Печать

Досточимый профессор Самдонг Ринпоче, встречи в Калмыкии

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Август 2014. Опубликовано в Новости сайтов

  title=Во время визита досточтимого Самдонга Ринпоче в Калмыкию в Национальной библиотеке имени Амур Санана состоялась встреча с ним,  авторитетным, уважаемым во всем буддийском сообществе, профессором. Публикацию встречи Самдонга Ринпоче предлагаем вашему вниманию, на которой профессор Самдонг Ринпоче сказал:
— Дорогие друзья! Я искренне счастлив видеть столько настоящих, истинных друзей Тибета в такой далекой стране, далекой земле — Калмыкии!

Тибетцев и монгольские народы на протяжении долгого времени связывали поистине исторические узы. На протяжении всех этих веков представители монгольских народов и тибетцы помогали друг другу, поддерживали друг друга. И что важнее всего, оба народа служили буддийской Дхарме, продвигали буддийское Учение, не только у себя на родине, но также в самых разных местах мира. Усилиями монгольских императоров буддизм попал в Китай и, в частности, в другие страны мира.
До вчерашнего дня я не знал об этом. Эта информация стала мне известна совсем недавно. Вчера мне рассказали о том, насколько издалека пришли ваши предки — калмыки в Россию.
Какой долгий путь они проделали, прежде чем осели в этих местах. Вчера также я узнал о том, что Убуши-хан, который тесно связан с линией Далай-лам, тибетский народ очень обязан ему тем, что он собрал воедино представителей трех основных областей, регионов Тибета. И помог этому Его Святейшеству Далай-ламе взойти на трон, после чего все последующий Далай-ламы правили, прославляя Тибет.

Вчера я узнал, что сам Убуши-хан был родом из тех самых мест, откуда пришли в Россию представители вашего народа.
Многое из истории делает наши народы ближе друг к другу. Укрепляет связи между нами, а с тех пор как Его Святейшество Далай-лама стал управлять Тибетом, на протяжении всех последующих поколений жизнь в Тибете была стабильной, Тибет процветал, и все люди пребывали в счастье. Так продолжалось до 1959 года.

Сегодня в этом зале собрались представители самых разных поколений. Старшего поколения, молодые люди, совсем дети. Все вы собрались здесь, чтобы выразить свою солидарность, чтобы проявить свою поддержку тибетскому народу. Это показывает нам сегодня отчетливо, что все слои населения, люди всех возрастов испытывают сочувствие к нам, тибетцам.
Меня особенно тронула это музыкальная композиция, которую, встречая меня, исполнил совсем юный музыкант на флейте. Я был глубоко тронут вашим приемом.

  title=Сегодня я путешествую как частное лицо и не представляю никакую организацию, относящуюся к правительству в эмиграции… Я уже отошел от каких бы то ни было политических полномочий. И как представитель тибетского народа сегодня я хочу сказать вам большое спасибо от лица всего тибетского народа, как от лица диаспоры, то есть тибетцев, которые живут за пределами Тибета. Так и от лица тех тибетцев, которые остаются в Тибете. Потому что ваш теплый прием это свидетельство солидарности и сочувствия к тибетскому народу.
Тибетцы на протяжении последних шестидесяти лет перенесли огромные, неимоверные огромные страдания. И все же, даже на сегодняшний момент мы не можем усмотреть никаких видимых признаков улучшения ситуации. Видимых признаков того, что нас ждет более светлое будущее. Тем не менее мы свято верим в то что, тибетский вопрос будет разрешен и что нас ждет достойная жизнь, что мы сможем сохранять Дхарму, практиковать Дхарму, сохранять свою культуру. В это мы верим.

Большинство тибетцев не стремятся к отделению от Китайской Народной Республики. Большинство тибетцев хотят, чтобы Тибету была предоставлена подлинная автономия, региональная автономия, национальная автономия. Как это прописано в конституции Китайской Народной Республики, как это предусмотрено для всех малых народов, для всех национальных меньшинств. И поэтому наши требования, которые мы устремляем к центральному правительству, заключается в том, чтобы соблюсти то, что уже значится в Конституции КНР, а также в законе об автономии. Если в ближайшем будущем Китай захочет доказать, что он действительно является правовым государством, то, конечно же, он предоставит те конституционные права, которые должны быть у тибетского народа, а также у других малых народов Китайской Народной Республики.

