Печать

В улусе Хаян Бичурского района Республики Бурятия возрожден старинный дацан казаков-ашебагатов

Опубликовал: Валерий Павлов 21 Октябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов

19 октября 2014 года в Ара-Киретскую долину пришел долгожданный праздник! В 26-й день лунного календаря, с благоприятным знаком Дашинима, был освящен и торжественно открыт Ара-Киретский дацан «Галдан-Даржалинг», которому в 2013 году исполнилось 250 лет.

Молебен прошел под руководством Главы Сангхи России, Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. В хурале освящения первого храма, Сахюусан дугана, приняли участие духовенство дацана «Балдан Брэйбун» Кяхтинского района Республики Бурятия, к приходу которого с 1994 года относились села Хаян, Ара-Киреть, Дунда-Киреть, Елань, Сухой Ручей, ныне составившие приход возрожденного Ара-Киретского дацана, а также ширээтэ ламы близлежащих дацанов – Шибертуйского дацана Бичурского района, Бултумурского дацана Селенгинского района, Дворца Будды Мудрости Манджушри Кяхтинского района.

Эту добрую встречу с Хамбо ламой жители Бичурского района запомнят надолго, ведь большинство из них вот так вот близко иерарха традиционного буддизма России они видели и слышали впервые. Тепло поддерживая его выступление, как всегда, очень искреннее и открытое, гости праздника не скрывали своей радости и одобрения.

Обращаясь к присутствующим, Хамбо лама сказал: «Я позволил вам, дорогие мои ашебагаты, возродить свой родовой дацан. Поэтому вы должны сделать все для того, чтобы жизнь в Хаяне, в Ара-Кирети и других близлежащих селах была полной достатка и процветания. Будьте мудрыми во всем! Со временем всем миром построите и главный храм — Цогчен дуган, поставите юрты, установите субурганы, все только начинается… Ваш Хранитель – сам Чойжал Сахюусан, поэтому вы находитесь под надежной защитой. Живите так, чтобы спустя еще 250 лет Ара-Киретский дацан стоял здесь, и прихожане его жили безбедно и радостно!"

Грустной ноткой в речь Хамбо ламы вошло напоминание о Валерии Доржиеве, выходце бичурской земли, находящемся сегодня в г. Якутске, в непростой ситуации, когда жизнь его каждый день подвергается особой опасности. Сквозь призму буддийской философии Дамба Аюшеев раскрыл всем присутствующим сложившуюся ситуацию с уважаемым меценатом и благотворителем: „Тому, кто в этой жизни силен своей верой, идет своим путем, совершает духовные подвиги, негативные силы природы, вся тонкая нечисть материального мира всегда создает препятствия, потому что им это не нравится… И чем более великие дела совершает верующий человек, тем больше эти силы восстают против него, поднимаются, потому что плоды труда этого человека будут приносить величайшее благо всем в течение многих и многих десятков лет и даже столетий!

Валерий Доржиев стал главным меценатом строительства самого северного дацана в мире в г. Якутске. Вместе с другими народами, принимавшими участие в этом великом деле, он сумел исполнить пророчество самого Будды Шакьямуни. И это природа сансары – подвергать веру сильнейшим испытаниям! Это закон материального мира – когда ты что-то отдаешь, то обязательно что-то потеряешь; или если что-то ты потерял, то непременно что-то обретешь…

Поэтому, уважаемые верующие, будьте сильны и ничего не бойтесь! Ваша вера даст вам силы преодолеть все трудности. Но при этом никогда не забывайте, что вы должны жить здесь, на своей родной земле! И должны доказать всем, кто уехал отсюда, что жизнь в деревне намного лучше и богаче, чем жизнь в городе. Да что у них там есть-то? Те ли это ценности? Например, в моем родном Шаргалжине сейчас нет ни одного опустевшего двора — в каждом доме есть очаг, и есть жизнь! Радость, детский смех… Так же должно быть и у вас. Ведь дацаны мы возрождаем для того, чтобы помочь вам в этой трудной жизни. Поклоняясь Божествам, почитая их, живя правильной жизнью буддиста-мирянина, вы сами все в своей жизни измените к лучшему. Искренне скажу, что вы, ашебагаты, такие скромные люди, такие тихие, незаметные, но в этом ваша особенность и внутренняя сила!“

Праздник собрал около трех сотен прихожан и гостей Ара-Киретского дацана. В концертной программе приняли участие творческие коллективы многонационального Бичурского района. Старинные и современные песни бурят-ашебагатов сменялись проникновенными песнями семейских, удалыми и светлыми, солнечными песнями казаков! Все вместе, поклоняясь в этот день в небольшом, уютном, новеньком Сахюусан дугане буддийским Божествам, Хранителям щедрой бичурской земли, жители ее, люди самых разных национальностей, еще раз доказали то, что здесь вера не разделяет людей, а объединяет, и духовные праздники всегда общие, сердца местных жителей искренне открыты для взаимопомощи и поддержки. Десятилетиями в этих краях люди живут дружно, в уважении друг к другу.

