Опубликовал: Валерий Павлов 21 Ноябрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов
Интервью с Сергеем Кузьминым
12 ноября 2014 г.в Институте востоковедения РАН (Москва) прошел круглый стол на тему “Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией”, приуроченный к объявлению2014 года “Годом Его Святейшества Далай-ламы”.
Один из организаторов круглого стола старший научный сотрудник ИВ РАН Сергей Кузьмин рассказал об этой встрече.
- Сергей Львович, расскажите, пожалуйста, кто принимал участие в заседании круглого стола, что волновало присутствующих?
– На заседании присутствовали многочисленные гости из Россиии Тибета.Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сделал доклад “Далай-ламаи постсоветская эра”. В немон дал подробный исторический обзор контактов Тибета с Россией, роли Далай-ламыв развитии буддизма в нашей стране. Тэло Тулку Ринпоче, в частности, отметил, что отношениям России с Далай-ламой(в разных перерождениях) уже несколько веков, это всегда были религиозные и культурные отношения, которые никогда не носили политического характера. Директор Тибетского центра культуры и информациив Москве Наванг Рабгьял дал подробный обзор связей Тибета с Россиейс XVII по XXI в.
Ирина Урбанаева (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) на основе анализа компаративных аспектов становления тибетской и китайской традиций буддизма показала аутентичность буддийских учений, воспринятых тибетской традицией из Индии.В частности, она сделала обоснованный вывод, что не существует “бурятского буддизма” или иных
подобных национальных вариантов.
Геше Нгаванг Тугдже, обсуждая проблему взаимосвязи буддизма и науки, показал, что между наукой и буддизмом нет противоречий.
Сообщение Сергея Лепехова из Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН было посвящено общим вопросам состояния буддизма в
Тибете и Индиии перспективам его сохранения в различных регионах.
Главный редактор журнала “Буддизм России ” Андрей Терентьев рассказал о своих встречах с Далай-ламойи его ответах на ряд актуальных вопросов, касающихся как внутреннего мира человека, так и его отношений с окружающим миром.
Раиса Крапивина (Институт восточных рукописей РАН) сделала сообщение об интеллектуальном наследии Тибета, А. Д. Цендина (РГГУ) – о традиции российской тибетологии и проблеме транскрипции тибетских имен и терминов,а Мерген Биткеев (Центр Буддийской философии КГУ) – о буддийской феноменологии в диалогес западной применительно к вопросам воспитания и образования, Рустам Сабиров (ИВ РАН) – о будущем института тулку в тибетском буддизме (в социально-политическом аспекте), я рассказало тибето-монгольской цивилизации, Татьяна Шаумян (ИВ РАН) – о развитиии состоянии тибетологии в Россиив контексте исторических контактов России и Тибета. Большинство докладов вызвали вопросы и обсуждение, которое продолжалось и в кулуарах. Участники круглого стола и гости посетили мемориальный кабинет Ю. Н. Рерихав Институте востоковедения РАН.
В целом, круглый стол выявил не только интерес к обсуждаемым вопросам и важность налаживания междисциплинарных научных связей, но и необходимость продолжения и углубления диалога науки и буддизма.Профессора П. Ц. Биткеев (Калмыкия) и С. Ю. Лепехов (Бурятия) особо отмечали важность налаживания связей между научными учреждениями в разных регионах России и взаимного информирования о проведении мероприятий по буддологии и тибетологии.
Вы — автор книги «Скрытый Тибет», где приходите к выводу, что в течение всей своей многовековой истории Тибет не был частью какого-либо государства. Вы приводите документальные доказательства, опираясь на многочисленные источники. Но хотелось бы узнать ваше личное отношение к тибетцами Тибету, переживающим сейчас нелегкие времена.
– Эта книга не обсуждаласьна круглом столе. Если о ней зашла речь, то отмечу, что я опиралсяна разные источники: тибетские, китайские, из других стран. В книге учтены разные, в том числе противоположные точки зрения. Выводы я основывал не на своем отношении, а на исторических фактах.
Что касается личного отношения, то я сочувствую Тибету и тибетцам. Целью китайской политики в Тибете является его китаизация, превращение его народа в китайцев,а тибетских традиций и религии – в шоу для туристов. В этом меня убеждают собственные наблюдения в Тибете, рассказы и фотографииот россияни тибетцев, которые там побывали после меня. Любые протесты там жестоко подавляются. Отчаяние доводит тибетцев до самосожжений.В наших СМИ, к сожалению, преобладает абсурдная пропаганда, что такие протесты – это происки США против КНР.
- На протяжении более 30 летв республиках России, исповедующих буддизм, идет возрождение утраченных духовных традиций, безжалостно уничтоженных в годы воинствующего атеизма. Не знаю, как все пошло бына волне интереса к буддизму,не подкрепленного знанием о нем,если быне помощь Его Святейшества Далай-ламыи тибетских монахов, приехавших к нам, чтобы помочь в возрождении буддийской культуры, традиций. Хотелось бы узнать ваше мнение о роли наследия Тибета в возрождении буддизма не тольков Бурятии, Калмыкии и Туве, но и Россиив целом.
– Напомню, что традиционный буддизм России – это тибетский буддизм школы Гелуг, который исповедует Далай-лама. Коммунисты в свое время уничтожили буддизм в СССР. Требовалось его восстановление. Однако собственных возможностей в Россиине было: почти все ученые ламы были уничтожены, книги сожжены, храмы и учебные заведения разрушены. Значит, надо было обратиться к тому источнику, где в полной мере сохранилась преемственность учений и традиций.К сожалению, это не могли быть Тибет или Монголия: ведь тамошние красные сделали с религиейпримерно то же, что имело место в СССР. Поэтому возрождение буддизма стало возможно только с помощью Его
Святейшества Далай-ламыи других тибетских монахов из тибетского сообщества в эмиграции (прежде всего, в Индии), которые сохранили это наследие в наибольшей полноте. Они и сейчас вносят неоценимый вклад в развитие буддизма в Россиии Монголии.
- Как вы оцениваете перспективы приезда Его Святейшества Далай-ламыв Россию?
-Этот вопрос на круглом столе не обсуждался.Я могу высказать свое личное мнение. Известна позиция МИД РФ по данному вопросу. Фактически, это выполнение указаний иностранного государства (КНР), которое вмешивается в наши внутренние дела, не допуская выдачи российской визы духовному лидеру российских буддистов – Далай-ламе.С этим нельзя согласиться. Интересы наших граждан важнее интересов китайской компартии. Хотелось бы надеяться, что визит Далай-ламев Россиювсе-таки состоится.
- Спасибо большое за интервью, круглый стол, посвященный давним и современным связям между странами, был не только интересным, но и крайне важным. Надеюсь, что у васи участников этого мероприятия появились новые идеи для вот таких встреч.
- Решено и далее проводить круглые столы в аналогичном формате. Весьма ценным здесь является разнообразие подходов к решению научных и философских проблем, налаживание междисциплинарных связей, диалог науки и религии.Что касается прошедшего круглого стола, то цифровую версию его материалов планируется выложить на интернет-сайт Института востоковедения РАН.