Срединный путь, политика срединного пути, подразумевает не отделение от Китайской Народной Республики, но жизнь в составе Китайской Народной Республики, в рамках подлинной автономии. Этот подход был разработан Его Святейшеством Далай-ламой, и затем поддержан в рамках демократических процедур, как тибетским сообществом в эмиграции, так и тибетцами, которые проживают сегодня на территории самого Тибета. Кроме того, этот подход получил огромную безраздельную поддержку со стороны многих правительств, многих парламентов различных стран, и нужно добавить к этому, что подход также поддерживают сегодня представители китайской интеллектуальной элиты, очень многие ученые, многие писатели, политики. Они видят ценность такого подхода. Поэтому мы искренне надеемся на то, что эта политика, предложенная Его Святейшеством Далай-ламой и проводимая в жизнь Его Святейшеством Далай-ламой на протяжении долгого времени, рано или поздно принесет позитивные результаты.

До того, пока мы не выработали необходимого решения Тибетского вопроса, и до тех пор пока тибетцы не могут пользоваться относительной автономией, относительной свободой, остается очень важным вопрос сохранения культуры, культурного религиозного наследия в тибетской диаспоре. И вот в этом вопросе, вопросе сохранения культуры и религии, Общество друзей Тибета, общества поддержки Тибета, конечно, могут оказать колоссальную помощь.

У нас с вами общая культура и общая религия, и поэтому, если вы будете прилагать усилия, для того, чтобы сохранить свою культуру и свою религию, то это также можно считать и вашей помощью в сохранении культуры Тибета.

Я еще раз благодарен всем вам за то, что вы собрались здесь сегодня для того, чтобы поддержать нас, для того, чтобы выразить поддержку нам…
Я также хотел бы выразить свою признательность шаджин-ламе Тэло Тулку Ринпоче за то, что он способствовал организации встречи. Я желаю всем вам больших успехов.

Самдонг Ринпоче, ответы на вопросы.

Лилия Мульчинова, директор КРИПКРО: Уважаемый профессор! У меня в связи и с вашим выступлением и со своими раздумьями вот такой вопрос. Раздаются голоса, что религии традиционные должны как бы тоже подстраиваться под современный век, и мы видим, что католицизм очень смело этому навстречу идет, привлекая молодежь, привлекая умы. Они всячески молодежи показывают, что религия идет навстречу им, учитывает их запросы и изменения. Как вы думаете, вот в связи с этим, буддийская традиционная религия способна на это? Есть, как говорится, вариативный какой-то компонент, который допускает менять буддийские принципы, идя навстречу молодежи?

Самдонг Ринпоче: Вопрос, который вы поднимаете, он очень важный и одновременно очень сложный. И я не уверен, что я смогу дать полномасштабный ответ на этот вопрос за такое короткое время.

Комплекс буддийских учений сводится не к одной только духовности. В действительности, буддийские учения содержат также и философию, и науку, и собственно, духовность. Все эти три составляющие буддийского учения неразрывно связаны между собой. Поэтому для нас требуется признать, все эти три составляющие буддийского учения как отдельные элементы и одновременно как элементы, тесно связанные между собой.

Мы очень часто используем это слово «традиция». Но при этом мы не можем с точностью сказать, что для нас традиционно, что для нас не традиционно.
Буддийская философия и буддийская наука стоят на прочном фундаменте понимания реальной действительности. То есть, опираются на знание фактов бытия. В этом смысле мы можем сказать, что буддийская философия, буддийская наука не базируются на чем-то воображаемом. На некоем воображаемом понимании мира. Буддийская философия, буддийская наука описывают мир так, как он есть.

Эта базовая реальность в действительности не претерпевает изменения на протяжении времени на изменении времени, с изменением пространства. Она всегда остается такой, какой и была…

  title=Ради того, чтобы привести вам небольшой пример того, о чем я говорю сегодня, можно сказать следующее. Будда говорил, что ненависть никогда не сможет умиротворить ненависть. Умиротворить ненависть может только любовь. И это и есть тот вечный, тот базовый принцип, который никогда не изменится с течением времени.
Этот принцип был совершенно верным 2600 лет тому назад. Он сохраняет свою верность и сегодня. И он останется таковым и на протяжении многих последующих поколений.

Если говорить о базовых учениях Будды, то сегодня в 21 веке в этих коренных учениях Будды едва ли найдется что-то, что мы должны менять или должны как-то адаптировать к меняющимся реалиям мира.

