Опубликовал: Валерий Павлов 21 Октябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов
По плану это должно было произойти 1 августа.Об этом написано и на щите подрядной организации – ООО «Норд-Билд-2»9г. Москва), и в материалах астраханских СМИ.
Приехав в этот день в село Речное Харабалинского района Астраханской области, обнаружила, что работы еще идут. По словам прораба Александра Полякова, при соответствующем финансировании не раньше первых чисел сентября можно говорить о завершении реконструкции хурула. Уточним, речь идет только о его главном сюмэ.
Хошеутовский хурул является старейшим буддийским храмом в Европе. Основателем был князь Сербеджаб Тюмень, выдающийся военачальник, возглавлявший Второй Астраханский калмыцкий полк, владелец Хошеутовского улуса. За боевые заслуги Серебджаб Тюмень был удостоен нескольких орденов и звания полковника. Авторами проекта были его брат Батур-Убуши Тюмень (воин, историк и литератор)и буддийский монах Гаван Джимбе.
Летом 1814 года братья побывали в Петербурге, где участвовали в Летом1814 года братья побывали в Петербурге, где участвовали в торжествах по случаю победы над Наполеоном. Вдохновленные величием города, особенно Казанского собора, ставшего памятником русской воинской славы, решили увековечить память о победев родных степях. Считается, что так родилась идея строительства каменного храма в княжеской ставке Тюменевке на месте старого деревянного хурула. В основу проекта была заложена композиционная схема Казанского собора. Калмыцкий монах Гаван Джимбе, совершивший до этого паломничество в Тибет, гармонично дополнил его архитектурными элементами буддийского храма. Строительство велось на средства Серебджаба Тюменя и на добровольные пожертвования калмыцкого народа. Стройматериалы (лес, металл и т. д.) завозились на судах по Волге. А камень для стен делали на месте, для чего вблизи Тюменевки был построен кирпичный завод. На каждом кирпиче ставили тамгу (родовую печать). Те, кто еще год назад побывал в хуруле,видели, как выглядит тамга.
Стоит напомнить и о следующем факте: Хошеутовский хурул был построен в в царской России в период значительного ограничения самостоятельности приверженцев буддийской веры в калмыцкой степи, поэтому прогрессивно мыслящие люди того времени считали его символом победы не тольков войне1812 года,но такжеи над российской бюрократией, тормозившей его строительство.
Старинные фотографии, хранящиеся в музеяхи архивах, свидетельствуют, что Хошеутовский хурул представлял собой величественный ансамбль, состоявший из центральной трехнефной башни (сюмэ) и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями (цаца), а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. Трехнефная главная башня – единственное, что сегодня сохранилось.
В царское время к хурулу надо сказать относились бережно. Кроме регулярного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации: в 1867 и1907 годах. Известно, что в 1907 году реставрационные работы проходили под руководством архитектора Управления калмыцким народом В. Б. Варганика-Вальдовского.
Увы, после революции хурул постигла трагическая участь всех культовых сооружений в стране.В результате «культурной революции» хурул перестал действовать. В 30-е годы прошлого столетия здесь сначала открыли детский саду, затем школу клуб. Большому разрушению хурул подвергся в годы депортации калмыков. Исчезли куда-то все буддийские святыни, стали осыпаться фрески. Небольшой фрагмент внутренней росписи вопреки всему был виден до последнего времени. К сожалению, для истории он безвозвратно потерян: реставраторы заштукатурили. К слову, после высылки калмыков в Тюменевкуи окрестные калмыцкие села 1947 году перевезли русских старообрядцев из Румынии.А Тюменевку переименовали в с. Речное. В 60-е годы местному колхозу понадобился кирпич для строительства коровника. Для чего были снесены галереи и малые башни хурула. В оставшейся главной башне устроили зернохранилище, склад запчастей…
Справедливости ради скажем, что отношение советских властей к храму постепенно менялось. По решению исполкома Астраханского облсовета депутатов трудящихся в 1967 году хурул был принят под охрану государства как памятник истории и культуры областного значения, что спасло храм от окончательного разрушения. На волне интереса к религиии историческому прошлому в конце 80-х – начале 90-х годов XX века возник проект реставрации хурула.
