Опубликовал: Валерий Павлов 20 Январь 2015. Опубликовано в Новости сайтов
Погода поздней осени и начала зимы нынешнего года напоминает слякоть и холодноября-декабря2004 года. Прошло десять лет, но, кажется, это было совсем недавно.
В те дни мы всес нетерпением ждали известий о предстоящем визите Его Святейшества Далай-ламыXIV в Россию.В конце месяца стало понятно, что российский МИД даст въездную визу лишь в Калмыкию, поскольку в Тувеи Бурятии уже стояли трескучие морозы. Но с выдачей разрешительных документов чиновники со Смоленской площади в Москве тянули до последнего: лишь в субботу,27 ноября2004 года, пришло известие из Дели, что посол России в Индии получил разрешение от московского МИДа на выдачу визы. Корреспонденты многих российских и зарубежных изданий так и не смогли приехать в те дни в Элисту, поскольку накануне ситуация была непонятной, и многие журналисты не стали оформлять командировочных документов, а лететьв понедельник – не было рейсов.
Для скорейшего приезда Его Святейшества Далай-ламы президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов организовал отправку специального авиалайнера из Европыв индийский Амритсар, чтобы транзитный рейс мог прибыть прямиком в Элисту,а затем вернуться обратно в Индию.
Между тем погода в высокогорном аэропорту Амритсара постоянно менялась, вылет рейса несколько раз переносился.
Глава республики К. Илюмжинови верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, напряженно работавшие на протяжении нескольких месяцев над предстоящим пастырским визитом Далай-ламы, постоянно связывались с российскими, индийскими и тибетскими коллегами, чтобы отрегулировать все вновь возникающие вопросы: по международному воздушному коридору, работе пограничных и санитарных служб и многому другому. Лишь, когда самолет появился на радарах аэронавигационных служб Элисты, напряженное ожидание двух лидеров – светского и духовного — стало сменяться радостным волнением предстоящей встречи.
Описание этих моментов занимает лишь небольшой абзац, в который,конечно же, нельзя вместить все слова и чувства, которые могли бы передать хотя бы часть тех эмоций, переживаний, стрессовых ситуаций, которые возникали в период подготовки визита Далай-ламы.
Когда, преодолевая волнение, я открывал пресс-конференцию с участием Его Святейшества, организованную прямо в аэропорту,и предоставил слово для приветствия шаджин-ламе, Тэло Тулку Ринпоче не мог сдержать слез радости от встречис коренным Учителем. Все напряжение нескольких дней и ночей вырвалось у него наружу. Далай-ламапо-отечески обнял шаджин-ламуза плечи, улыбаясь и приговаривая, что все уже позади: «Я здесь, в Калмыкии!». Все, кто видел этот момент, были растроганы до глубины души.
Те дни, с 29 ноября по 1 декабря2004 года, стали поистине незабываемыми для всех жителей республики. Во вторник,30 ноября,на территории монастырского комплекса Геден Шеддуб Чой Корлинг прошли учения Далай-ламы,в которых, несмотря на ненастную погоду, приняли участие десятки тысяч паломников из Калмыкиии других регионов России. А на следующее утро, перед отлетом, Его Святейшество провел церемонию освящения места строительства будущего Центрального хурула. И через год в центре Элисты появился храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
За прошедшие 10 лет российские буддисты, руководство Бурятии, Калмыкии и Тувы неоднократно обращались с просьбойо выдачеДалай-ламе въездной визы в Россию.На частых встречах с президентомВ. Путиным, знаю, глава Международной шахматной федерации К. Илюмжинов настойчиво поднимает эту тему. Но вопрос очередного пастырского визита по-прежнему остается открытым. И тому есть ряд причин, но, думается, не все они столь объективны и очевидны. Чтобы немного пояснить ситуацию, надеюсь, читателям было бы небезынтересно узнать о небольшом эпизоде из того времени.