Например, Будда говорил о том, убийство, воровство, прелюбодеяние это отрицательные негативные поступки. Это то, чего мы должны избегать. Негативный характер убийства, воровства, прелюбодеяния никак не поменяется ни сегодня ни через сто лет. Это те базовые реалии, которые так и останутся такими, какими они были.
Если говорить о буддизме, то те основополагающие принципы, которые мы находим в Учении Будды, будут сохранять свою действенность во все времена. Они всегда будут оставаться живыми, в том числе и в наше, нынешнее, постмодернистское время.
Базовые принципы буддизма имеют свои основы, логику и анализ. Это то, что не меняется с течением времени. Даже нынешнее постмодернистское время называет себя рациональным и логическим. Таким образом, я не нахожу никаких противоречий между базовыми принципами буддизма и современным постмодернистским временем.
Конечно, могут существовать определенные ритуалы, обряды, система верований, которые которые составляют неотъемлемую часть, но устаревшие, и от них можно избавляться. Вот такую чистку можно проводить время от времени.

Когда мы точно определим для себя, что же такое составляет традиция, когда у нас будет ясное определение традиции, то вряд ли придется что-то менять в данном учении. Или как-то приспосабливать его к новым реалиям.

Для того, чтобы яснее поняли, что такое традиция, я хочу привести цитату из трудов Кумара. Определить что такое традиция, можно следуя трем основным критериям.
Первый критерий, если мы хотим какое-то учение считать традиционным, то у него должен быть аутентичный источник… В буддизме таким аутентичным источником будет сам Будда, Будда, который преподал нам свое учение. Это первый критерий.

Второй критерий: это учение должно передаваться по непрерывной линии преемственности от своего основоположника до наших дней.

И наконец, третий критерий заключается в том, что данное учение должно выдерживать проверку логическим анализом, логическим размышлением. В том случае, если перед нами традиция, которая отвечает всем этим трем критериям, то можно с уверенностью сказать, что эта она выдержит проверку временем, и ее не нужно будет приспосабливать к новому времени (новым веяниям).

Конечно, наряду с основополагающими учениями могут также возникать данные традиции. Могут возникать определенные ритуалы, определенные обряды, которые с течением времени могут устаревать, могут терять свою актуальность и изменение таких ритуалов, таких обрядов пора вносить…
Завершая свой ответ на ваш вопрос, я скажу следующее. Что касается взаимозависимого происхождения то это и есть то, что составляет философию Будды. Что касается ненасилия, ненасилие это то, что составляет образ жизни, предначертанный Буддой. Эти два основополагающих принципа, о взаимозависимом происхождении ненасилия о не причинении зла и есть два главных принципа, которые мы никогда не должны будем менять. Они выдержат проверку временем, и будут одинаково актуальны как современным, как для современности так и для постмодернистской эпохи.

  title=Катерина Бадмаева: Вы говорите, буддизм это — наука, все таки у науки свои инструменты, свои принципы. Философия же выходит далеко за рамки…Мой вопрос такой: «Согласны ли вы с тем, что буддизм, это философия  и она должна быть понятно всем?

Самдонг Ринпоче: Когда мы произносим слово «философия», то под этим понятием «философия» мы подразумеваем самые разные направления, самые разные течения философии, которые только могут существовать. В одной Индии только насчитывается восемь основных философских традиций. И они не только различны, они вступают в полное противоречие друг с другом. Даже в буддийской философии мы выделяем четыре основные философские школы. Среди позиций этих школ, также усматриваются огромные противоречия. Но когда я в своем выступлении говорю о философии буддизма, я имею в виду философию в ее наивысшей форме. И именно между представителями этой философии на протяжении последних трех десятилетий проходит диалог между представителями современной философской мысли. Конечно, представители современной научной мысли не станут называть основные идеи Будды научными. Но при всем при этом, ученые и не смогут найти доказательств, которые бы опровергали верность того, что было произнесено Буддой.

Вот почему современные ученые сегодня проявляют такой большой интерес к глубокому постижению философии буддизма. Поэтому меня не удивит, если наступит такой день в будущем, когда ученые станут выделять базовый принцип буддизма. Но при этом, я бы не стал говорить, что, если мы имеем дело с философией, которая описывает реальную особенность фактов бытия, то такая философия должна быть непременно понятна всем и каждому. Потому что людям присущи разные ментальные склонности, ментальные способности. Но философия в ее наивысших формах может быть понятна далеко не всем.

