Печать

Хошеутовский хурул: реставрация близится к концу

Опубликовал: Валерий Павлов 21 Октябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов

  title=

По плану это должно было произойти 1 августа. Об этом написано и на щите подрядной организации – ООО «Норд-Билд-2» 9г. Москва), и в материалах астраханских СМИ.

Приехав в этот день в село Речное Харабалинского района Астраханской области, обнаружила, что работы еще идут. По словам прораба Александра Полякова, при соответствующем финансировании не раньше первых чисел сентября можно говорить о завершении реконструкции хурула. Уточним, речь идет только о его главном сюмэ.

Хошеутовский хурул является старейшим буддийским храмом в Европе. Основателем был князь Сербеджаб Тюмень, выдающийся военачальник, возглавлявший Второй Астраханский калмыцкий полк, владелец Хошеутовского улуса. За боевые заслуги Серебджаб Тюмень был удостоен нескольких орденов и звания полковника. Авторами проекта были его брат Батур-Убуши Тюмень (воин, историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе.

Летом 1814 года братья побывали в Петербурге, где участвовали в Летом 1814 года братья побывали в Петербурге, где участвовали в торжествах по случаю победы над Наполеоном. Вдохновленные величием города, особенно Казанского собора, ставшего памятником русской воинской славы, решили увековечить память о победе в родных степях. Считается, что так родилась идея строительства каменного храма в княжеской ставке Тюменевке на месте старого деревянного хурула. В основу проекта была заложена композиционная схема Казанского собора. Калмыцкий монах Гаван Джимбе, совершивший до этого паломничество в Тибет, гармонично дополнил его архитектурными элементами буддийского храма. Строительство велось на средства Серебджаба Тюменя и на добровольные пожертвования калмыцкого народа. Стройматериалы (лес, металл и т. д.) завозились на судах по Волге. А камень для стен делали на месте, для чего вблизи Тюменевки был построен кирпичный завод. На каждом кирпиче ставили тамгу (родовую печать). Те, кто еще год назад побывал в хуруле, видели, как выглядит тамга.

Стоит напомнить и о следующем факте: Хошеутовский хурул был построен в в царской России в период значительного ограничения самостоятельности приверженцев буддийской веры в калмыцкой степи, поэтому прогрессивно мыслящие люди того времени считали его символом победы не только в войне 1812 года, но также и над российской бюрократией, тормозившей его строительство.

Старинные фотографии, хранящиеся в музеях и архивах, свидетельствуют, что Хошеутовский хурул представлял собой величественный ансамбль, состоявший из центральной трехнефной башни (сюмэ) и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями (цаца), а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. Трехнефная главная башня – единственное, что сегодня сохранилось.

  title=В царское время к хурулу надо сказать относились бережно. Кроме регулярного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации: в 1867 и 1907 годах. Известно, что в 1907 году реставрационные работы проходили под руководством архитектора Управления калмыцким народом В. Б. Варганика-Вальдовского.

Увы, после революции хурул постигла трагическая участь всех культовых сооружений в стране. В результате «культурной революции» хурул перестал действовать. В 30-е годы прошлого столетия здесь сначала открыли детский саду, затем школу клуб. Большому разрушению хурул подвергся в годы депортации калмыков. Исчезли куда-то все буддийские святыни, стали осыпаться фрески. Небольшой фрагмент внутренней росписи вопреки всему был виден до последнего времени. К сожалению, для истории он безвозвратно потерян: реставраторы заштукатурили. К слову, после высылки калмыков в Тюменевку и окрестные калмыцкие села 1947 году перевезли русских старообрядцев из Румынии. А Тюменевку переименовали в с. Речное. В 60-е годы местному колхозу понадобился кирпич для строительства коровника. Для чего были снесены галереи и малые башни хурула. В оставшейся главной башне устроили зернохранилище, склад запчастей…

Справедливости ради скажем, что отношение советских властей к храму постепенно менялось. По решению исполкома Астраханского облсовета депутатов трудящихся в 1967 году хурул был принят под охрану государства как памятник истории и культуры областного значения, что спасло храм от окончательного разрушения. На волне интереса к религии и историческому прошлому в конце 80-х – начале 90-х годов XX века возник проект реставрации хурула.

