Печать

Новая экспозиция «Наследие Индии» представлена в музее центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Опубликовал: Валерий Павлов 15 Сентябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов

 class=Экспозиция музея «Истории буддизма» центрального хурула Калмыкии пополнилась еще несколькими десятками интереснейших предметов буддийского искусства, предоставленных для выставки нашим другом, основателем проекта shakyamuni.ru, буддистом и коллекционером – Романом Анощенко.

Несколько лет назад, в 2007 году, посетители музея познакомились с фото выставкой Романа, который в этом же представил богатую, содержательную коллекцию почтовых марок и открыток, выпущенных в разные годы в буддийских странах. Эти затейливые, красочные и сложные по цветовой гамме и ритмической структуре экспонаты были интересны многим.

Вот уже полтора года как музее храма действует экспозиция «Опора на пути» из его же собрания, о которой мы писали ранее. Она включает в себя буддийскую скульптуру из металла, дерева, камня, мелкую пластику из кости, а также прекрасной сохранности гравюры из большой серии гравюр «Религиозные обряды и обычаи народов мира», выполненные известным французским гравером Бернардом Пикаром (Bernard Picart).

Серия «Религиозные обряды и обычаи народов мира» известна тем, что гравюры и оттиски с них создавались постепенно, известно, что гравер отдал этой работе двадцать лет своей жизни (1723-1743), серия состоит из двухсот пятидесяти гравюр.

Каждая из гравюр раскрывает перед нами историю знакомства европейцев с буддийскими странами, историю развития интереса Европы к буддийскому Востоку.

Недавно Роман Анощенко привез новые экспонаты, и мы добавили к уже выставленным образцам скульптуры, статуэтки Будд, бодхисаттв, выдающихся лам, известных святых.

Роман Анощенко со своими друзьями ежегодно совершает паломничество в Индию, на Учение Его Святейшества Далай-ламы, после Учения он обязательно посещает святые места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни. Индия – великая страна, «страна богов», страна, где, более двух тысяч лет назад, принц, покинувший свой дворец и отказавшийся от царства, достиг невероятного, высочайшего состояния тела, речи и ума – пробуждения.

Все экспонаты из новой выставки привезены оттуда и имеют свою историю.

Небольшая модель глиняной ступы из Раджгира (h – 12см.), передает особую

теплоту и рукотворность древнейшего сакрального памятника Индии. Она слеплена из той самой земли, где ступала нога «Пробужденного», Бхагавана.

  title=Достоверная, компактная модель великой вихары (храма) «Махабоддхи» (построенной в месте, где принц Сиддхартха стал Буддой), создана неизвестным ремесленником из Бодхгаи в середине XX века. Роман купил ее у сына этого мастера, торгующего сувенирами, неподалеку от самой святыни. Лругая модель «вихары» также вылеплена из необожженной «бодхгайской» глины. Возможно, многие из побывавших в Индии, почувствовали на себе благословение святых мест, там нас охватывает чувство покоя, щемящей грусти и отчего то становится хорошо на душе.

Эти два глиняных экспоната – редкий образец коллекции, уж очень хрупок материал, из которого они выполнены. Остается только удивляться, как Роман смог довезти их в целости из такой дали, учитывая множество переездов на автобусах, такси и авиа-перелеты.

Здесь же представлены любопытные образцы оберегов — «мирдэ» в кожаных чехлах, привезенные из паломничества в Непал: Лама Цонкапа, Гуру Ринпоче.

Нам, буддистам Калмыкии, они хорошо знакомы, у многих после ухода предков остались такие же святыни, обрамленные металлом, кожей, обшитые холстом, свидетели нелегких испытаний, выпавших на долю их хозяев. Обереги носили на груди в походах, во время переездов и перекочевок, молились, взывая о помощи и поддержке. В современной Калмыкии, «мирдэ-бурхн» носят в красивых небольших медальонах, также встречается разновидность оберегов – кулонов как ювелирных украшений, выполненных из драгоценных металлов (золота и серебра).

Есть 12 глиняных оттисков «ца-ца» с высоким рельефом разного размера из красной и белой глины. Представленные в них изображения Ваджрапани, Зеленой Тары, Авалокитешвары, крохотный отпечаток — копия стопы Будды, маленького размера (чуть более 1,5см) Будда на престоле,— каждый из предметов погружает нас в прошлое, в историю жизни Будды.

Посеребренная статуэтка Ламы Кармапы ХVI — го хорошо передает внешность этого большого Учителя, мощь и силу его личности.

Отлитые из темного металла изображения великого святого Миларепы и Гуру Падмасамбхавы — работы непальских умельцев, окружают статую главу школы Кагъю.

Несомненный интерес для зрителей представляет пластина из золотистого металлического сплава с тонким детальным рельефом, сюжеты которого повествуют о «Двенадцати великих деяниях Будды».

По моим личным наблюдениям, когда мы видим предметы буддийского культа в музее — скульптуры, тханка и мирдэ, то воспринимаем их иначе, чем на храмовом алтаре или домашнем. Дома глаз привыкает, теряется острота восприятия. Но несмотря на то, где находится изображение будд и бодхисатв, какого оно качества, оно символизирует его тело, отражает 32основных признака великой личности и 60 дополнительных признаков.

Если мы приняли Прибежище в Трех Драгоценностях и считаем себя буддистом, то к любому изображению будд должны относиться с почтением, уважением, любое изображение относится к одной из категорий 3 тел Будды, символу «нирманакая» — формному телу.

Когда я спросила у Романа, насколько часто он бывает в паломничествах, тот ответил, что каждый год. Он не только ездит сам, но помогает съездить тем, кто заинтересован в посещении святых мест буддизма.

На мой вопрос: «Не надоедает ли частое посещение этих стран?», он ответил: – Разве человеку, живущему в пустыне, может надоесть хождение к источнику за чистейшей водой?

Да, чистейшая вода Дхармы, дает нам очищение и вдохновение, ею невозможно напиться. За «водой из целебного источника», несущего силу и счастье, одаривающего вдохновением и любовью стремятся паломники в Индию, Шри-Ланку, Непал, Тибет и Бутан.

Как посланники святых мест, как отражение совершенных тел Будд, стоящие в витринах нашего музея статуи, вызывают неподдельный интерес зрителей, наделяя всех пришедших в храм равным благословением.

Герел НУРОВА,

фото Романа АНОЩЕНКО и Константина МАМЫШЕВА

   width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=
   width=    width=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=20125