Печать

В Астраханской области идут реставрационные работы Хошеутовского хурула

Опубликовал: Валерий Павлов 08 Август 2014. Опубликовано в Новости сайтов

  title=«Когда храмы были большими» так называется статья известной журналистки Калмыкии Раймы Саряевой, посвященная реставрационным работам Хошеутовского хурула в Астраханской области.

Старейший буддийский храм Европы после многолетней реставрации, похоже, откроется. Об этом, собственно, в прошлом году извещал информационный щит рядом со стройкой: начало «ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Калмыцкий хурул, 1818 г.» – 15.08.2013, окончание – 1.08.2014 г.».

200 лет назад был заложен Хошеутовский (Большой Тюменевский) хурул – «в честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшего победу» в военной кампании России против Наполеона в 1812–1814 годах. Идея его строительства, как писали историк Иван Борисенко и архитектор Баатр Мошулдаев в тоненькой 35-копеечной книжке, посвященной хурулу на Волге, принадлежала младшему сыну Тюмень-Джиргалана – Батур-Убуши.

В 1813 году, когда Наполеон был изгнан из пределов России, калмыцкие воины приняли участие в заграничном походе русской армии, который принес освобождение народам Европы. Второй калмыцкий полк действовал, сообщают авторы, на Варшавском направлении, сражался за освобождение герцогства Варшавского и Саксонии. По-прежнему воины полка проявляли исключительное бесстрашие и героизм. Так, в боях за г. Сезанн полк Тюменя разбил на своем участке 3 французских эскадрона, за что 10 его воинов получили высшую награду солдатской доблести – орден Святого Георгия.

  title=К 1814 году, когда приступили к строительству храма в Тюменевке (ныне село Речное Астраханской области), на территории Калмыкии существовало три стационарных храма и не более шести деревянных сюмэ. Как сказано упомянутыми авторами, в 1798 году «в Бага-Цохуровском улусе в урочище Цаган-Аман Орчи-ламою был построен первый оседлый хурул». Затем, в 1800-м, в Малодербетовском улусе «Сойбин-лама основал Дэду Ламин хурул». Спустя пять лет «усилиями  гелюнга Габун Бунтарова развернулось строительство Сере-Джана Рацан малого хурула Ики-Цохуровского улуса, известного еще под названием Зюнгарский».

В конце октября 2013-го я побывала в селе Речном вместе с кандидатом исторических наук Арлтаном Басхаевым и неравнодушным к истории и культуре калмыков Александром Болтыровым, гендиректором Калмыцкого отделения страховой группы «УралСиб». Хурул почему-то показался мне маленьким.

  title=Незавидная судьба у него, многострадальная и трагическая, как и у народа, построившего его. А ведь исследователь истории и быта астраханских калмыков Иродион Житецкий более 120 лет назад назвал храм «самым изящным зданием во всей степи калмыцкой». В годы «культштурма» он прекратил богослужения и какую-либо деятельность. Как информирует один из сайтов, «здание главного сюмэ приспосабливали и использовали некоторое время под клуб. А в пятидесятые годы здесь разместили зерносклад. В начале шестидесятых были разобраны малые башни и галереи, что нанесло комплексу огромный ущерб: оказалась утраченной устремленная к центру композиция. Был разрушен также верхний деревянный ярус башни над молельной частью».

Пять лет назад газета «Харабалинские вести» писала: «Как прискорбно и больно, что эту красоту не смогли по достоинству оценить наши недалёкие предки, в 30-х годах прошлого века устроившие здесь школу, потом – склад, а потом и вовсе забросившие, наверно, «за ненадобностью», этот замечательный памятник, чем не преминули воспользоваться «люди добрые», разворовавшие, разграбившие и почти уничтожившие культурное и архитектурное наследие. То, что сегодня осталось, сохранилось чудом, а ещё — благодаря неутомимому энтузиасту, добровольному (и, кстати, неоплачиваемому) сторожу, скромной речновской женщине Валентине Константиновне Захаровой, которая живёт напротив хурула и пытается сохранить хотя бы его частицу». Правда, Валентину Захарову называют и Валентиной Тихоновой.

  title=Кроме мелкого ремонта в прошлом и позапрошлом веках, состоялись две крупные реставрации архитектурного ансамбля: 1867 и 1907 – эти даты были выбиты над главным входом. Только в советское и постсоветское время хурулу не везет с ремонтом.