Нельзя забывать и о том, что судьба хурула, оказавшегося на «чужбине», все эти годы волнует калмыцкий народ. Начиная буквально с первых лет после возвращения из депортации, нашей республикой предпринимаются меры по его восстановлению. Архитектор Мингиян Пюрвеев, художник Гаря Рокчинский, руководство республики и сотни других представителей интеллигенции и госструктур Калмыкии занимались этим вопросом. В сентябре 1989 года в рамках сотрудничества Калмыцкой АССР и Астраханской области был создан оргкомитет и определены задачи реставрационной деятельности. В астраханской газете «Волга» писали: «В целях сохранения памятника и укрепления межнациональной дружбы» комиссия во главе с председателем Астраханского облисполкома А. П. Гужвиным и председателем Совмина Калмыцкой АССР Б. Ч. Михайловым

постановила начать реконструкцию. Утвержден объем работ, составлена смета (1 млн. руб.). Подрядчик — объединение «Россреставрация». На совещании оргкомитета было решено, что реставрация начнется в мае 1990 года. Планировалось, что поэтапное восстановление памятника займет 10 лет. И что в отреставрированном хуруле, который станет действующим, откроют музей с постоянной экспозицией «Хошеутовский хурул – памятник истории и культуры» и научно-просветительский центр по изучению истории буддизма, калмыцкого и других народов, населяющих Астраханский край.

Планы были грандиозные, однако реставрация началась в 1991 году. И в том же году после прекращения финансирования они свернулись… Причин исчезновения денег и стройматериалов, выделенных калмыцкой стороной, широкая общественность до сих пор не знает. Отметим лишь, что по некоторым сведениям, что на счет реконструкции хурула были перечислены немалые средства и от зарубежных спонсоров…

В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения. В следующем году инициативная группа наших соседей создает Астраханское отделение Международной лиги защиты культуры, которое возглавила Е. В. Рожкова. Лига объединила буддистов, краеведов, представителей Общества национальной калмыцкой культуры, в борьбе за сохранение хурула.

  title=В Калмыкии же тема восстановления Хошеутовского хурула стала активно обсуждаться при Кирсане Илюмжинове. Но вопрос упирался в то, что храм, хоть и федерального значения, а находился на территории Астраханской области. Из-за чего возникало множество бюрократических препонов, к тому же астраханцы не особо «горели» желанием возобновлять ремонт хурула. Тем не менее был создан попечительский совет во главе с астраханским губернатором который решил многие оргвопросы., к примеру, в 2003 году Хошеутовский хурул внесли в список ЮНЕСКО как исчезающий памятник культуры общемирового значения. В августе 2004 года впервые после закрытия хурула состоялось его освящение. Встречу у храма и торжественный молебен организовали Астраханское отделение Международной лиги защиты культуры, Калмыцкое общество «Истина души» при Всероссийском обществе репрессированных граждан и народов «Мемориал», местная религиозная организация Заволжья «Община буддистов». Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан.

А восстановительные работы по проекту астраханского архитектора А. А. Махмудова возобновились только в 2009 году в рамках 400-летия добровольно вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства и 200-летия победы над наполеоновскими войсками. Тендер выиграла московская фирма «Норд-Билд-2» (ген. директор Л. А. Ильина). Заказчиком является федеральное Министерство культуры.

«Известия Калмыкии» не раз писали о ходе нынешней реставрации Хошеутовского хурула. Судя по сделанным работам, а также словам прораба Александра Полякова, в хуруле не будет отопления, водоснабжения,

канализации. Якобы, в проекте этого не предусмотрено. На вопрос «Почему?» присутствовавшая рядом гендиректор Людмила Ильина бросила, что, мол, не калмыков это дело. «Наезжают тут, командуют, портят стены…»,— так мягко передадим ее слова, хотя в адрес калмыцких буддистов начальница высказалась очень резко и категорично. Вступать с ней в полемику не стала, да и не входило это в моипланы. Заметила лишь, что народ Калмыкии будет рад побывать на торжествах по случаю завершения ремонта и лично поблагодарить рабочих, трудившихся на стройке. Среди которых Алексей Тихонов, Александр Горелов, Алексей Лунев, Дюсембай Исимбаев и другие жители с. Речное.

Добавлю также, что сегодня Хошеутовский хурул, которым некогда любовались писатель Александр Дюма, ученый Николай Пальмов, российские императоры, даже Владимир Ульянов, заезжавший сюда с молодой супругой Надеждой Крупской, очень популярен среди паломников. Сюда приезжают калмыки, чтобы помолиться перед дальней дорогой, молодожены на поклон, как к Вечному огню. Хошеутовский хурул астраханскими властями включен в туристический маршрут «Кочевые народы» и вызывает большой интерес у туристов со всего мира.

Надежда БАЛАКАЕВА,

«Известия Калмыкии»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=20891