Печать

Доклад Чингис ламы Сультимова, ректора Агинской Буддийской Академии на Международной научно-практической конференции «Буддизм в России», прошедшей 27 сентября 2014 года в Буддийском университете им. Д. Д. Заяева

Опубликовал: Валерий Павлов 01 Октябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов

Амгалан сайн, хундэтэ Пандито Хамбо лама, хундэтэ Сангха, хундэтэ айлшад!

Здравствуйте, досточтимый Пандито Хамбо лама, достопочтимая Сангха и уважаемые гости!

Я склоняюсь перед всеми Пандито Хамбо ламами, вращающими Колесо Великой Дхармы. Я радуюсь тому, что я живу в нынешнее время и присутствую на Великом Торжестве.

Разрешите поздравить всех с 250-летним юбилеем Института Пандито Хамбо Лам — важнейшим событием в жизни буддистов России!

Институт Пандито Хамбо Лам России, насчитывающий четверть тысячелетия, внес поистине неоценимый вклад в развитие и распространение Дхармы, оказал огромное влияние на национальную культуру и духовно-нравственное состояние бурятского народа. Великие бурятские ламы остаются в памяти примером подражания и восхищения. Они прошли вместе со своим народом путь от появления буддизма на нашей земле и до его расцвета.

Сегодня каждый бурятский дацан может гордиться своими выдающимися буддийскими деятелями. Они служили оплотом глубокой веры, прокладывая путь к новому времени. Великие Хамбо Ламы понимали, что для истории буддизма нужны легенды, отчаянные подвиги, пламенные речи и благородные примеры: «Мы находим следующие перерождения, но наши дела остаются в вечности». Следствием этого стало то, что бурятское духовное небо озарено светом ярчайших звезд, освещающих путь своим потомкам. Люди бережно хранят память о Великих, и стремятся постичь их осознания реальности.

Высокочтимый Yндэр турэлтэ Дамба Даржа Заяев, религиозный деятель, первый бурятский Хамбо Лама, водрузивший победоносный стяг учения Будды на территории Российской империи и открывший дорогу блестящей плеяде выдающихся бурятских Пандито Хамбо Лам, в числе которых из Забайкальского края Шарапов Еши Доржи, Гомбоев Жамбал Доржи, Жимба Жамсо Эрдынеев и нынешний XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.

Хамбо Лама Гомбоев Жамбал Доржи, из рода бодонгууд, уроженец местности Аса Шибирь с. Таптанай Агинского аймака, являлся одним из крупнейших деятелей буддизма в СССР. Его деятельность пришлась на 60-70-е годы прошлого века и способствовала возрождению и дальнейшему развитию буддизма. Пандито Хамбо Лама Гомбоев заложил новый вектор развития буддизма, которому следуют нынешние ламы. Мы считаем, что буддизм в России, в каком виде он сейчас живет и развивается, это прямая заслуга Гомбоева. На протяжении всей жизни его деятельность, направленная на возрождение духовных традиций была пронизана духом четырех формирующих первооснов-стихий «Земли», «Воды», «Огня» и «Воздуха». Словно пять первоэлементов, составляющих суть всего мироздания, деяния XIX Пандито Хамбо ламы послужили основой для возрождения и развития бурятского буддизма в постсоветское время.

Как первооснова земля является опорой для всего сущего, так и знания и образование являются основой буддийского учения. Он сам преподавал буддийскую философию «Чойра» в Хандагатайском дацане Тункинского района. Усилиями Хамбо Ламы Гомбоева и Хамбо Ламы Монголии Гомбожава в 1970 году был открыт Буддийский институт им. Занабазара в монастыре «Гандантэкчэнлинг хийд» и традиция буддийского монастырского образования была восстановлена. Большинство бурятских буддийских иерархов и известных деятелей буддизма являются выпускниками института им. Занабазара.

Как все живое нуждается в воде, первоэлементу нашего бытия, так и последователи Будды нуждаются в нектаре чистого Учения, проистекающего в непрерывности от самого Татхагаты. Хамбо Лама Гомбоев прилагал огромные усилия для сохранения традиционной передачи Дхармы от учителя к ученику, с соблюдением линии преемственности. В 60-е годы прошлого века, когда даже Монголия не имела возможности приглашать Учителей, по приглашению Хамбо Ламы Гомбоева, в 1968 году впервые нашу страну посетил учитель Кушок Бакула Ринпоче. Визиты Бакулы Ринпоче по приглашению ЦДУБ были неоднократными на благо возрождения и развития Дхармы в России и Монголии. В 1956 году в Дели во время празднования 2500 летнего юбилея Буддизма Жамбал Доржи Гомбоев будучи Дид Хамбо ламой с Пандито Хамбо ламой Еши Доржи Шараповым встретился с XIV Далай ламой Данзан Жамсо и Панчен Ламой. До этого события из бурятских иерархов с тибетскими иерархами встречался только Великий Дамба Даржа Заяев с VII Далай ламой Галсан Жамсо.

Благодаря деяниям предыдущих Хамбо лам, авторитету Хамбо ламы Гомбоева в 1979 году состоялось знаменательное событие — впервые нашу страну посетил Далай лама XIV Данзан Жамсо – земное воплощение Арьябалы – бодхисатвы сострадания и милосердия. Буддисты России и Монголии с благодарностью вспоминают эти моменты, и отдают должное принципиальному характеру и решительности Хамбо Ламы Гомбоева.