В 1989 году Астраханский облисполком выделил средства (40 тысяч рублей), а студенты пединститута произвели археологические раскопки на территории хурула. Был вскрыт фундамент колоннадной дуги, исследовано подполье. Тогда же, 25 лет назад, было принято решение поставить памятник на консервацию и обеспечить его охрану. Даже был создан оргкомитет по спасению Хошеутовского хурула из представителей Калмыкии и Астраханской области.

Журналист Надежда Балакаева, не раз извещавшая общественность о судьбе хурула, около четырех лет назад сообщила: «В 1989 году, на волне возрождения духов​ ности, роста интереса к ис​ торическому прошлому было принято совмест​ ное решение о начале рес​таврационных работ, создан оргкомитет и разработан проект реставрации. Астра​ ханская газета “Волга” пи​ сала: “В целях сохранения памятника и укрепления межнациональной дружбы комиссия во главе с предсе​ дателем Астраханского облисполкома А. П. Гужвиным и председателем Совмина Калмыцкой АССР Б. Ч. Михайловым постановила на​ чать поэтапную реконструкцию памятника”. Был утвержден объем работ, сос​ тавлена смета на 1 млн. руб​ лей. По тем временам солидная сумма. Планирова​ лось также вернуть Речно​ му историческое название Тюменевка, объявлялся и конкурс на лучший па​ мятник нойону Серебджабу Тюменю. Затем были мно​ гочисленные встречи деле​ гаций с обеих сторон по согласованию необходимых мер. Подрядчиком работ выступила Тосреставрация”. Но тогда же выяви​ лись и разногласия – кал​ мыцкая сторона настаивала на передаче хурула буд​ дийской общине и проведе​ нии реставрации большей частью силами верующих. Астраханцы же возражали. (В этом году тоже были попытки передать его общине буддистов, даже выезжала группа энтузиастов в Астрахань для встречи в минимуществе области, но что-то не срослось – Р. Г.).

  title=В 1991 году, после прек​ ращения финансирования, все работы были свернуты. В следующем году из-за роста цен проект вообще был закрыт. Деньги исчез​ ли, как и весь стройматери​ ал – по словам Лидии Зулаевой, председателя калмыц​ кого отделения Всерос​ сийского общества охраны памятников, нашей сторо​ ной были завезены вагон первоклассного леса, десят​ ки тонн меди, цемента и т. д.» (конец цитаты).

В 2003-м ЮНЕСКО внесло Хошеутовский хурул в список «ис​ чезающих культурных па​ мятников общемирового значения». Годом позже был создан попечительский совет, в который вошла и экс-депутат Госдумы Александра Буратаева. На пер​ вый этап реставрационных работ, как сообщала Надежда Балакаева, «было выделено 6 млн. рублей. Однако практичес​ ки ничего не изменилось. В декабре 2008 года, в ходе подготовки к 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России, в Астрахани побывала делегация Народного хурала во главе с вице-спи​ кером Хонгром Эльбиковым. Ее принял председа​ тель Госдумы Астраханской области Александр Клыканов. В ходе совещания сто​ роны приняли единодуш​ ное решение о необходи​ мости восстановить хурул… Министерством культуры Астраханской области подготовлена проектно-сметная документа​ ция реставрационных ра​ бот. В который уж раз?!

Первый этап реставрации – укрепление стен, ремонт кровли и благоустройство территории, по словам гу​ бернатора Александра Жилкина, обойдется в 19,3 млн рублей. Однако пока у исторического памятника нет юридически ответ​ ственного собственника. Нет ясности и в том, как он будет использоваться. Сре​ ди предлагаемых вариантов – действующий храм, музей старинного оружия, филиал музея-заповедни​ ка. Но уже сейчас Хошеутовский хурул включен в туристический маршрут “Кочевые народы” и вызы​ вает большой интерес у ту​ ристов» (конец цитаты).

В книжке, написанной Иваном Борисенко и Баатром Мошулдаевым четверть века назад (кстати, надо бы переиздать ее), справедливо сказано: «Этот храм – наше отражение. В нем, как в капле воды, наша историческая судьба, национальное достоинство, наша память… Спасти его еще возможно. И это зависит от нас».

  title=Видимо, не все зависит от нас, если за долгие годы его восстановления в прошлом году приступили к очередной реставрации, которая шла ни шатко, ни валко. Заказчиками ремонтных работ выступили министерства культуры РФ и Астраханской области, генподрядчиком – московское ООО «Норд-Билд-2». Поговаривают, в прошлом году на реставрацию из федеральной казны выделено якобы 29 миллионов.