Глава МО „Бичурский район“ Республики Бурятия Федоров Олег Иванович также принял участие в завершении строительства Ара-Киретского дацана и подготовки к его торжественному открытию. Символичен тот факт, что глава администрации района поднес казачьему дацану позолоченную статую Богини Белая Тара, высотой 60 см, которая украсила алтарь дугана.

Одним из главных помощников в деле возрождения дацана и спонсоров строительства храма с самых первых дней стал известный не только в самой Бичуре, в Республике Бурятия, но и во многих регионах России, местный предприниматель В. А. Григорьев. Он не только пожертвовал пиломатериал для возведения стен Сахюусан дугана, но и в течение всего времени, что шло строительство, постоянно оказывал финансовую поддержку. И в праздничный день он также не остался в стороне – внес свой вклад в общий призовой фонд национальных спортивных состязаний „Эрын Гурбан Наадам“, которые прошли во второй половине дня. Кроме того, Василий Алексеевич поднес дацану позолоченную статую Будды Ваджрасаттвы, чья могущественная исцеляющая сила способна уничтожить без остатка самую тяжелую пагубную карму человека. В беседе с нашим корреспондентом В. А. Григорьев, рассказывая о буднях жителей Бичурского района, дал понять, что мать-земля наша бурятская общая для всех, она щедра ко всем, кто хочет жить на ней достойно и в достатке, было бы желание. На своем примере показывая всем, что успеха можно достичь всегда, если есть устремленность, предприниматель показал и то, что благотворительность не имеет национальных различий, границ, а также и различий в вероисповедании: „Я помогал Ара-Киретскому дацану во все время его строительства, помогаю и буду помогать!“

В самом начале строительства огромный личный вклад внесла Шагжитарова-Варфоломеева Маргарита Буяновна, родом с Дунда-Кирети, известный в Бурятии доктор. Ее пример, пожалуй, единственный в своем роде. Она приобрела на собственные средства две тонны цемента на заливку фундамента Сахюусан дугана, взяла на себя все расходы по вывозу и доставке цемента в с. Хаян. А также нашла бригаду строителей для проведения всех необходимых работ, и во все дни их работы лично обеспечивала питание строителей, закупив на свои средства продукты, а также своими руками готовила им завтраки, обеды и ужины. Такая сила веры и материнское отношение, забота и усилия этой удивительной женщины не могут не восхитить нас!

Поэтому думается, что не случайно к открытию дугана его алтарь украсили две прекрасные статуи великих спасительниц-Богинь – Белой Тары и Зеленой Тары. Как мы уже говорили выше, статую Белой Тары Ара-Киретскому дацану поднес глава администрации Бичурского района. Позолоченную статую Зеленой Тары поднесла семья Валерия Жамсуевича Цыремпилова. Статую Учителя Богдо Зонхавы поднес Бурунов Баир Дондопович. На приобретение главной статуи дугана – Будды Шакьямуни – средства собирали всем миром, каждое село дацанского прихода внесло свой вклад. Покрытый сусальным золотом шпиль Сахюусан дугана — „ганжир“ — поднесла большая семья Эрдынеевых из с. Дунда-Киреть во главе с Владимиром Батоцыреновичем Эрдынеевым.

Все прекрасные танка с изображением Божеств, украшающие алтарь и стены храма, были выполнены мастерами буддийской живописи, в полном соответствии с древним каноном, минеральными красками. Эти подношения своему родовому дацану сделали сами прихожане Ара-Киретского дацана: танка Чойжал Сахюусана, Хранителя дацана (автор Василий Цыбиков) была поднесена от семьи Юмовых во главе с 83-летней Очировой Дулмажап Ендоновной; танка Богини Балдан Лхамо поднесли несколько семей во главе с 92-летней Цыдыповой Лхамасу Шагжитаровной; танка Гомбо Сахюусана и оригинальную изящную подставку в форме многоярусной пирамиды для возжигания 108 масляных лампад Зула – несколько семей во главе с Соктоевой Зинаидой Жамсуевной; танка Очирвани Бурхана была поднесена также от нескольких семей во главе с Цыбеновой Светланой Хаиновной. Традиционные алтарные украшения из шелковых и атласных тканей выполнили Санжиева Сэсэг Бимбажаповна с дочерью Аюной.