В ходе подготовки визита информационное агентство «Интерфакс» обратилось с просьбойк руководству Калмыкии и Объединению буддистов республики организовать пресс-конференцию Далай-ламыв элистинском офисе агентства. Достаточно быстро «добро» было получено, и накануне приезда я, как собкор агентства «Интерфакс-Юг», приступил к подготовке предстоящего мероприятия.
Поскольку визит Далай-ламы намечался лишь на два-три дня, и каждый час пребывания Его Святейшества был расписан буквально по минутам, решено было провести брифинг сразу по прилету, в Элистинском аэропорту, чтобы не совершать дополнительных переездов. К тому времени ремонт аэровокзала был в основном завершен, и фойе воздушной гавани блистало новым керамогранитом и поражало ровностью и белизной стен, отделанных гипсокартоном (в те годы Дом правительства в Элисте выглядел гораздо скромнее). Представители аэропорта сразу предупредили, что на отремонтированные стены ничего закреплять нельзя. В выходные дни пришлось согласовывать, где и как крепить баннер «Интерфакса», чтобы на фотои телевизионной картинке создавалось впечатление, как будто пресс-конференция проходит в офисе крупнейшего российского информационного агентства (есть такой нехитрый журналистский прием). Благодаря дружескому расположению и поддержке начальника аэропорта Ю. Коокуева, все удалось наилучшим образом. В итогек утру понедельника баннер был закреплен должным образом, но при этом стены остались девственно чистыми, без единого лишнего отверстия.Но буквально за час-полторадо пресс-конференциина мобильный телефон позвонила редактор из московского офиса: «Эрдни, надо баннер «Интерфакса» снять!» На недоуменный вопрос, как быть с приглашенными журналистами и запланированным мероприятием, коллега ответила, что пресс-конференцию проводить надо, но без привязки к российскому информагентству, мол, на этот счет у начальства был особый разговор на «Старой площади». Я был обескуражен, но приказ руководства выполнил, а работники аэропорта все удивлялись, как быстро сняли баннер, который накануне крепили полдня. На освободившееся место мы поставили вазы с высокими комнатными растениями, чтобы хоть как-то прикрыть зияющую пустоту.
Кстати, журналисты информационного агентства «Синьхуа» и китайского ТВ, также аккредитованные для участия в пресс-конференцииДалай-ламы, так и не успели вовремя приехать в аэропорт.Но это уже другая история.
Подобных примеров, в той или иной степени характеризующих различные аспекты политических взаимоотношений, много. Возможно, не все они заслуживают пристального внимания, а тем более огласки. Международные отношения – это многогранное и многоуровневое взаимодействие государств, политических и общественных групп и их лидеровв самых различных сферах общения. Одно остается неизменным: при всех обстоятельствах и перипетиях Его Святейшество помнит, думает и заботитсяо буддистах России, как о дорогих сердцу братьях и сестрах. Именно поэтому, начиная с 2007 года,Далай-лама ежегодно проводит специальные учения для российских буддистов, которые посещают несколько тысяч паломников из нашей страны, а также Монголии, Кореи, Тайваня, Японии и западных стран.
Напомним, учения для буддистов России проводятся по просьбе досточтимого Ело Ринпоче из Бурятиии шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
На мой взгляд, наш шаджин-лама связан с Далай-ламой особыми кармическими нитями. Впервые он увидел Его Святейшество шестилетним ребенком во время визита буддийского лидера в США.И по совету Далай-ламы маленький мальчик из калмыцкой семьи в Америке вскоре начал обучаться в буддийском монастыре в Индии.В годы обучения в тибетском монастыре он был признан реинкарнацией великого индийского святого Тилопы, который дважды воплощался во Внутренней Монголии и трижды —в Монголии. Предыдущее перерождение Дилова-хутухту (так называют в Монголии реинкарнацию йогина Тилопы), уроженец монгольского аймака Завхан, неоднократно встречался с Далай-ламойXIV и последние годы жил среди калмыцкой общины в Хауэлле (США). Более того, Дилова-хутухтуXI Жамсранжав в 1936 году был приглашен в Лхасу для совершения обряда инициализации Джецун Дамба Халха Ринпоче, перерождения Богдо-гэгэнаVIII – последнего теократического монарха Монголии.
