Печать

Путь длиною в двадцать лет. Председатель Калмыцкого общества друзей Тибета о Тэло Тулку Ринпоче

Опубликовал: Валерий Павлов 30 Октябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов

Путь длиною в двадцать лет. Председатель Калмыцкого общества друзей Тибета о Тэло Тулку РинпочеНа протяжении более 20 лет, общаясь с Шаджин-ламой, не перестаю удивляться силе его ума, чистоте его намерений и действий, безмерному состраданию ко всему живому и каждому человеку конкретно.

Я много раз присутствовала на его беседах со студентами, учащимися. Тэло Тулку Ринпоче не устает повторять о том, что буддизм – это не только религия, но и философия, наука об устройстве и функционировании сознания, которая учит, как справляться с разрушительными эмоциями, присущими нам с рождения, усмирять их.

- Для меня история жизни Будды – источник огромного вдохновения. Он учил людей реалистичному взгляду на вещи, – говорит Ринпоче.

Как правило, он прямолинеен, абсолютно искренен, максимально открыт для общения. Он не скрывает своих переживаний, болезненных сожалений, иногда чувства вины. Я восхищаюсь тем, как он преодолевает трудности. Он мечтает о том, чтобы его запомнили, как человека, изменившего свою собственную жизнь. Он рад тому, что у него есть возможность поделиться духовным жизненным опытом со своими последователями, учениками, а у него их немало. Он щедро делится своим счастьем и тем самым дарит нам вдохновение.

Путь длиною в двадцать лет. Председатель Калмыцкого общества друзей Тибета о Тэло Тулку РинпочеДвадцатилетним юношей он был избран Шаджин-ламой Калмыкии. Об этом периоде своей жизни он вспоминает: «В одночасье на меня легла огромная ответственность. Это было начало нового пути и одновременно концом детства. Я потерял свободу, которой пользовался будучи ребенком». Сказать, что ему было очень трудно, равносильно, что не сказать ничего. Мне кажется, что он попросту не понимал очевидных для нас житейских и других вещей. Он был воспитан в совершенно другой среде: это американская семья и строгая атмосфера монастыря-университета.

Безусловно, люди старшего поколения, глубоко верующие проявляли к нему благоговейное отношение, несмотря на его возраст. Часть других, особенно молодые люди, не понимали тех строгих правил, которым надо следовать в хуруле. Было немало конфликтных ситуаций. Но для меня в те моменты ясно было одно: его «вина» была лишь в том, что он не понимал нашего тогдашнего «совкового» менталитета, желания все обустроить так, как нам казалось будет лучше. Но он, имевший высшее буддийское образование, коренным учителем которого был и остается Его Святейшество Далай-лама понимал: если с самого начала процесса возрождения буддизма в Калмыкии не следовать строгим канонам буддизма, то желаемых результатов в это чрезвычайно сложное время достичь будет невозможно. Важно стремиться к буддийской традиции. Это был и есть чрезвычайно сложный процесс, ведь духовная дисциплина отсутствовала в России на протяжении 70 лет.

Прошло более 20 лет. Многое изменилось в Калмыкии. Построены буддийские храмы, молельные дома, ступы. Но по-прежнему у Шаджин-ламы Калмыкии множество неотложных дел.

Путь длиною в двадцать лет. Председатель Калмыцкого общества друзей Тибета о Тэло Тулку РинпочеЦентральный храм «Золотая Обитель Будды Шакьямуни» стал не только главным религиозным буддийским центром. Здесь проводятся международные научно-практические конференции, семинары для учителей республики, бесплатные курсы по изучению калмыцкого языка, занятия по йоге и многое другое.

Современно оборудованная с богатым книжным фондом библиотека хурула открыта для всех желающих. Храм стал поистине хранилищем религиозных буддийских и культурных традиций калмыцкого народа, пропагандирует общечеловеческие ценности, способствует развитию межрелигиозного диалога, гармонизации межэтнических отношений, духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Центральный хурул с учителями республики проводит конкурсы среди учащихся младших и средних классов на знание калмыцкого языка, ведется работа, направленные на развитие национальной культуры. Переведены на калмыцкий и русский языки буддийские тексты («Иткл», «Сутра сердца», «Алмазная сутра»). На базе Республиканского центра детского творчества открыта студия традиционного буддийского искусства, танкописи с трехгодичной программой обучения детей. Занятия ведет Музраева Т. Д., выпускница школы тибетской танкописи в Индии. В хуруле проводятся фотовыставки, выставки известных мастеров искусства Калмыкии.