Пару-тройку и более лет назад будто бы инвестировались еще по 2 и 5 миллионов. Не знаем, не будем утверждать. Мы лишь нашли документ минкульта РФ от 12 апреля 2012 года по открытому конкурсу на право заключения госконтракта «на продолжение проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия (памятнике культуры и истории) религиозного назначения Калмыцкий хурул, 1818 года, с. Речное, Харабалинский район».

Согласно документу, срок выполнения работ – с момента заключения контракта до 28 сентября 2012 года. Начальная (максимальная) его цена – 7  999  999, 85 рублей. И это только один лот, на который подала заявку лишь одна фирма – «Норд-Билд-2». Поэтому уже 24 мая конкурс признан несостоявшимся.

Но вот еще цитата из статьи Надежды Балакаевой, опубликованной в 2010-м: «Из интервью заместителя директора Астраханского му​ зея-заповедника Андрея Курапова газете “Кавказс​ кий узел” известно, что в этом году на ремонт здания Хошеутовского хурула из федерального бюджета бы​ ло выделено шесть миллио​ нов рублей, а в прошлом го​ ду – два миллиона. Правда, исходя из визуального ос​ мотра хурула, с трудом верится, что эти деньги использованы по прямому назначению. Пожертвований, помимо тех средств, что время от времени выделяла Москва, действительно было доста​ точно. К примеру, местные жители помнят, как к ним приезжали представители телекомпании Би-Би-Си с целью узнать, как расходуются 1,5 млн долларов, пожертвованных на рестав​ рацию хурула…».

На стройке, когда мы приехали, находились рабочие Александр Горелов и два Алексея – Тихонов и Лунёв. Рядом с хурулом замешивал раствор местный пенсионер Дюсюмбай Исимбаев (на снимке). Он сообщил, что четвертый сезон помогает рабочим. «А что дома делать? Лучше помогу здесь, – Дюсюмбай Утепкалиевич улыбнулся. – Летом здесь побольше людей работает. Вот уже пропитку против древоточца сделали, старые стропила сняты, перекрытие новое».

Рабочие сказали, что выполняют лишь реставрацию: «Мы ведь ничего не трогаем, новодела здесь нет, как было, так и остается всё». «А вот здесь родовая тамга князя Тюменя, – показываю на кирпичную кладку, несколько кирпичей с выдавленным рисунком лука и стрелы. – Вы ведь ее сохраните? Или она исчезнет?». Ответ был в том духе, что тамга закроется штукатуркой. Странно, если «как было, так и остается всё», то почему хотя бы не оставить кусок (метр на метр) кирпичной кладки – для истории?

Позвонила на днях прорабу стройки Александру Полякову, напомнила, что официально реставрация завершается 1 августа (как написано на информационном щите), спросила, успевают ли к этому сроку. Александр Владимирович не дал прямого ответа, сказал лишь: «Да, должны сдать, должна комиссия принимать». На стройке сейчас, по словам Полякова, трудится больше десятка человек. Посетовал Александр Владимирович на то, что «сегодня вот опять нет света». Спросила его и про тамгу. Из его слов поняла, что она скроется за новым покрытием стен.

Заживет ли новой жизнью храм Победы – неизвестно. Ведь, поговаривают, в смету не вошли работы по теплоснабжению, проведению теплотрассы, водопровода и канализации. Странно, обычно ремонты включают в себя и данные виды работ. Примерно то же самое было с реконструкцией Нацбиблиотеки в Элисте, куда были вбуханы т. н. «юбилейные» деньги.

А хурул всего лишь кажется заложником между двумя регионами – он как будто поднялся над мирской суетой: возвышается над деревенькой и похож сейчас на белый корабль, пришвартованный к левому берегу Волги. Авторы книги «Хошеутовский хурул» (которую предлагаю дополнить и переиздать) Иван Борисенко и Баатр Мошулдаев четверть века назад верили, что он будет спасён: «Храм еще стоит, не сдается. Каждым квадратным сантиметром стены, каждой клеточкой сопротивляется ветру, морозам, сырости, жаре… Он еще на что-то надеется, ждет помощи…».

Спросила вчера у Мошулдаева: «25 лет назад вы написали, что спасти храм еще возможно. Вы еще верите в это?». Баатр Викторович ответил: «Тогда спасти его было можно. Имею в виду не столько само сооружение, сколько росписи на стенах, которые уже давно осыпались. Да и работы, периодически там возобновляемые, велись неквалифицированно. Рабочие просто счищали фрески».

Какова дальнейшая судьба храма Победы? – на этот вопрос хотелось бы получить внятные ответы. От кого только?

Райма Саряева,

«Степная мозаика»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=19607