Печать

Радуга над Завханом. О Его Святейшестве Далай-ламе и Тэло Тулку Ринпоче

Опубликовал: Валерий Павлов 20 Январь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

Шаджин-лама РК Тэло Тулку Ринпоче и и Его Св-во Далай-лама. Визит Его Св-ва Далай-ламы в Калмыкию, 2004 гПогода поздней осени и начала зимы нынешнего года напоминает слякоть и холод ноября-декабря 2004 года. Прошло десять лет, но, кажется, это было совсем недавно.

В те дни мы все с нетерпением ждали известий о предстоящем визите Его Святейшества Далай-ламы XIV в Россию. В конце месяца стало понятно, что российский МИД даст въездную визу лишь в Калмыкию, поскольку в Туве и Бурятии уже стояли трескучие морозы. Но с выдачей разрешительных документов чиновники со Смоленской площади в Москве тянули до последнего: лишь в субботу, 27 ноября 2004 года, пришло известие из Дели, что посол России в Индии получил разрешение от московского МИДа на выдачу визы. Корреспонденты многих российских и зарубежных изданий так и не смогли приехать в те дни в Элисту, поскольку накануне ситуация была непонятной, и многие журналисты не стали оформлять командировочных документов, а лететь в понедельникне было рейсов.

Для скорейшего приезда Его Святейшества Далай-ламы президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов организовал отправку специального авиалайнера из Европы в индийский Амритсар, чтобы транзитный рейс мог прибыть прямиком в Элисту, а затем вернуться обратно в Индию.

Между тем погода в высокогорном аэропорту Амритсара постоянно менялась, вылет рейса несколько раз переносился.

Глава республики К. Илюмжинов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, напряженно работавшие на протяжении нескольких месяцев над предстоящим пастырским визитом Далай-ламы, постоянно связывались с российскими, индийскими и тибетскими коллегами, чтобы отрегулировать все вновь возникающие вопросы: по международному воздушному коридору, работе пограничных и санитарных служб и многому другому. Лишь, когда самолет появился на радарах аэронавигационных служб Элисты, напряженное ожидание двух лидеров – светского и духовного — стало сменяться радостным волнением предстоящей встречи.

Описание этих моментов занимает лишь небольшой абзац, в который, конечно же, нельзя вместить все слова и чувства, которые могли бы передать хотя бы часть тех эмоций, переживаний, стрессовых ситуаций, которые возникали в период подготовки визита Далай-ламы.

Когда, преодолевая волнение, я открывал пресс-конференцию с участием Его Святейшества, организованную прямо в аэропорту, и предоставил слово для приветствия шаджин-ламе, Тэло Тулку Ринпоче не мог сдержать слез радости от встречи с коренным Учителем. Все напряжение нескольких дней и ночей вырвалось у него наружу. Далай-лама по-отечески обнял шаджин-ламу за плечи, улыбаясь и приговаривая, что все уже позади: «Я здесь, в Калмыкии!». Все, кто видел этот момент, были растроганы до глубины души.

Визит Его Св-ва Далай-ламы в Калмыкию, 2004 г.

Те дни, с 29 ноября по 1 декабря 2004 года, стали поистине незабываемыми для всех жителей республики. Во вторник, 30 ноября, на территории монастырского комплекса Геден Шеддуб Чой Корлинг прошли учения Далай-ламы, в которых, несмотря на ненастную погоду, приняли участие десятки тысяч паломников из Калмыкии и других регионов России. А на следующее утро, перед отлетом, Его Святейшество провел церемонию освящения места строительства будущего Центрального хурула. И через год в центре Элисты появился храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

За прошедшие 10 лет российские буддисты, руководство Бурятии, Калмыкии и Тувы неоднократно обращались с просьбой о выдаче Далай-ламе въездной визы в Россию. На частых встречах с президентом В. Путиным, знаю, глава Международной шахматной федерации К. Илюмжинов настойчиво поднимает эту тему. Но вопрос очередного пастырского визита по-прежнему остается открытым. И тому есть ряд причин, но, думается, не все они столь объективны и очевидны. Чтобы немного пояснить ситуацию, надеюсь, читателям было бы небезынтересно узнать о небольшом эпизоде из того времени.