Что утверждает буддийская философия? Она говорит, следующее: если мы продолжим свое исследование в этом направлении, то с течением времени все те принципы, с которыми мы сталкиваемся в буддийской философии, они могут стать понятными всем без исключения. Для этого только нужно проявить определенную долю терпения со своей стороны.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я бы сказал следующее. Любая философия, в основе которой лежит истина, может быть понятна всем без исключения, но понять это не так легко, и требует времени.

Татьяна Джамбинова, директор педколледжа: В чем причина нравственного несовершенства? Это один вопрос.
Второй вопрос. Хотя мы многое делаем, учителя многое делают… Сможем ли мы назвать человека глубоко религиозным, если он разделяет этику буддизма, если он живет в ладу с собственной совестью, если он не творит зла, но при этом он не ходит в хурул, при этом он не отправляет религиозных обрядов. Можем ли мы назвать такого человека религиозным? И еще третий вопрос: В науке существует стойкое убеждение о том, что все-таки буддизм, это скорее всего высокая философская система, потому что человек может достичь всего сам. Это великолепная религия самообразования,  самосовершенствования человека. Вот в таком плане мы можем считать буддизм философско-атеистической системой?

  title=Самдонг Ринпоче: Упадок нравственности у человечества на мой взгляд вызван так называемой современностью, так называемой современной цивилизацией.
Человек по своей основополагающей базовой природе добрый хороший. Но временные условия так влияют на человечество, что сбивают его на путь не добродетели. Новорожденный ребенок, он любящий, он добрый. Ненависть и гнев, они проявляются позже, вследствие определенных условий.
У меня нет времени для того, чтобы подробно описывать изъяны современного мира. Но о них очень подробно писали ученые и я попробую дать вам краткое изложение того, что можно прочитать в их трудах.

Закон природы таков, что существует много сил, которые необходимо привести в равновесие. Благодаря действиям человека, это существующее в природе равновесие нарушается. Человеческое существо имеет три уровня. Это телесный план, умственный план и духовный.

Если мы хотим добиться естественного роста и развития человеческого существа, то все эти три компонента — телесный, умственный и духовный — должны развиваться вместе в равновесии. В современных условиях все внимание уделяется именно телесному, физическому комфорту человека. А вот развитие его ума и развитие его духовности остаются без внимания. Это первый дисбаланс, первое не равновесие, с которым мы имеем дело. Второй дисбаланс заключается в том, что мы, люди,— коллективные животные, коллективные существа. Нам нужны другие люди, нам нужны наши семьи, мы не можем жить в одиночку.

Закон природы гласит, что мы должны уравновешивать нужды общества, нужды нашей семьи и нужды индивидуальной личности. Современная цивилизация, современность уделяет большое внимание именно правам отдельной личности, отдельного индивидуума и пренебрегает правами сообщества в целом.

Следующий дисбаланс, с которым мы имеет дело, это дисбаланс между правами и ответственностью. Когда мы говорим о праве, то любое право влечет за собой ответственность. Но современное общество все свое внимание именно правам и полностью пренебрегает ответственностью.

Например, у нас есть известная всем всеобщая декларация прав человека. Но у нас нет всеобщей декларации ответственности. Вот такой дисбаланс в человеческом  обществе, он влечет за собой возникновение индивидуума, который думает о собственном благе. По этой причине мы теряем нравственность, мы теряем этику.
Этика и нравственность должна рождаться из сердца человека. Этика и нравственность не должны прививаться по указке, в силу какого-то законодательства или в силу наличия правоохранительных органов.Поэтому, если мы хотим возродить этику в человеческом обществе, мы, конечно, должны работать с подрастающим поколением в самом юном возрасте. Это первое. Но второе, не менее важное, сами учителя, которые прививают этику и нравственность, они должны быть зрелыми людьми, с точки зрения этических принципов. Потому что человек незрелый с точки зрения нравственности, никак не может привить такие принципы ребенку.
Поэтому, если мы хотим привить этику подрастающему поколению, нам нужны такие учителя, которые сами жили бы в полном соответствии с этическими принципами. Если сам учитель не живет подобным образом, то тогда любое его учение будет всего лишь гипотетическим и не окажет влияния на ребят.

  title=Отвечая на следующий ваш вопрос, можно сказать следующее. Человек, который придерживается нравственных этических принципов, никому не вредит, не совершает никаких актов насилия, и не имеет ни малейшего желания причинять кому-либо вред. Если перед нами такой человек, то его безусловно можно назвать духовным. И с точки зрения буддийской философии, ум такого человека будет религиозным умом. Даже в том случае, если он не посещает храмы, не участвует в ритуалах, обрядах и так далее. Потому что ритуалы, обряды, по сути есть нечто внешнее. А духовность или религия в высоком смысле, это то, что происходит в уме человека. Только наш внутренний умственный настрой определяет, является ли то, что мы делаем, мы думаем, религией или не является.

