Опубликовал: Валерий Павлов 15 Сентябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов
Экспозиция музея «Истории буддизма» центрального хурула Калмыкии пополнилась еще несколькими десятками интереснейших предметов буддийского искусства, предоставленных для выставки нашим другом, основателем проекта shakyamuni.ru, буддистом и коллекционером – Романом Анощенко.
Несколько лет назад, в 2007 году, посетители музея познакомились с фото выставкой Романа, который в этом же представил богатую, содержательную коллекцию почтовых марок и открыток, выпущенных в разные годы в буддийских странах. Эти затейливые, красочные и сложные по цветовой гамме и ритмической структуре экспонаты были интересны многим.
Вот уже полтора года как музее храма действует экспозиция «Опора на пути»из его же собрания, о котороймы писали ранее. Она включаетв себя буддийскую скульптуру из металла, дерева, камня, мелкую пластику из кости,а также прекрасной сохранности гравюры из большой серии гравюр «Религиозные обряды и обычаи народов мира», выполненные известным французским гравером Бернардом Пикаром (Bernard Picart).
Серия «Религиозные обряды и обычаи народов мира» известна тем, что гравюры и оттискис них создавались постепенно, известно, что гравер отдал этой работе двадцать лет своей жизни (1723-1743), серия состоит из двухсот пятидесяти гравюр.
Каждая из гравюр раскрывает перед нами историю знакомства европейцев с буддийскими странами, историю развития интереса Европы к буддийскому Востоку.
Недавно Роман Анощенко привез новые экспонаты, и мы добавилик уже выставленным образцам скульптуры, статуэтки Будд, бодхисаттв, выдающихся лам, известных святых.
Роман Анощенко со своими друзьями ежегодно совершает паломничество в Индию,на Учение Его Святейшества Далай-ламы, после Учения он обязательно посещает святые места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни. Индия – великая страна, «страна богов», страна, где, более двух тысяч лет назад, принц, покинувший свой дворец и отказавшийсяот царства, достиг невероятного, высочайшего состояния тела, речи и ума – пробуждения.
Все экспонаты из новой выставки привезены оттуда и имеют свою историю.
Небольшая модель глиняной ступы из Раджгира (h – 12см.), передает особую
теплоту и рукотворность древнейшего сакрального памятника Индии. Она слепленаиз той самой земли, где ступала нога «Пробужденного», Бхагавана.
Достоверная, компактная модель великой вихары (храма) «Махабоддхи» (построенной в месте, где принц Сиддхартха стал Буддой), создана неизвестным ремесленником из Бодхгаив серединеXX века. Роман купил ее у сына этого мастера, торгующего сувенирами, неподалеку от самой святыни. Лругая модель «вихары» также вылеплена из необожженной «бодхгайской» глины. Возможно, многие из побывавшихв Индии, почувствовали на себе благословение святых мест, там нас охватывает чувство покоя, щемящей грусти и отчего то становится хорошо на душе.
Эти два глиняных экспоната – редкий образец коллекции, уж очень хрупок материал, из которого они выполнены. Остается только удивляться, как Роман смог довезти их в целостииз такой дали, учитывая множество переездов на автобусах, такси и авиа-перелеты.
Здесь же представлены любопытные образцы оберегов — «мирдэ» в кожаных чехлах, привезенные из паломничествав Непал: Лама Цонкапа, Гуру Ринпоче.
Нам, буддистам Калмыкии, они хорошо знакомы, у многих после ухода предков остались такие же святыни, обрамленные металлом, кожей, обшитые холстом, свидетели нелегких испытаний, выпавших на долюих хозяев. Обереги носили на грудив походах,во время переездов и перекочевок, молились, взывая о помощии поддержке.В современной Калмыкии, «мирдэ-бурхн» носят в красивых небольших медальонах, также встречается разновидность оберегов – кулонов как ювелирных украшений, выполненных из драгоценных металлов (золота и серебра).
Есть 12 глиняных оттисков «ца-ца»с высоким рельефом разного размера из краснойи белой глины. Представленные в них изображения Ваджрапани, Зеленой Тары, Авалокитешвары, крохотный отпечаток — копия стопы Будды, маленького размера (чуть более 1,5см) Будда на престоле,— каждый из предметов погружает нас в прошлое,в историю жизни Будды.
Посеребренная статуэтка Ламы Кармапы ХVI — го хорошо передает внешность этого большого Учителя, мощь и силу его личности.
Отлитые из темного металла изображения великого святого Миларепы и ГуруПадмасамбхавы — работы непальских умельцев, окружают статую главу школы Кагъю.
Несомненный интерес для зрителей представляет пластина из золотистого металлического сплава с тонким детальным рельефом, сюжеты которого повествуют о «Двенадцати великих деяниях Будды».
По моим личным наблюдениям, когда мы видим предметы буддийского культа в музее — скульптуры, тханка и мирдэ, то воспринимаем их иначе, чем на храмовом алтаре или домашнем. Дома глаз привыкает, теряется острота восприятия. Но несмотряна то, где находится изображение будд и бодхисатв, какого оно качества, оно символизирует его тело, отражает 32основных признака великой личности и 60 дополнительных признаков.
Если мы приняли Прибежище в Трех Драгоценностях и считаем себя буддистом, то к любому изображению будд должны относиться с почтением, уважением, любое изображение относится к однойиз категорий3 тел Будды, символу «нирманакая» — формному телу.
Когда я спросилау Романа, насколько часто он бываетв паломничествах, тот ответил, что каждый год. Он не только ездит сам, но помогает съездить тем, кто заинтересован в посещении святых мест буддизма.
На мой вопрос: «Не надоедает ли частое посещение этих стран?», он ответил: – Разве человеку, живущему в пустыне, может надоесть хождение к источникуза чистейшей водой?
Да, чистейшая вода Дхармы, дает нам очищение и вдохновение, ею невозможно напиться. За «водойиз целебного источника», несущего силу и счастье, одаривающего вдохновением и любовью стремятся паломники в Индию,Шри-Ланку, Непал, Тибет и Бутан.
Как посланники святых мест, как отражение совершенных тел Будд, стоящие в витринах нашего музея статуи, вызывают неподдельный интерес зрителей, наделяя всех пришедших в храм равным благословением.