В ходе подготовки визита информационное агентство «Интерфакс» обратилось с просьбой к руководству Калмыкии и Объединению буддистов республики организовать пресс-конференцию Далай-ламы в элистинском офисе агентства. Достаточно быстро «добро» было получено, и накануне приезда я, как собкор агентства «Интерфакс-Юг», приступил к подготовке предстоящего мероприятия.

Поскольку визит Далай-ламы намечался лишь на два-три дня, и каждый час пребывания Его Святейшества был расписан буквально по минутам, решено было провести брифинг сразу по прилету, в Элистинском аэропорту, чтобы не совершать дополнительных переездов. К тому времени ремонт аэровокзала был в основном завершен, и фойе воздушной гавани блистало новым керамогранитом и поражало ровностью и белизной стен, отделанных гипсокартоном (в те годы Дом правительства в Элисте выглядел гораздо скромнее). Представители аэропорта сразу предупредили, что на отремонтированные стены ничего закреплять нельзя. В выходные дни пришлось согласовывать, где и как крепить баннер «Интерфакса», чтобы на фото и телевизионной картинке создавалось впечатление, как будто пресс-конференция проходит в офисе крупнейшего российского информационного агентства (есть такой нехитрый журналистский прием). Благодаря дружескому расположению и поддержке начальника аэропорта Ю. Коокуева, все удалось наилучшим образом. В итоге к утру понедельника баннер был закреплен должным образом, но при этом стены остались девственно чистыми, без единого лишнего отверстия.Но буквально за час-полтора до пресс-конференции на мобильный телефон позвонила редактор из московского офиса: «Эрдни, надо баннер «Интерфакса» снять!» На недоуменный вопрос, как быть с приглашенными журналистами и запланированным мероприятием, коллега ответила, что пресс-конференцию проводить надо, но без привязки к российскому информагентству, мол, на этот счет у начальства был особый разговор на «Старой площади». Я был обескуражен, но приказ руководства выполнил, а работники аэропорта все удивлялись, как быстро сняли баннер, который накануне крепили полдня. На освободившееся место мы поставили вазы с высокими комнатными растениями, чтобы хоть как-то прикрыть зияющую пустоту.

Визит Его Св-ва в Калмыкию, 2004 г.Кстати, журналисты информационного агентства «Синьхуа» и китайского ТВ, также аккредитованные для участия в пресс-конференции Далай-ламы, так и не успели вовремя приехать в аэропорт. Но это уже другая история.

Подобных примеров, в той или иной степени характеризующих различные аспекты политических взаимоотношений, много. Возможно, не все они заслуживают пристального внимания, а тем более огласки. Международные отношения – это многогранное и многоуровневое взаимодействие государств, политических и общественных групп и их лидеров в самых различных сферах общения. Одно остается неизменным: при всех обстоятельствах и перипетиях Его Святейшество помнит, думает и заботится о буддистах России, как о дорогих сердцу братьях и сестрах. Именно поэтому, начиная с 2007 года, Далай-лама ежегодно проводит специальные учения для российских буддистов, которые посещают несколько тысяч паломников из нашей страны, а также Монголии, Кореи, Тайваня, Японии и западных стран.

Напомним, учения для буддистов России проводятся по просьбе досточтимого Ело Ринпоче из Бурятии и шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

На мой взгляд, наш шаджин-лама связан с Далай-ламой особыми кармическими нитями. Впервые он увидел Его Святейшество шестилетним ребенком во время визита буддийского лидера в США. И по совету Далай-ламы маленький мальчик из калмыцкой семьи в Америке вскоре начал обучаться в буддийском монастыре в Индии. В годы обучения в тибетском монастыре он был признан реинкарнацией великого индийского святого Тилопы, который дважды воплощался во Внутренней Монголии и трижды — в Монголии. Предыдущее перерождение Дилова-хутухту (так называют в Монголии реинкарнацию йогина Тилопы), уроженец монгольского аймака Завхан, неоднократно встречался с Далай-ламой XIV и последние годы жил среди калмыцкой общины в Хауэлле (США). Более того, Дилова-хутухту XI Жамсранжав в 1936 году был приглашен в Лхасу для совершения обряда инициализации Джецун Дамба Халха Ринпоче, перерождения Богдо-гэгэна VIII – последнего теократического монарха Монголии.