Ваш третий вопрос, касательно атеизма. Безусловно, буддизм можно отнести к атеистической традиции. По той причине, что в буддизме мы не находим идеи существования Бога-творца, или какой-нибудь центральной силы, центральной власти, которая бы управляла всем мирозданием. Потому что, согласно буддийской философии, все происходит в силу взаимозависимого происхождения, также в силу закона причинно-следственной связи; вот основные управляющие силы. Так что, безусловно, буддизм — это атеизм. Но вот высшая ли форма атеизма, низшая ли я не берусь сказать.

Галина Матвеева: Я часто думаю, что нет ни одного человека, который не сталкивается каждый день с определенными проблемами, трудностями в семье, на работе. Часто это продлевается на очень длительное время. Выражается в наших стрессах, заболевании. Иногда мы думаем, правильно ли мы поступаем, мы всегда сомневаемся, приходим в хурул, присутствуем на учениях, слушаем молитвы. Приходя домой, мы опять анализируем и думаем, насколько мы сегодня хорошо поступали, были ли мы ласковы со своими родными, простили ли им какие-то определенные, нехорошие возможно поступки, слова и так далее. И поэтому мы всегда находясь в сомнении, обращаемся к учению буддизма.
И я бы хотела сегодня услышать какие вы дали бы нам советы, для того, чтобы набраться терпения, и уметь преодолевать все эти жизненные трудности, барьеры, избегая конфликтов, разногласий. А иногда эти разногласия, приводящие даже к смерти, и к заболеваниям. Поэтому я бы хотела бы услышать, драгоценные советы от такого великого, мудрого учителя.

  title=Самдонг Ринпоче: Согласно буддийскому учению до тех пор, пока мы пребываем в оковах, которые создают для нас наша собственная карма и омрачающие эмоции —клеши, проблемам, честно говоря, не будет конца. До тех пор, пока мы остаемся в этом непросветленном существовании, в сансаре, которая по природе есть страдание, мы будем сталкиваться с проблемами.

Будда преподал свое учение о четырех благородных истинах. И первая благородная истина гласит, что в мире есть страдание, вторая благородная истина описывает источник или причину этого страдания. До тех пор, пока мы не осознаем, что является источником нашего страдания, нам не избавиться от страданий. Когда мы понимаем источник, мы получаем путь, выводящий нас за пределы страданий. Это учение, которое преподано в очень сжатой форме.

В нашей повседневной жизни безусловно мы будем сталкиваемся все время с трудностями, с проблемами, этого не избежать. В этом смысле Шантидева дал нам очень важный совет. Это очень краткое и одновременно емкое послание Шантидевы, которое гласит так:«Если мы сталкиваемся с какими-то трудностями или проблемами, то мы должны проанализировать проблему, которая выпала на нашу долю. Если эту проблему можно решить, если можно ее устранить, то нет причин беспокоиться, волноваться. Нужно просто решить эту проблему, исправить ситуацию. Если же выясняется, что эта проблема, которая выпала нам, неразрешима, то тем более, бессмысленно беспокоиться. Нужно ее просто пережить.

Светлана Батырева, искусствовед: У меня вопроса нет, я просто хочу поблагодарить вас за ваше прекрасное выступление, за ваши ответы.
Мне кажется передавая культурное наследие, мы приобщаемся к традиции. И эта традиция ведет нас в будущее. В этом смысле я бы хотела сказать, в 90-е годы прошлого века деятельность Общества друзей Тибета была связана с ведением курса, который назывался «Культура родного края». Мне кажется, что без буддизма нельзя воспринимать культуру нашего народа. Поэтому деятельность, допустим нашего центрального хурула, который занимается не только проповедованием буддийского учения, но еще и культурой деятельностью. К примеру, выставка в центральном хуруле Гаря Рокчинского. Она вызвала большой интерес всех посетителей, которые приходили в хурул. Хотелось бы просто выразить большую благодарность всем тем, кто занимается вопросами религии. Мне сегодня было очень интересно услышать объяснения буддийского учителя. Спасибо за то, что вы есть.

Материал подготовили: Ираида ЕГОРОВА и Нина ШАЛДУНОВА

  title=  title=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=19651