Печать

Аюр Цырендорджиев: Как отличить истинного монаха от мирянина

Опубликовал: Валерий Павлов 16 Март 2015. Опубликовано в Новости сайтов

Аюр Цырендорджиев: Как отличить истинного монаха от мирянинаЧасто можно услышать вопрос – он Лама или нет? Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова.

Слово «лама» имеет тибетское происхождение, и означает «непревзойденный» или «высший». Это титул высоко реализованного духовного сподвижника, вне зависимости от того, принадлежит ли он к монашескому сану или к числу мирян-домохозяев.

Что касается термина “Лама” в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, есть существенная разница в понимании самого слова Лама и его значения в соответствии с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей-монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но, несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам! Как такое возможно?

Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного мало-мальски справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старо-монгольском буддийские сутры. И многим вовсе невдомек, кто перед ним. Или это человек — недоучка, умеющий только читать по слогам или — настоящий монах, прошедший 16-летнее обучение в монастыре.

Фото Центрального хурула РКХочу рассказать о разнице между монахом и мирянином-домохозяином. Буддийский монах – это человек, возложивший на себя «обеты личного освобождения» и придерживающийся специальных норм поведения, связанных с этими обетами. Монахи делятся на несколько категорий: Рабджун – 10 обетов, Гецул – 36 обетов, Гелонг – 253 обета. Держащие определенное число монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов:

1). Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком;

2). Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена;

3). Любая интимная близость с живым существом, независимо от пола;

4). Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.

Человек, совершивший одно из вышеперечисленных действий, теряет все свои обеты и автоматически перестает быть монахом, без права повторного их принятия. Нарушения же остальных обетов не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые накопления негативной кармы. Следует обратить внимание на отказ от употребления алкоголя и любых наркотических препаратов. Данный обет, хотя и не входит в четыре основных, но, тем не менее, должен соблюдается всеми без исключения монахами.

Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонгов. В любом другом случае, принятие обетов монаха невозможно!

Фото Центрального хурула РКВ данном перечислении в особую группу мы можем выделить людей, занимающихся практикой тайной (алмазной) колесницы – Нагпы. Представители данного буддийского направления (наиболее многочисленные в традиции Ньигма) помимо наличия обетов «индивидуального освобождения» и обетов бодхисаттв, дополнительно обладают специфическим перечнем обетов – Самая.

Что касаемо мирян-домохозяев, к ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя отказ от убийства человека, воровства, прелюбодеяния, лжи и употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличие от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, например, не с надлежащим партнером: не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, что не приводит к нарушению обета.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Его Святейшество Далай-лама 14й; Его Святейшество Кармапа 17- й и тд. А также и тех, кто, будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья – Сакья Тридзин Ринпоче и другие.

Тибетцы ревностно относятся к термину “Лама”, именуя им, лишь привилегированное число высоко реализованных учителей Дхармы (Учения Будды), а также, перерожденцев Тулку – Хубилганов, к примеру, Тэло Тулку Ринпоче и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Фото Центрального хурула РКВ России многих вводит в заблуждение внешний вид и одеяние. Как монахи, так и миряне в стране, облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи (свод монашеской дисциплины). Его оставил потомкам сам Будда, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины для рождения в аду. Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из такого принципа, что строгие правила в отношении одежды важны только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик.

Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит обратить внимание на внутреннее составляющее человека. Следует быть осторожным с теми, кто, наряжаясь в монашеские одежды или подобные им, прикидываются буддийским священнослужителем или ламой.

Нагпам разрешено носить монашеское одеяние, при этом их необходимым элементом, отличающим их от монахов, является белый палантин и наличие длинных волос, собранных на затылке.

Из всего вышеизложенного, мы можем с сожалением констатировать тот факт, что лама в России – это любой человек, как держащий в чистоте монашеские обеты, так и без оных. Он может при этом обладать определенными знаниями в одной из трех не самых важных, с точки зрения классического буддизма, областях: буддийские ритуалы, астрология или тибетская медицина.

Люди должны знать о требованиях и условиях, необходимых для совершения тех или иных ритуалов и обрядов, проводимых буддийскими священнослужителями, и что является источником их благословения?

Фото Центрального хурула РКЕсть несколько факторов крайне важных для качества проводимого ритуала и соответственно влияющих на пользу от него.

1). В любом ритуале требуется порождение себя в облике той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества – йидама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрического божества уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех видов низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива и Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс и Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара и Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, а также Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.

2). После посвящения важно совершить затвор-начитку — Лерунг, для обретения способности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег (Огненная пуджа). С этого момента обретается право совершать ритуалы, связанные с данным божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения. Это два пути обретения сверх способностей (сиддхи) — мантра и созерцание.

3). Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение Самаи (обетов). Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятвы-самаи зависит, как к нему проявят благосклонность Йидамы, защитники Учения и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.

4). Многократное подношение Цогчод (Ганапуджа), также приближает реализацию и способствует установлению связи с центральным божеством практики.

Таковы основные условия, дающие буддийскому священнослужителю благословение и силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Таким образом, опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет сам ответить на вопрос кто такие ламы, и какую смысловую нагрузку несет это слово в оригинале и среди традиционных Российских буддистов.

Сарва Мангалам!

Аюр ЦЫРЕНДОРДЖИЕВ


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=21987