Печать

Духовенство Буддийской традиционной Сангхи России приняло участие в церемонии интронизации VII Камбы-ламы Республики Тыва Лопсана Чамзы

Опубликовал: Валерий Павлов 15 Декабрь 2014. Опубликовано в Новости сайтов

По приглашению Централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Тувы» духовенство Сангхи России приняло участие в интронизации VII Камбы-ламы Республики Тыва Лопсана Чамзы. На церемонию в столицу республики г. Кызыл прибыли Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров, Ширээтэ лама Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Буда Бадмаев, представитель Дид Хамбо ламы по Забайкальскому краю Амгалан Жапов — Гэсхы лама Агинского дацана, декан философского факультета Агинской Буддийской Академии Батор лама Мункуев, пресс-служба Сангхи России. Нашу делегацию встречали ламы под руководством Дид Камбы-ламы Ондар Артыша.

Ровно месяц назад, 13 ноября 2014 года, в главном буддийском храме Тывы «Цеченлинг Хурээ» (г. Кызыл), в соответствии с Уставом религиозной организации «Объединение буддистов Тувы», прошел внеочердной VII съезд, где на альтернативной основе состоялись выборы нового главы буддийского духовенства республики, в связи с уходом из жизни в сентябре 2014 года предыдущего Камбы-ламы Тензин Цультима, находившемся на этом посту с марта 2010 года. Среди пяти претендентов на Львиный трон Камбы-ламы наибольшее количество голосов получил Байыр-оол Шыырап, принявший имя Лопсан Чамзы.

VII Камбы-лама родился в 1976 году в с. Кунгуртуг Тере-Хольского кожууна (расположен на юго-востоке республики, является самым малонаселенным, самым отдаленным и высокогорным, труднодоступным районом Тывы, на границе с Монголией). Байыр-оол Шыырап с 1994 года в течение двух лет обучался в Дхарма-центре г. Кызыла, далее продолжать духовное образование он отправился в Южную Индию, в монастырь Гоман. С 2009 года до 13 ноября 2014 года являлся настоятелем Тере-Хольского хурээ «Чыргалан».

На этом важнейшем духовном событии в истории тувинского народа, в истории развития буддизма в регионе, присутствовали Глава Республики Шолбан Валерьевич Кара-оол, Председатель Верховного Хурала Республики Тыва Кан-оол Даваа, депутаты тувинского парламента, члены кабинета министров Тывы, руководители кожуунов республики, сотни верующих. Также на церемонию интронизации прибыли буддисты из соседней Республики Хакасия во главе с Чоян-ламой Романом Кольчиковым, активисты МРО «Буддийская община «Замбала»» г. Абакана Буддийской традиционной Сангхи России во главе с председателем О. А. Чугунековым, Верховный лама Увс аймака Монголии, представители православного духовенства во главе с Епископом Кызыльским и Тывинским Феофаном.

Сотни присутствующих в зале Дома народного творчества стали свидетелями сокровенной духовной церемонии. Задолго до ее начала в 14.00 ч., ламы, расположившиеся полукругом на сцене, сидя в позе лотоса, начитывали тексты сутр. О начале ритуала в положенное время зал огласили торжественные звуки буддийских музыкальных инструментов. VII Камбы лама в сопровождении свиты, высоко державшей над его головой традиционные атрибуты духовной власти – Золотой Зонт иерарха, буддийские знамена победы над неведением «баданы» и «жалсаны», вошел в зал. На сцене перед главой буддистов Тывы в направлении трона в те же секунды ламы расстилали большую шелковую дорожку как символ чистого, безупречного духовного пути… Представ перед Львиным троном, Лопсан Чамзы совершил перед ним полные простирания, затем взошел на него. Четверо кенсур-лам, предшественники нового Камбы-ламы, вручили преемнику главные атрибуты его духовной власти – священные сутры, статуэтки Будды и субургана. «Лотосовую Корону» на голову Досточтимого Камбы-ламы Лопсан Чамзы возложил V Камбы-лама (2005 – 2010 гг.) Джампел Лодой.

Далее ламами было совершено подношение мандалы новому главе буддистов Тывы. По завершении этого ритуала VII Камбы-лама принес торжественную клятву хранить заветы Будды, всем сердцем, всей своей жизнью служить родной земле, родному народу во благо, заботиться о духовном просвещении верующих буддистов своей республики. На этом каноническая часть церемонии интронизации была завершена.

Официальную часть открыл Глава Республики – Председатель правительства Шолбан Валерьевич Кара-оол. По завершении доклада представителям буддийского духовенства Тывы Глава региона вручил памятные юбилейные медали — «В ознаменование 100-летия единения России и Тувы» и «100-летие со дня основания г. Кызыла» за вклад в развитие духовно-нравственной культуры многонационального тувинского общества.

С приветственной речью выступил Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров. В своем выступлении он напомнил присутствующим, что после окончания Великой Отечественной войны в 1945–1946 гг. именно бурятский и тувинский народы, братья по вере, вместе возрождали буддизм в нашей стране, стояли у истоков организации Центрального Духовного управления буддистов СССР с центром в Бурятии, в Иволгинском дацане.