Автором архитектурного проекта Сахюусан дугана, его внутреннего и внешнего декора, является художник-танкописец, резчик по дереву, зодчий, скульптор Цырен лама Санжиев – декан факультета буддийской живописи и иконографии Буддийского университета имени Дамба Даржа Заяева, выходец с.Хаян. Его семья стала одним из главных инициаторов возрождения Ара-Киретского дацана – это Санжиевы Баир Петрович, Алдар Петрович, Рабдан Петрович, Дулгар Петровна, Гэсэгма Петровна, Содном Петрович, Цырен Петрович. Их золотыми руками на бурятской земле возрожден еще один храм Сангхи России.

Также самое активное участие в строительтсве Сахюусан дугана принимали: братья Цыбикжаповы — Цыден Бимбажапович, Зоригто Бимбажапович и Золто Бимбажапович; из соседнего Кяхтинского района, из с. Алтай – братья Цыбиковы Михаил Витальевич и Василий Витальевич. Ответственным по строительству дугана стал житель с.Дунда-Киреть Эрдынеев Бадмажап Батоцыренович. 350 м линий электропередачи до дацана были протянуты им. Лиственничные столбы для проведения электроэнергии предоставил Попов Петр Александрович, руководитель ООО „Еланская гречиха“. Ну а обеспечивали бесперебойное горячее питание строителей все эти годы Мункуева Маргарита Данзановна и Санжиева Лхамасу Базаровна.

Таким образом, работа Оргкомитета в составе Шодоева Бимбажап Дабажаповича, Санжалова Виктора Самбуевича, Мункуева Дамба-Доржо Данзановича и Санжиева Алдара Петровича под руководством ширээтэ ламы Солбона Дайндарова прошла на высоком организационном уровне.

На торжественном открытии дацана спонсорам и активистам строительства были вручены Благодарственные письма от депутата Народного Хурала Республики Бурятия В. А. Павлова и администрации МО „Бичурский район“.

Во второй половине дня состоялся спортивный праздник „Эрын Гурбан Наадам“. Пожалуй, впервые за всю историю проведения национальной борьбы Бухэ Барилдаан на территории наших дацанов, соревнования прошли практически на снежном ковре! Выпавший за два дня до праздника снег, редко выглядывавшее из-за облаков солнышко и холодный степной ветер нисколько не испортили нашим борцам настроения и боевого настроя, даже, скорее, наоборот, они помогали им собрать все силы и энергию. Так же, как и мастерам по стрельбе из бурятского лука и лучшим мастерам конных скачек, в которых приняло участие немало чемпионов районных сельских спортивных игр 2014 года. Абсолютным победителем же состязаний по национальной борьбе стал наш прославленный спортсмен из Баргузинской долины, представитель Баргузинского дацана, чемпион мира среди ветеранов по вольной борьбе 2014 года Батор Цыренов.

Огромную помощь дацану в организации и проведении спортивных состязаний оказала специалист спорткомитета администрации Бичурского района Белых Любовь Петровна. Также свой вклад внесло и АО „Бичурское молоко“ во главе с генеральным директором Савельевым Александром Изотовичем, предоставившее в день праздника для угощения участников, гостей и спортсменов разнообразную традиционную белую пищу – молоко, сметану, творог. Кроме денежных средств, собранных верующими, в Призовой фонд „Эрын Гурбан Наадам“ вошли пожертвования и от компании „Славия-Тех“, от Федотова Сергея Ермолаевича и от жителей с.Дунда-Киреть.

Итак, праздник освящения и открытия возрожденного с благословения Хамбо ламы Дамбы Аюшеева ашебагатского казачьего Ара-Киретского дацана состоялся! Состоялся он благодаря огромным усилиям сотен и сотен людей именно в 2014 году, в юбилейный для Сангхи России год – год 250-летия института Пандито Хамбо лам, и в этом есть особый знак. Теперь жители привольной, просторной Ара-Киретской долины, раскинувшейся вдоль холмистых берегов легендарной реки Хилок, очень вдохновлены!