Его Св-во Далай-лама и шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку РинпочеВ 2007 году группе журналистов посчастливилось сопровождать Тэло Тулку Ринпоче в поездке по Монголии. Несколько тысяч километров на джипах мы проехали через степи, пустыни и горные перевалы Страны вечно синего неба. В маршруте путешествия особым пунктом значился сомон Тудэвтэй монгольского Завхан-аймака — родина Дилова-хутухту XI Жамсранжава. Когда наш кортеж приблизился к границе аймака, при ясном небе неожиданно стал накрапывать небольшой дождь, и появилась несравненной красоты радуга – от края до края, как волшебные ворота. Самое примечательное в том, что, когда мы покидали аймак, радуга появилась вновь и долго сопровождала нас, как бы прощаясь. И таких необычных знаков, сопровождавших нас в путешествии, было немало.

В Монголии шаджин-ламу Калмыкии встречают по-особенному торжественно и с подобающими почестями, как великого ламу Дилова-хутухту из монастыря Наропанчен Гоби-Алтайского аймака. Для любого монгола великий индийский йогин Тилопа – это не мифологический персонаж, а известный государственный и общественный деятель, который сознательно воплощался на монгольской земле на протяжении трех своих предыдущих рождений, а в годы революции был одним из вдохновителей национально-освободительного движения.

Имя шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче известно и каждому жителю Калмыкии. Авторитет и широкую известность главе калмыцких буддистов принесли ни самобытная биография, ни средства массовой информации, ни милость власть предержащих, а его реальные дела, независимая позиция, преданность Далай-ламе и горячее желание помочь каждому, кто обращается с просьбой.

Калмыкия, 2004 г. Владыка Зосима и Его Св-во Далай-ламаВ центральном хуруле Элисты на торжественной церемонии, посвященной назначению Тэло Тулку Ринпоче Почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, присутствовали члены различных религиозных конфессий республики. В своем поздравительном слове секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии Русской православной церкви отец Алексей, отмечая роль шаджин-ламы Калмыкии в общественной жизни региона, рассказал об опыте взаимодействия православной церкви и буддийской общины региона.

- Когда владыка Зосима после назначения архиепископом Элистинским и Калмыцким возвращался в Элисту, к собору пришли встречать его лишь несколько десятков прихожан и… шаджин-лама Калмыкии. Ринпоче, как давний друг, поздравил владыку Зосиму, возглавлявшего в то время нашу епархию,— вспоминал отец Алексей.

Вроде бы небольшой эпизод, но говорит о многом: об открытости, мудрости и горячем сострадании тех, кому доверено окормлять свою паству.

Необычная радуга над Завханом вспомнилась мне вновь, когда в конце октября офис Далай-ламы сообщил о решении Его Святейшества назначить шаджин-ламу Калмыкии своим Почетным представителем в России.

Сам Ринпоче, конечно же, в шутку признается, что «потерял свободу» дважды: в первый раз, когда был избран верховным ламой Калмыкии в 1992 году, а во второй — когда уже собирался «уйти на пенсию» с поста шаджин-ламы, был назначен представителем Далай-ламы. Мы же — понимаем, что один из достойнейших сынов калмыцкого народа выбран на этот пост не случайно: это не столько почет, сколько огромная ответственность перед людьми и коренным Учителем, главой буддистов мира. Когда пишу эти строки, вспоминаются слова моей мамы, Ксении Эренценовны, которая всегда считала, что высокое доверие Тэло Тулку Ринпоче заслужил своим каждодневным и бескорыстным трудом на благо людей. Наш Ринпоче готов к этому, и Его Святейшество знает и чувствует эту готовность к самопожертвованию.

Эрдни ШАМАКОВ, собственный корреспондент агентства «Интерфакс-Юг» в Калмыкии

«Известия Калмыкии» 13.12.2014

 

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=21449