Печать

Возвращение на родину калмыцких икон

Опубликовал: Валерий Павлов 13 Март 2015. Опубликовано в Новости сайтов

Калмыцкие тханки, возвращение на родинуВо вторник в Национальном музее РК имени Н. Н. Пальмова состоялась очень примечательная акция: наш земляк Юрий Мишкин в присутствии представителей республиканских СМИ передал в дар жителям Калмыкии пять старинных тханок.

Как сообщил заместитель министра культуры и туризма РК Николай Санджиев, Юрий Мишкин, калмык по национальности, живет давно в Башкортостане. Недавно Юрий Анатольевич зарегистрировал местную буддийскую организацию «Башкорт дацан». В планах общины – построить хурул. В этот Цаган Сар Юрий Мишкин побывал в Бурятии. Здесь он посетил Иволгинский дацан и встречался  с главой буддистов России хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым.

- Во время встречи ко мне подошел бурят с необычной просьбой,—  продолжил рассказ Юрий Мишкин, – Он сказал, что вот уже полгода ходит в дацан в поисках калмыков, чтобы через них передать в Элисту драгоценные реликвии. Как отметил бурят, к сожалению, фамилию его не знаю, зовут вроде бы Артемом Афанасьевичем, калмыки в дацане бывают частенько. Но он все не решался и почему-то выбор остановил на мне. На следующий день он принес мне бережно завернутый рулончик, развернув который я увидел 6 тханок. Бурят поведал мне, что хранились они сначала у его матери, потом у тети, которая всю жизнь мечтала лично отвезти иконы в Калмыкию. Но в силу разных обстоятельств не смогла этого сделать, а перед смертью она взяла с племянника слово, что тот обязательно найдет способ осуществить ее мечту. Пуститься в дальнюю дорогу бурят не смог, скорее всего, также из-за недостатка средств.

- Родственники бурята были депортированы в Туруханскую степь – продолжил Ю. Мишкин,—  Зимой 1944-го его мать с тетей, тогда еще юные девчонки, оказались свидетельницами жуткой картины на станции Боготол. Из товарного поезда на платформу выкидывали полумертвых людей. «Калмыки, калмыки…»,—  пронеслось в толпе.

Калмыцкие тханки, возвращение на родинуКак рассказала буряту его тетя, одна из женщин-калмычек, увидев родственные лица, с трудом развернула на себе рваную шубейку, достала откуда-то из его глубин сверток и кинула девчушкам, что-то приговаривая. Видно просила их сохранить самое святое для нее. Бурятки по очереди прятали сверток также на себе, даже тогда, когда рискуя жизнью, бежали из ссылки. От голодной смерти их спасли тунгусы –   женщины долгое время жили в Красноярске, потом переехали к себе на родину. С собой повезли и калмыцкие тханки, берегли их пуще всего.

Такая вот трудная, полная драматизма история калмыцких икон. По мнению доктора искусствоведческих наук Светланы Батыревой, они разные и по стилю исполнения, и по времени их создания: конец 18-го, начало 19-го веков. И принадлежали они, скорее всего, разным семьям. Ведь раньше калмыки держали у себя дома не более одной танки. Конечно, условия хранения, сказались на их состоянии – танки требуют тщательной реставрации.

- Эти буддийские реликвии представляет собой историческую и духовную ценность, подчеркнула,—  Светлана Батырева.

Добавлю, что Юрий Мишкин привез в Элисту пять тханок, а шестую, с изображением Будды сострадания Авалокитешвары, с соизволения бурята, оставил в Башкортостане для будущего хурула.

Надежда БАЛАКАЕВА,

фото Николая ГОРЯЕВА,

«Известия Калмыкии»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=21977