Шаджин-лама Калмыкии и монашеская община являются активными участниками Межрелигиозного Совета Республики Калмыкия. Работа Совета направлена на консолидацию общества, пропаганду семейных и общечеловеческих ценностей, духовно-нравственного возрождения общества.

Путь длиною в двадцать лет. Председатель Калмыцкого общества друзей Тибета о Тэло Тулку РинпочеВ рамках международного сотрудничества значимыми проектами по инициативе Тэло Тулку Ринпоче совместно с Московским фондом «Сохраним Тибет» являлся визит в Калмыкию одного из широко известных в мире ученых-буддологов, ученика геше Вангьяла, профессора Колумбийского Университета Роберта Турмана. Он прочел цикл лекций для студентов на тему: «Я могу быть счастливым», «Природа ума» и другие. Большой интерес вызвала презентация его книги: «Зачем нам Далай-лама?». Совместный проект «Объединения буддистов Калмыкии» и «Международного фонда Его Святейшества Далай-ламы в США» по лечению туберкулеза стал особо значимым событием в республике. В рамках проекта была проведена Международная конференция фтизиатров, в ней приняли участие все специалисты фтизиатрической службы республики, американские врачи фонда «Степ Форвард», специалисты Центрального НИИ туберкулёза из Москвы. Республиканскому диспансеру был подарен уникальный аппарат для диагностики инфекций.

Те, кто часто бывает в центральном хуруле, могут продолжить перечень добрых дел, которые, несомненно, делают нашу жизнь богаче. Это учения Его Святейшества Далай-ламы для российских буддистов в Индии, учеба, стажировки калмыцких студентов в буддийских институтах в Дхармсале, благотворительная помощь нуждающимся и многое другое.

Жизнь меняется. В Центральном калмыцком хуруле работают не только тибетские, но и калмыцкие монахи, получившие высшее буддийское образование в монастырях Индии. Настоятелем Центрального хурула является Анджа Харцхаев, в администрации хурула – Отхон Хонинов, настоятель Лаганского хурула ‒ Виталий Манкиров, Санал Санджиев – настоятель хурула в поселке Комсомольский, Санан Матвенов – зурхачи-астролог в Центральном хуруле и другие. Они пользуются большим авторитетом у верующих. Группа студентов продолжает обучение в монастыре Дрепунг Гоманг. Недавно пришла оттуда хорошая новость. Их всех ждут на работы в Калмыкию.

Тэло Тулку Ринпоче говорит: «Мы – калмыки, тибетцы, монголы, буряты, тувинцы – носители одних и тех же традиций. То, что делается в хуруле, – это не тибетские и не калмыцкие традиции. Это традиции самого Будды. То, что мы делаем в хуруле, – это религия, развитие учения Будды. Вот, что мы практикуем здесь, вот чему мы учим людей». Почему же мы иногда никак не можем понять глубинного смысла этих слов. Можно иногда услышать, что Тэло Тулку Ринпоче говорит о тибетском вопросе как политик. Он не политик, он один из достойнейших учеников Далай-ламы. Он говорит как буддист, как человек, как калмык, обеспокоенный состоянием буддизма в современном Тибете: не утратит ли мировая цивилизация уникальную тибетскую культуру. А разве нас с вами это не волнует?

В 60‒70 гг. прошлого столетия жили и, несмотря на гонения, держали чистое буддийское учение калмыцкие гелюнги: Намка Кичиков из Заливного, Тугмут Гавджи – из Цаган-Амана, Зодва-гелюнг из Володарского и другие. Они и тогда находили возможность морально, а иногда и материально поддержать Далай-ламу, находящегося в изгнании. Трудно даже вообразить, что Тэло Тулку Ринпоче в этом вопросе может дистанцироваться от Далай-ламы…

В социальных сетях можно прочесть, а говорит ли он по-калмыцки, по-русски? Да, говорит, а иногда даже выступает переводчиком высоких буддийских гостей нашей республики. Но мне кажется, лучше оценивать человека, а особенно лидера, не только по внешним признакам, а по мотивам, целям и результатам их деяний для людей. Его сердце болит за Калмыкию, за каждого человека в ней. Он говорит: «Я вижу свою миссию в служении народу. Моя ответственность заключается в том, чтобы помогать развивать понимание учения Будды». И он не только говорит, он делает, и результаты его трудов помогают обрести счастье в этой и, возможно, в последующих жизнях. Так пожелаем ему на этом поприще здоровья и благополучия на долгие годы, исполнения всех его планов на благо Калмыкии, по возможности помогая ему для своего блага и блага наших потомков.

Председатель Калмыцкого Общества друзей Тибета

Антонина Коокуева

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=20960