Нельзя забывать и о том, что судьба хурула, оказавшегося на «чужбине», все эти годы волнует калмыцкий народ. Начиная буквально с первых лет после возвращения из депортации, нашей республикой предпринимаются меры по его восстановлению. Архитектор Мингиян Пюрвеев, художник Гаря Рокчинский, руководство республики и сотни других представителей интеллигенции и госструктур Калмыкии занимались этим вопросом. В сентябре1989 годав рамках сотрудничества Калмыцкой АССР и Астраханской области был создан оргкомитет и определены задачи реставрационной деятельности. В астраханской газете «Волга» писали: «В целях сохранения памятника и укрепления межнациональной дружбы» комиссия во главес председателем Астраханского облисполкома А. П. Гужвиными председателем Совмина Калмыцкой АССР Б. Ч. Михайловым
постановила начать реконструкцию. Утвержден объем работ, составлена смета (1 млн. руб.). Подрядчик — объединение «Россреставрация». На совещании оргкомитета было решено, что реставрация начнется в мае1990 года. Планировалось, что поэтапное восстановление памятника займет 10 лет.И чтов отреставрированном хуруле, который станет действующим, откроют музей с постоянной экспозицией «Хошеутовский хурул – памятник истории и культуры»и научно-просветительский центр по изучению истории буддизма, калмыцкого и других народов, населяющих Астраханский край.
Планы были грандиозные, однако реставрация началась в 1991 году.И в том же году после прекращения финансирования они свернулись… Причин исчезновения денег и стройматериалов, выделенных калмыцкой стороной, широкая общественность до сих пор не знает. Отметим лишь, что по некоторым сведениям, что на счет реконструкции хурула были перечислены немалые средства и от зарубежных спонсоров…
В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения. В следующем году инициативная группа наших соседей создает Астраханское отделение Международной лиги защиты культуры, которое возглавила Е. В. Рожкова.Лига объединила буддистов, краеведов, представителей Общества национальной калмыцкой культуры, в борьбеза сохранение хурула.
В Калмыкии же тема восстановления Хошеутовского хурула стала активно обсуждаться при Кирсане Илюмжинове. Но вопрос упирался в то, что храм, хоть и федерального значения, а находилсяна территории Астраханской области. Из-за чего возникало множество бюрократических препонов, к тому же астраханцы не особо «горели» желанием возобновлять ремонт хурула. Тем не менее был создан попечительский совет во главес астраханским губернатором который решил многие оргвопросы., к примеру, в 2003 году Хошеутовский хурул внесли в список ЮНЕСКО как исчезающий памятник культуры общемирового значения. В августе2004 года впервые после закрытия хурула состоялось его освящение. Встречу у храмаи торжественный молебен организовали Астраханское отделение Международной лиги защиты культуры, Калмыцкое общество «Истина души» при Всероссийском обществе репрессированных граждан и народов «Мемориал», местная религиозная организация Заволжья «Община буддистов». Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан.
А восстановительные работы по проекту астраханского архитектора А. А. Махмудова возобновились только в 2009 годув рамках 400-летия добровольно вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства и 200-летия победы над наполеоновскими войсками. Тендер выиграла московская фирма «Норд-Билд-2» (ген. директор Л. А. Ильина). Заказчиком является федеральное Министерство культуры.
«Известия Калмыкии» не раз писали о ходе нынешней реставрации Хошеутовского хурула. Судя по сделанным работам, а также словам прораба Александра Полякова, в хурулене будет отопления, водоснабжения,
канализации. Якобы, в проекте этого не предусмотрено.На вопрос «Почему?» присутствовавшая рядом гендиректор Людмила Ильина бросила, что, мол, не калмыков это дело. «Наезжают тут, командуют, портят стены…»,— так мягко передадим ее слова, хотя в адрес калмыцких буддистов начальница высказалась очень резко и категорично. Вступать с нейв полемикуне стала, да и не входило это в моипланы. Заметила лишь, что народ Калмыкии будет рад побывать на торжествах по случаю завершения ремонта и лично поблагодарить рабочих, трудившихся на стройке. Среди которых Алексей Тихонов, Александр Горелов, Алексей Лунев, Дюсембай Исимбаев и другие жители с. Речное.
Добавлю также, что сегодня Хошеутовский хурул, которым некогда любовались писатель Александр Дюма, ученый Николай Пальмов, российские императоры, даже Владимир Ульянов, заезжавший сюда с молодой супругой Надеждой Крупской, очень популярен среди паломников. Сюда приезжают калмыки, чтобы помолиться перед дальней дорогой, молодожены на поклон, как к Вечному огню. Хошеутовский хурул астраханскими властями включен в туристический маршрут «Кочевые народы» и вызывает большой интерес у туристовсо всего мира.