в прошлом году на реставрациюиз федеральной казны выделено якобы 29 миллионов.
Пару-тройкуи более лет назад будто бы инвестировались еще по 2 и5 миллионов.Не знаем,не будем утверждать. Мы лишь нашли документ минкульта РФ от 12 апреля2012 года по открытому конкурсу на право заключения госконтракта «на продолжение проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия (памятнике культуры и истории) религиозного назначения Калмыцкий хурул, 1818 года, с. Речное, Харабалинский район».
Согласно документу, срок выполнения работ – с момента заключения контракта до 28 сентября2012 года. Начальная (максимальная) его цена – 7 999 999, 85 рублей.И это только один лот, на который подала заявку лишь одна фирма – «Норд-Билд-2». Поэтому уже 24 мая конкурс признан несостоявшимся.
Но вот еще цитата из статьи Надежды Балакаевой, опубликованной в 2010-м: «Из интервью заместителя директора Астраханского му зея-заповедника Андрея Курапова газете “Кавказс кий узел” известно, что в этом году на ремонт здания Хошеутовского хурула из федерального бюджета бы ло выделено шесть миллио нов рублей, а в прошлом го ду – два миллиона. Правда, исходя из визуального ос мотра хурула, с трудом верится, что эти деньги использованы по прямому назначению. Пожертвований, помимо тех средств, что время от времени выделяла Москва, действительно было доста точно. К примеру, местные жители помнят, как к ним приезжали представители телекомпании Би-Би-Сис целью узнать, как расходуются 1,5 млн долларов, пожертвованных на рестав рацию хурула…».
На стройке, когда мы приехали, находились рабочие Александр Горелов и два Алексея – Тихонов и Лунёв. Рядом с хурулом замешивал раствор местный пенсионер Дюсюмбай Исимбаев (на снимке).Он сообщил, что четвертый сезон помогает рабочим. «А что дома делать? Лучше помогу здесь, – Дюсюмбай Утепкалиевич улыбнулся. – Летом здесь побольше людей работает. Вот уже пропитку против древоточца сделали, старые стропила сняты, перекрытие новое».
Рабочие сказали, что выполняют лишь реставрацию: «Мы ведь ничего не трогаем, новодела здесь нет, как было, так и остается всё». «А вот здесь родовая тамга князя Тюменя, – показываю на кирпичную кладку, несколько кирпичей с выдавленным рисунком лука и стрелы. – Вы ведь ее сохраните?Или она исчезнет?». Ответ был в том духе, что тамга закроется штукатуркой. Странно, если «как было, так и остается всё», то почему хотя быне оставить кусок (метр на метр) кирпичной кладки – для истории?
Позвонила на днях прорабу стройки Александру Полякову, напомнила, что официально реставрация завершается 1 августа (как написано на информационном щите), спросила, успевают лик этому сроку. Александр Владимирович не дал прямого ответа, сказал лишь: «Да, должны сдать, должна комиссия принимать». На стройке сейчас, по словам Полякова, трудится больше десятка человек. Посетовал Александр Владимирович на то, что «сегодня вот опять нет света». Спросила его и про тамгу. Из его слов поняла, что она скроется за новымпокрытием стен.
Заживет ли новой жизнью храм Победы – неизвестно. Ведь, поговаривают, в сметуне вошли работы по теплоснабжению, проведению теплотрассы, водопровода и канализации. Странно, обычно ремонты включают в себяи данные виды работ. Примерно то же самое было с реконструкцией Нацбиблиотеки в Элисте, куда были вбуханы т. н. «юбилейные» деньги.
… А хурул всего лишь кажется заложником между двумя регионами – он как будто поднялся над мирской суетой: возвышается над деревенькой и похож сейчас на белый корабль, пришвартованный к левому берегу Волги. Авторы книги «Хошеутовский хурул» (которую предлагаю дополнить и переиздать) Иван Борисенко и Баатр Мошулдаев четверть века назад верили, что он будет спасён: «Храм еще стоит, не сдается. Каждым квадратным сантиметром стены, каждой клеточкой сопротивляется ветру, морозам, сырости, жаре… Он ещена что-то надеется, ждет помощи…».
Спросила вчера у Мошулдаева: «25 лет назад вы написали, что спасти храм еще возможно. Вы еще верите в это?». Баатр Викторович ответил: «Тогда спасти его было можно. Имею в видуне столько само сооружение, сколько росписи на стенах, которые уже давно осыпались. Да и работы, периодически там возобновляемые, велись неквалифицированно. Рабочие просто счищали фрески».
Какова дальнейшая судьба храма Победы? – на этот вопрос хотелось бы получить внятные ответы. От кого только?