И в знак уважения от буддийского духовенства Сангхи России, от буддистов всей этнической Бурятии Дагба лама Очиров поднес в дар Камбы-ламе Лопсану Чамзы от XXIV Пандито Хамбо ламы Буддийской традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева миниатюрную бронзовую скульптурную композицию «Маленький Будда», автором которой является всемирно известный бурятский художник и скульптор Даши Намдаков.

Эта прекрасная копия одухотворенного, глубоко символичного произведения Мастера, с его разрешения и пожелания, оригинал которого был им подарен Сангхе России в августе 2011 года и установлен на территории Иволгинского дацана, созданная бурятскими мастерами Художественной мастерской «Эрхим Дархан», теперь появилась и на древней земле Урянхая. Более того, в юбилейном для Республики Тыва 2014 году исполненные великой экспрессии, внутренней силы предков-скифов, потрясающие взор ценителей высокого искусства монументальные работы Даши Намдакова украсили набережную Большого и Малого Енисея в самом сердце столицы – г. Кызыл. И теперь в самом сердце главного буддийского храма, в резиденции Камбы-ламы, появилось еще одно выдающееся произведение бурятского мастера.

В своей приветственной речи Ширээтэ лама Санкт-Петербургского дацана Буда Бальжиевич Бадмаев также подчеркнул духовное братство и духовное единство верующих двух республик, чьи выходцы, проживающие в северной столице, являются прихожанами дацана «Гунзэчойнэй», и они также принимали участие в его возрождении на всех этапах. Примечателен тот факт, что пять Камбы-лам Тывы из семи, каждый в свое время, получал духовное образование именно в Санкт-Петербургском дацане.

Поздравления тувинскому народу, буддистам республики по случаю интронизации VII Камбы-ламы от Дид Хамбо ламы по Забайкальскому краю Сангхи России, от руководства Агинского дацана передал и Гэсхы лама дацана Амгалан Жапов.

Также в официальной части мероприятия была зачитана поздравительная телеграмма от Верховного главы буддистов Республики Калмыкия Тэло Тулку Римпоче.

По завершении официальной части церемонии состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие мастера искусств Республики Тыва. Далее все присутствующие в знак своего почтения и уважения Досточтимому Камбы-ламе Лопсан Чамзы поднесли белые хадаки и получили его благословение…

Буддизм Тывы с исторического дня в ее судьбе — 17 апреля 1914 года, когда император Николай II принял Урянхайский край под протекторат Российской империи, прошел те же этапы, что и традиционный буддизм России в целом — репрессии 20-30-х годов ХХ столетия, начало возрождения в середине 40-х и в 90-е годы, поступательный процесс развития и становления нового поколения тувинского духовенства начала ХХI века.

В течение года, в 1919–1920 гг., выдающийся религиозный и общественный деятель, стоявший у истоков образования тувинского государства, Камбы лама Лопсан Чамзы находился в Бурятии, в Тамчинском дацане – официальной резиденции Пандито Хамбо лам России (надо отметить, что Глава региона Шолбан Кара-оол в своем приветствии особо подчеркнул тот факт, что у нового Камбы ламы такое же духовное имя, потому еще более высокая ответственность с этого дня ложится на его плечи). Во время великих исторических перемен в нашем государстве, в 1928 году буддийским духовенством Тувы, всегда оказывавшим огромное и авторитетное влияние на общественно-политические процессы в своем крае, был проведен Всетувинский съезд лам, на который был приглашен и присутствовал XVI Пандито Хамбо лама Данжа Мункожапов.

После получения официального разрешения И. В. Сталина в конце 1945 года в Бурятии был построен первый небольшой молельный дом, с которого и началась история будущего Иволгинского дацана «Хамбын Хурээ». Его основатель, XVI Пандито Хамбо лама Лубсан Нима Дармаев внес свой вклад также и в возрождение буддизма в Туве, приезжал в республику. В годы СССР тувинские ламы служили в Иволгинском дацане.

С 1991 года на обучение в Буддийский институт (ныне Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» имени I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева), открытый при дацане, стали прибывать первые тувинские хувараки. С того же года на трехлетний курс обучения ребята из Тувы отправлялись и в Санкт-Петербургский дацан. В 1996 году первые тувинские студенты прибыли на обучение в Гоман дацан (Индия). И по сей день связи Бурятии, Забайкальского края (Агинская Буддийская Академия) и Тывы в сфере буддийского образования не прерываются.

