Опубликовал: Валерий Павлов 16 Март 2015. Опубликовано в Новости сайтов
Часто можно услышать вопрос – он Лама или нет? Прежде чем ответить на него,хотелось бы прояснить значение этого слова.
Слово «лама» имеет тибетское происхождение, и означает«непревзойденный» или «высший». Это титул высоко реализованного духовного сподвижника, вне зависимости от того,принадлежит ли он к монашескому сану или к числу мирян-домохозяев.
Что касается термина “Лама” в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, есть существенная разница в понимании самого слова Лама и его значения в соответствиис тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей-монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но, несмотря на это,в России почти несколько тысяч лам! Как такое возможно?
Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного мало-мальски справлять буддийские ритуалы и читатьна тибетском или старо-монгольском буддийские сутры. И многим вовсе невдомек, кто перед ним. Или эточеловек — недоучка, умеющий только читать по слогам или — настоящий монах, прошедший 16-летнее обучение в монастыре.
Хочу рассказать о разнице между монахом и мирянином-домохозяином. Буддийский монах – это человек, возложивший на себя «обеты личного освобождения» и придерживающийся специальных норм поведения, связанных с этими обетами. Монахи делятся на несколько категорий: Рабджун – 10 обетов, Гецул – 36 обетов, Гелонг – 253 обета. Держащие определенное число монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения4 действий, ведущих к падениюи окончательной потере обетов:
1). Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком;
2). Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена;
3). Любая интимная близость с живым существом, независимо от пола;
4). Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Человек, совершивший одно из вышеперечисленных действий, теряет все свои обеты и автоматически перестает быть монахом, без права повторного их принятия.Нарушения же остальных обетов не ведетк потере монашества, но влечетза собой достаточно тяжелые накопления негативной кармы. Следует обратить внимание на отказот употребления алкоголя и любых наркотических препаратов. Данный обет, хотя и не входитв четыре основных, но, тем не менее, должен соблюдается всеми без исключения монахами.
Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонгов. В любом другом случае, принятие обетов монаха невозможно!
В данном перечислении в особую группу мы можем выделить людей, занимающихся практикой тайной (алмазной) колесницы – Нагпы. Представители данного буддийского направления (наиболее многочисленные в традиции Ньигма) помимо наличия обетов «индивидуального освобождения» и обетов бодхисаттв, дополнительно обладают специфическим перечнем обетов – Самая.
Что касаемо мирян-домохозяев, к ним можно отнести людей, принявших на себяот одногодо пяти обетов, включающих в себя отказ от убийства человека, воровства, прелюбодеяния, лжи и употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак.В отличиеот обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, например, не с надлежащим партнером: не со своим супругом или супругой или не с тем,с кем заключено негласное соглашение о довериии верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, что не приводитк нарушению обета.
В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Его Святейшество Далай-лама 14й; Его Святейшество Кармапа 17- й и тд. А такжеи тех, кто, будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья – Сакья Тридзин Ринпоче и другие.
Тибетцы ревностно относятся к термину “Лама”, именуя им, лишь привилегированное число высоко реализованных учителей Дхармы (Учения Будды), а также, перерожденцев Тулку – Хубилганов, к примеру, Тэло Тулку Ринпоче и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.
В России многих вводит в заблуждение внешний вид и одеяние.Как монахи, так и мирянев стране, облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи (свод монашеской дисциплины). Его оставил потомкам сам Будда, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины для рождения в аду. Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны.Это исходитиз такого принципа, что строгие правила в отношении одежды важны только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик.
Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знаниеи навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит обратить внимание на внутреннее составляющее человека. Следует быть осторожным с теми, кто, наряжаясь в монашеские одежды или подобные им, прикидываются буддийским священнослужителем или ламой.
Нагпам разрешено носить монашеское одеяние, при этом их необходимым элементом, отличающим их от монахов, является белый палантин и наличие длинных волос, собранных на затылке.
Из всего вышеизложенного, мы можемс сожалением констатировать тот факт, что лама в России – это любой человек, как держащий в чистоте монашеские обеты, так и без оных. Он может при этом обладать определенными знаниями в однойиз трехне самых важных, с точки зрения классического буддизма, областях: буддийские ритуалы, астрология или тибетская медицина.
Люди должны знать о требованияхи условиях, необходимых для совершения тех или иных ритуалов и обрядов, проводимых буддийскими священнослужителями, и что является источником их благословения?
Есть несколько факторов крайне важных для качества проводимого ритуала и соответственно влияющих на пользуот него.
1). В любом ритуале требуется порождение себя в облике той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества – йидама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрического божества уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех видов низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива и Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс и Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара и Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, а также Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2). После посвящения важно совершить затвор-начитку — Лерунг, для обретения способности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег (Огненная пуджа). С этого момента обретается право совершать ритуалы, связанные с данным божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а такжеот силыи ясности концентрации-сосредоточения. Это два пути обретения сверх способностей (сиддхи) — мантра и созерцание.
3). Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение Самаи (обетов). Этот пункт самый важный, так как от чистотыклятвы-самаи зависит, как к нему проявят благосклонность Йидамы, защитники Учения и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4). Многократное подношение Цогчод (Ганапуджа), также приближает реализацию и способствует установлению связи с центральным божеством практики.
Таковы основные условия, дающие буддийскому священнослужителю благословение и силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Таким образом, опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет сам ответить на вопрос кто такие ламы, и какую смысловую нагрузку несет это слово в оригиналеи среди традиционных Российских буддистов.