В 2007 году группе журналистов посчастливилось сопровождать Тэло Тулку Ринпоче в поездке по Монголии. Несколько тысяч километров на джипахмы проехали через степи, пустыни и горные перевалы Страны вечно синего неба. В маршруте путешествия особым пунктом значился сомон Тудэвтэй монгольского Завхан-аймака — родина Дилова-хутухтуXI Жамсранжава. Когда наш кортеж приблизился к границе аймака, при ясном небе неожиданно стал накрапывать небольшой дождь, и появилась несравненной красоты радуга – от краядо края, как волшебные ворота. Самое примечательное в том, что, когда мы покидали аймак, радуга появилась вновь и долго сопровождала нас, как бы прощаясь. И таких необычных знаков, сопровождавших нас в путешествии, было немало.
В Монголии шаджин-ламу Калмыкии встречают по-особенному торжественно и с подобающими почестями, как великого ламу Дилова-хутухтуиз монастыря Наропанчен Гоби-Алтайского аймака. Для любого монгола великий индийский йогин Тилопа – это не мифологический персонаж, а известный государственный и общественный деятель, который сознательно воплощался на монгольской земле на протяжении трех своих предыдущих рождений, а в годы революции был одним из вдохновителей национально-освободительного движения.
Имя шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче известно и каждому жителю Калмыкии. Авторитет и широкую известность главе калмыцких буддистов принесли ни самобытная биография, ни средства массовой информации, ни милость власть предержащих, а его реальные дела, независимая позиция, преданность Далай-ламеи горячее желание помочь каждому, кто обращается с просьбой.
В центральном хуруле Элисты на торжественной церемонии, посвященной назначению Тэло Тулку Ринпоче Почетным представителем Его Святейшества Далай-ламыXIV в России, Монголии и странах СНГ, присутствовали члены различных религиозных конфессий республики. В своем поздравительном слове секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии Русской православной церкви отец Алексей, отмечая роль шаджин-ламы Калмыкии в общественной жизни региона, рассказал об опыте взаимодействия православной церкви и буддийской общины региона.
- Когда владыка Зосима после назначения архиепископом Элистинским и Калмыцким возвращался в Элисту,к собору пришли встречать его лишь несколько десятков прихожан и… шаджин-лама Калмыкии. Ринпоче, как давний друг, поздравил владыку Зосиму, возглавлявшего в то время нашу епархию,— вспоминал отец Алексей.
Вроде бы небольшой эпизод, но говорито многом:об открытости, мудрости и горячем сострадании тех, кому доверено окормлять свою паству.
Необычная радуга над Завханом вспомнилась мне вновь, когда в конце октября офис Далай-ламы сообщил о решении Его Святейшества назначить шаджин-ламу Калмыкии своим Почетным представителем в России.
Сам Ринпоче, конечно же,в шутку признается, что «потерял свободу» дважды: в первый раз, когда был избран верховным ламой Калмыкии в 1992 году, а во второй — когда уже собирался «уйти на пенсию»с посташаджин-ламы, был назначен представителем Далай-ламы.Мы же — понимаем, что один из достойнейших сынов калмыцкого народа выбран на этот пост не случайно: это не столько почет, сколько огромная ответственность перед людьми и коренным Учителем, главой буддистов мира. Когда пишу эти строки, вспоминаются слова моей мамы, Ксении Эренценовны, которая всегда считала, что высокое доверие Тэло Тулку Ринпоче заслужил своим каждодневным и бескорыстным трудом на благо людей. Наш Ринпоче готов к этому,и Его Святейшество знает и чувствует эту готовность к самопожертвованию.
Эрдни ШАМАКОВ, собственный корреспондент агентства «Интерфакс-Юг» в Калмыкии