Вчера, на следующий день после праздника, прихожане дацана поздравляли своих стариков в честь Дня пожилого человека. Устроили чаепитие, вручили подарки. И, конечно же, главной темой праздничных бесед стало самое важное событие последних множества десятков лет – возрождение дацана их предков, доблестных казаков – служителей России…

Весьма символичен и тот факт, что возведенный недалеко от прежнего места нахождения Ара-Киретского дацана с 1763 года, за Дунда-Киретью, где в наши дни находятся покосы жителей этого села, возрожденный дацан над улусом Хаян обрел и свою небесную „пуповину“, связывающую его с тем самым историческим местом и самим храмом. Это Маанин Шулуун — высокая каменная плита с высеченными на ней текстами почитания и восхваления Хранителя дацана Чойжал Сахюусана и Божества Силы Очирвани (Ваджрапани) – Защитника воинов, защитника казаков Ара-Киретской станицы XVIII — XX вв., находившейся в те времена здесь.

Буквально за две недели до праздника эта священная каменная плита была перевезена из местности, где и находился ранее дацан, о чем безмолвно свидетельствует сохранившееся основание разрушенного в годы репрессий одного из дуганов монастырского комплекса. Маанин Шулуун, обнаруженный местными жителями несколько лет назад, установлен на невысоком холмистом возвышении рядом с Сахюусан дуганом, в ограде дацана.

Вот что рассказал нам один из главных вдохновителей и инициаторов возрождения Ара-Киретского дацана Алдар Петрович Санжиев: „От наших стариков мы знали, что в этой местности, где стоял наш дацан, было 3 или 4 глубоких колодца, откуда ламы брали воду. И вот, в 30-е годы прошлого столетия, перед самым закрытием и уничтожением дацана, в одном из колодцев они спрятали дацанское имущество. Наши поиски, которые мы начали в 2007 году, тогда не увенчались успехом, но мы обнаружили основание одного из дуганов, близ которого и стоял вкопанный вглубь на полметра этот Маанин Шулуун. Теперь он стоит рядом с нашим Сахюусан дуганом. В этом проявилось могущество Хранителя дацана — Чойжал Сахюусана. И в 2015 году мы обязательно продолжим те поиски!“

Думается, что наверняка не случайно казаки-ашебагаты поклонялись защитнику воинов Очирвани (Ваджрапани), к которому обращены молитвы, высеченные на той каменной плите. Ведь им было известно, что эти места вдоль реки Хилок – места могущественной силы, связанные с самим Чингисханом. Как рассказал нам А. П. Санжиев, „Ара-Киретская долина помогла будущему потрясателю мира в самом начале его великой судьбы вызволить из меркитского плена его супругу Бортэ. Здесь пролегла дорога его будущей победы и открылся путь к мировой славе. Посланники друга Темуджина – Джамухи разведали, что стратегически лучший путь во владения меркитов Тугнуйской долины проходит не по Селенге и Чикою, а по реке Хилок. И тогда, со своим 40-тысячным войском будущий Чингисхан пошел по нашим краям, по местности Нарин Адаг, что находится напротив нашего дацана. И мы создали даже такой туристический маршрут, который со временем будем развивать дальше. Весь мир должен знать и почитать все места, связанные с Чингисханом“.

Надо сказать, что у Ара-Киретского дацана есть еще одно место огромной силы. Недалеко от него, среди лесистых холмов в северо-западной стороне, находится местность Габжын Хунды. Там ламы Ара-Киретского дацана до самых репрессий проводили многодневные и многолетние медитационные практики затворничества. Хамбо лама Дамба Аюшеев наказал прихожанам, чтоб это место было ими обязательно найдено и точно определено, поскольку оно, как объект духовного почитания, в будущем Ара-Киретскому дацану принесет огромные перемены к лучшему.

И уже вчера среди прихожан дацана начались работы следующего этапа. С сегодняшнего же дня каждая семья будет по очереди приезжать в дуган и возжигать здесь масляные лампады Зула… А если горит в дугане огонек Зула, на алтаре с раннего утра Божествам сделаны восемь видов подношений и звучат волшебные мантры благословений Сахюусан хурала, других молебнов, то в жизнь людей незаметно и прочно входят радостные перемены, приходит защита, помощь свыше, исполнение чаяний и надежд…

Пресс-служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=13587