Как огонь, который несет очищающее начало, так и Хамбо Лама боролся за чистоту сознания и ума, избавления от омрачений Сансары, распространяя Дхарму на протяжении всей своей жизни. Будучи шэрээтэ ламой Агинского дацана, Хамбо Лама Гомбоев составил свод правил монастырского устава «Жаиг», который содержит строгие требования к внутренней дисциплине буддийского монастыря. Досточтимый Жамбал Доржи Гомбоев был требовательным к себе, строгим к людям, можно сказать, даже суровым человеком. Но его суровость удивительным образом сочеталась с необычайной душевной добротой и сердечностью. Пройдя сложные перипетии жизни, он сохранил свои обеты гелонга. Авторитет Хамбо ламы среди верующих был необычайно высок. Народ относился к нему с искренней любовью и почтением.

За двадцатилетнюю деятельность Хамбо ламы Досточтимый Учитель провел огромную работу по восстановлению и укреплению буддийской церкви не только в СССР, но и за рубежом.

Как элемент «воздух» имеет свойство взаимопроникновения, так и карма одного человека влияет на все человечество. Фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны Хамбо Лама Гомбоев прекрасно понимал насколько важно и необходимо донести до мирового сообщества слово Будды о мире, об «ахимса» — принципах ненасилия, особенно в условиях тоталитарного периода холодной войны. Гомбоев Жамбал Доржи являлся одним из инициаторов и наиболее активных организаторов Азиатской буддийской конференции за мир (АБКМ), деятельность которого приносит ощутимые результаты и в наши дни.

Священное Пространство вневременное и присутствующее повсюду как врожденный потенциал ума, развиваемый Хамбо Гомбоевым в людях, получило свое продолжение. И сегодня мы повсюду видим отражение великих дел Жамбал Доржи Ламы.

В 1982 году Жамбал Доржи Гомбоев в виду своего преклонного возраста преподнес священный хадак Дид Хамбо Ламе Эрдынееву Жимба Жамсо и сложил с себя полномочия председателя ЦДУБ.

Жимба Жамсо Эрдынеев — из рода hаксал шарайт, уроженец местности «Даши Хонхор» с. Хойто-Ага Агинского аймака, высокоученый лама, изучивший Пять больших и Пять малых наук буддизма, прошедший горнило репрессий и войны, ведомый бодхиссатовским состраданием, возглавляет Центральное Духовное Управление буддистов. Продолжая дело Гомбоева, он укрепляет авторитет буддийской церкви, активно участвует в миротворческих международных форумах по укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, встречается с выдающимися религиозными и политическими деятелями. Вся его жизнь – пример терпения, усердия и спокойствия.

На протяжении всей своей жизни, Хамбо Лама Жимба Жамсо Эрдынеев практиковал садхану Зеленой Тары (Ногоон Дара Эхэ) и считал её своей покровительницей. И сегодня в Иволгинском дацане в дугане Зеленой Тары мы можем увидеть портрет Хамбо Ламы Эрдынеева. Достопочтимый Дамба Аюшеев 17 августа 2014 года в рамках 250-летнего юбилея института Пандито Хамбо лам провел молебен у субургана, посвященного Хамбо Ламе Эрдынееву, где обратился к верующим и разъяснил, что их хранит сила 21-го аспекта Дара Эхэ, покровительницы Хамбо Ламы Эрдынеева и что ей следует поклоняться тем людям, которые попали в разные жизненные перипетии. Ламы дацанов Аги проводят молебен «Мандал Шива», очищающий от кармических загрязнений и негативных факторов.

Об образованности Хамбо ламы Эрдынеева ходили легенды. Во время поездки в Индию, при посещения Бодхгайи, будучи Дид Хамбо ламой Жимба Жамсо долгое время отсутствовал, когда он вернулся к своей группе, то немногословный Жимба лама был разговорчив: «Я обмерил все ступы, которые описаны в исторических трактатах. Некоторые авторы были правдивы, некоторые ошибались». Оказывается он ходил, измеряя каждую ступу и проверяя размеры описанные в первоисточниках, которые он знал наизусть. В течение трех дней он рассказывал и описывал все святые места, на которых был в первый раз, и у слушателей возникало ощущение, что он родился и вырос там. Он обладал энциклопедическими знаниями. После совместной поездки Хамбо Лама Гомбоев еще раз убедился, что Эрдынеев – настоящий философ-историк».

В ходе долгой исследовательской деятельности Хамбо Эрдынеев написал замечательный труд «Каталог сочинений и трактатов, написанных бурятскими ламами», свидетельствующий о высокой образованности бурятских ученых лам.

Истинные сыновья бурятского народа, несмотря на смутные времена, с достоинством несли Победоносное Знамя Великого Учения Будды. Таким образом, принеся пользу огромному количеству живых существ, вращая Колесо Дхармы на протяжении двухсот пятидесяти лет Пандито Хамбо ламы достигают совершенства в Парамите усердия и сострадания за свой народ.

Важнее этого больше нет!

И мы сегодня с благоговением возносим молитвы и говорим слова благодарности за их вклад в дело возрождения и сохранения буддизма в России.

Урдын үедэ хуряаhан буянаар Yндэр Турэлтэ Пандита Хамбо ламанарай үршөөл доро бидэ бүгэдэнэр амидархамнай болтогой!

Будда Багшын шажан дэлгэрхэ болтогой!

Эрхим Хундэтэ Хамбатандаа 100 галабай туршада ажаhуухые, үйлдэhэн хэрэгүүдэйнь дэлхэйн 10 зүгтэ дэлгэрхэнь болтогой!

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=13567