Таким образом, в этих четырех важнейших центрах современного буддийского духовного образования в течение двух десятилетий с небольшим закладывались основы для развития нового этапа в истории буддизма Республики Тыва. Ребята из Тывы по-прежнему приезжают получать высшее образование в наш Буддийский университет в Иволгинский дацан. Вместе со всеми студентами из разных уголков России, обучающимися здесь, они принимают участие в больших хуралах, что проходят в главном Цогчен дугане. Также тувинские хувараки принимают непосредственное участие и в организационной работе по обеспечению порядка в дни Поклонений Хамбо ламе Этигэлову, когда тысячи и тысячи верующих, паломников со всех уголков мира приезжают в Иволгинский дацан соприкоснуться с непостижимым духовным чудом, поклониться великому бурятскому Учителю. Таким образом, будущее духовенство Республики Тыва каждый день получает в Иволгинском дацане все благословения Даша Доржо Этигэлова на пути к совершенству безупречного служения во благо своих земляков, во благо родной Тывы. Также и десятки тувинских студентов, обучающихся в вузах и ссузах г. Улан-Удэ, выходцев Тывы, проживающих в Бурятии, их гостей, земляков, часто можно увидеть в нашем дацане как в праздничные дни, так и в будни…

Все перечисленное выше свидетельствует о том, что духовные связи двух буддийских республик, берущие свое начало практически столетие назад, пройдя все испытания ХХ века, в дни торжеств по случаю интронизации VII Камбы ламы, вышли на новый этап развития. Тувинское будийское духовенство, лично Камбы-лама Лопсан Чамзы выразили духовенству Сангхи России свою благодарность за участие в церемонии интронизации, а также искреннюю радость по случаю прибытия бурятских лам на столь значимое духовное событие в истории Республики Тыва: «Я очень рад тому, что вы меня поддержали. Хамбо лама Дамба Аюшеев – мой друг, мы с ним недавно созванивались. Мы будем дальше поддерживать связи, будем работать вместе. В Бурятии, в Агинске, в Санкт-Петербурге бурятские ламы всегда меня хорошо встречали. Мы — братские народы, мы всегда поддерживали друг друга, и будем поддерживать дальше. Рад был познакомиться с ламами из Хакасии. Мы все вместе будем развивать буддизм в России».

Как отмечалось обеими сторонами во время аудиенций с Камбы ламой, а также в минуты теплого дружеского общения, «у нас один путь, и нам нечего делить, поскольку у всех нас одна цель – служение на благо верующих, служение на благо всего многонационального общества наших республик».

И со своей стороны, нам также приятно отметить, что делегация Сангхи России была принята очень тепло, очень радушно. Все встречи прошли на высоком организационном уровне, достигнуты важнейшие договоренности о дальнейшем взаимодействии и сотрудничестве двух религиозных организаций в деле распространения Учения Будды в своих регионах, плодотворном развитии дружеских взаимоотношений между буддийским духовенством Республики Тыва и Сангхи России.

Неизгладимое впечатление произвело на нас посещение Национального музея Республики Тыва, где специально к этому дню, как рассказали пресс-службе Сангхи России его хранительницы, экспозиция зала «Буддизм» была дополнена несколькими бесценными экспонатами из фондов музея. О недавней невероятной находке собрания священных реликвий, обнаруженных в статуэтке Будды, рассказал нам сам Камбы лама. Их мы и увидели в выставочном зале. Особое восхищение вызвала потрясающая коллекция сокровищ скифских курганов, обнаруженных археологами на территории республики. Надо сказать, что приятно впечатлила и сама столица, ее архитектурный облик, интерьеры помещений, в которых повсюду с уважением к своему народу, к родной культуре, ярко проявлен национальный колорит.

12 декабря 2014 года, в день отъезда, наша делегация с кратким визитом посетила хурээ и дуганы г. Кызыла, где служат выпускники Буддийского университета Иволгинского дацана. На окраине города, на территории в 12 га, в степной местности, тремя братьями Сарыглаар под руководством бурятского зодчего, выдающегося мастера из горной Закамны, автора архитектурного шедевра – дугана Зеленой Тары Иволгинского дацана, Константина Жалсанова, несколько лет назад началось строительство первого малого храма первого буддийского монастырского комплекса Тывы «Ганден Чойпеллин» – дугана Арьябалы «Лунток Тенгелин». Молодые ламы рассказали нам, что в своей деятельности они руководствуются благословением Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева: «Где нет философии Чойра, там нет Учения Будды! Ничего в городе не стройте. Комплекс должен стоять на ровном чистом месте, не так близко, и не так далеко от места проживания верующих». Поэтому в будущем ламы планируют здесь поставить четыре дугана, каждый площадью по 10×12 м, а потом уже возвести большой Цогчен дуган как в Иволгинском дацане. «Поскольку мы испытываем сейчас огромные трудности с финансированием, поэтому строим медленно. Но у нас есть большая цель – нам очень нужно свое духовное учебное заведение. И именно здесь, на этой территории, есть все условия для его появления» — сказал в заключение Ширээтэ лама Омак Сервек.

За несколько дней до интронизации Камбы-ламы и в Тыве, и в Бурятии практически в одно и то же время выпал долгожданный снег… В этом мы увидели добрый знак. Прощаясь, тувинские ламы, желая нам счастливого пути, поэтично говорили: «Желаем вам белой дороги, как белое молоко! Это путь счастья…»

Улетая из Кызыла, под крылом самолета еще долго виднелся нам этот белый снежный ковер, заботливо укрывший под собой землю древних скифов, прекрасного Урянхая, землю наших братьев по вере…

Улан-Удэ-Красноярск-Абакан-Кызыл-

-Иркутск-Улан-Удэ

Пресс-служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=13733