Опубликовал: Валерий Павлов 13 Март 2015. Опубликовано в Новости сайтов
Во вторник в Национальном музее РК имени Н. Н. Пальмова состоялась очень примечательная акция: наш земляк Юрий Мишкин в присутствии представителей республиканских СМИ передал в дар жителям Калмыкии пять старинных тханок.
Как сообщил заместитель министра культуры и туризма РК Николай Санджиев, Юрий Мишкин, калмык по национальности, живет давно в Башкортостане. Недавно Юрий Анатольевич зарегистрировал местную буддийскую организацию «Башкорт дацан». В планах общины – построить хурул. В этот Цаган Сар Юрий Мишкин побывал в Бурятии. Здесь он посетил Иволгинский дацан и встречался с главой буддистов России хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым.
- Во время встречи ко мне подошел бурят с необычнойпросьбой,— продолжил рассказ Юрий Мишкин, – Он сказал, что вот уже полгода ходит в дацанв поисках калмыков, чтобы через них передать в Элисту драгоценные реликвии. Как отметил бурят, к сожалению, фамилию его не знаю, зовут вроде бы Артемом Афанасьевичем, калмыки в дацане бывают частенько. Но он всене решалсяи почему-то выбор остановил на мне.На следующий день он принес мне бережно завернутый рулончик, развернув который я увидел6 тханок. Бурят поведал мне, что хранились они сначала у его матери, потом у тети, которая всю жизнь мечтала лично отвезти иконы в Калмыкию.Но в силу разных обстоятельств не смогла этого сделать, а перед смертью она взяла с племянника слово, что тот обязательно найдет способ осуществить ее мечту. Пуститься в дальнюю дорогу бурят не смог, скорее всего, также из-за недостатка средств.
- Родственники бурята были депортированы в Туруханскую степь – продолжил Ю. Мишкин,— Зимой 1944-го его мать с тетей, тогда еще юные девчонки, оказались свидетельницами жуткой картины на станции Боготол. Из товарного поезда на платформу выкидывали полумертвых людей. «Калмыки, калмыки…»,— пронеслось в толпе.
Как рассказала буряту его тетя, одна из женщин-калмычек, увидев родственные лица, с трудом развернула на себе рваную шубейку, достала откуда-тоиз его глубин сверток и кинула девчушкам, что-то приговаривая. Видно просила их сохранить самое святое для нее. Бурятки по очереди прятали сверток также на себе, даже тогда, когда рискуя жизнью, бежали из ссылки.От голодной смерти их спасли тунгусы – женщины долгое время жили в Красноярске, потом переехали к себена родину.С собой повезли и калмыцкие тханки, берегли их пуще всего.
Такая вот трудная, полная драматизма история калмыцких икон. По мнению доктора искусствоведческих наук Светланы Батыревой, они разные и по стилю исполнения, и по времени их создания: конец 18-го, начало 19-го веков. И принадлежали они, скорее всего, разным семьям. Ведь раньше калмыки держали у себя дома не более одной танки. Конечно, условия хранения, сказались на их состоянии – танки требуют тщательной реставрации.
- Эти буддийские реликвии представляет собой историческую и духовную ценность, подчеркнула,— Светлана Батырева.
Добавлю, что Юрий Мишкин привез в Элисту пять тханок, а шестую,с изображением Будды сострадания Авалокитешвары, с соизволения бурята, оставил в Башкортостане для будущего хурула.