Опубликовал: Валерий Павлов 30 Март 2015. Опубликовано в Новости сайтов
Досточтимый Кутен Туптен Нгодруп, посетивший Бурятию на минувшей неделе,рассказал в интервью корреспонденту ИА UlanMediaо своей деятельности, поделился своими взглядами на текущую геополитическую ситуацию, на перспективы Монголии, а также вспомнил о своем первом визите в республику в 1989 году.
— Досточтимый Кутен Туптен Нгодруп, какова цель Вашего нынешнего приезда в Россиюи Бурятию?
— Я приехал в вашу страну по приглашению своего друга экс-президента Калмыкии, действующего президента Международной шахматной федерации Кирсана Илюмжинова. Сейчас он организует Всемирный чемпионат по шахматам среди женщин в Сочии пригласил меня в качестве своего гостя на это мероприятие. После этого я посетил Москву.
В течение вот уже 27 летя дружус КенсуромЧой-Доржи Будаевым. Он неоднократно приглашал меня посетить Бурятию, но обычноя слишком занят для этого. В этот раз в связис тем, что я уже прибыл в Москву,Чой-Доржи предложил мне все же заехать в Улан-Удэ, посетить его новый монастырь, встретиться с бурятскими верующими. Поэтому я здесь.
- Получается, что Вы как оракул имеете древнюю связь с Монголией.Я также знаю, что Вы лично бывали в Монголии.Что Вы думаете о перспективах этой буддийской страны?
— Я всегда считал и считаю, что монгольские народы имеют важнейшее значение для буддийской религии. Сюда жея включаюи бурят как часть монгольского мира. До 1959 года мы, тибетцы, имели свое буддийское государство, но потеряли свою страну. После крушения социализма Монголия обрела свободу, в том числе и религиозную. Теперь это независимая и свободная страна. У нее огромный потенциал, а значит, дело религии должны продолжать монгольские народы. У нас, тибетцев, в Тибетеи Индии таких возможностей нет. В Тибетеу нас нет свободы, в Индииу нас нет возможностей. Очередь за вами.
- Буряты являются народом, разделенным между двумя религиозными традициями. Более половины бурят исповедуют буддизм в традиции Гелуг, но другая очень крупная часть бурят придерживается шаманизма. Между оракулами и шаманами, несомненно, много общего. Вы способны входить в контактс духамии духи могут общаться с людьмис Вашей помощью. Как Вы относитесь к шаманизму?
— Прежде всего, следует помнить, что, несмотря на кажущееся сходство, между шаманами и оракулами существуют очень большие различия. Действительно и они, и мы способны входить в состояние транса, однако задача оракула вести верующих буддистов по пути к Просветлению, помогать им в этом деле. Шаманы же являются лишь посредниками между божествами местности или умершими предками и людьми.К тому жев шаманские практики входят различного рода кровавые жертвоприношения, что абсолютно неприемлемо для оракулов. В этом смысле существует пропасть между шаманами и оракулами.И об этой разнице следует помнить. Оракулы – это не шаманы, они бодхисаттвы.
- Возможно, Вам часто задают этот вопрос. Широко известно, что Его Святейшество регулярно консультируется с божеством Пехар, которое нисходит на Вас.Это происходит, когда принимаются решения национального уровня. Как эта традиция согласуется с демократическим устройством тибетской общины в изгнании?
— Нет, это отнюдь не часто задаваемый вопрос. Напротив, мне такие вопросы задают редко, как правило, в западных странах. В буддийских регионах это мало кого интересует. Вы, должно быть, знаете, что Его Святейшество более не является главой тибетского правительства. Традиционно он является духовным главой тибетцев. Еще приДалай-ламеV в XVII веке в Тибете сложилась уникальная система государственного управления, которая сочетала в себе религиозный и светский принципы. Именно этот Далай-лама избрал божество Пехар защитником государства. Эта традиция сохранилась до нынешнего времени, до времени правления Далай-ламы XIV. В июне2011 года Его Святейшество приостановил свою функцию политического главы государства, чтобы соблюсти принцип демократического правления, и теперьмы избираем себе премьер-министра прямым демократическим голосованием. С этого момента Далай-лама более не консультируетсясо мной по политическим вопросам. Теперь по этим вопросам ко мне обращается правительство, премьер-министри парламент.Да-да, именно так. Не Далай-лама,а правительство.Да и вообще, даже в прошломс оракулом только советовались, его мнение учитывалось, но решения все равно принимались коллегиально. В целом эта система дошла до наших дней в неизменности.
Приведу вам пример. Решение национального уровня о принятии концепции Срединного пути в качестве основополагающего для тибетского правительства в изгнании принималось в том числе и через обращение ко мне, точнее к божеству Пехар. Разумеется, эта концепция сначала получила одобрение со стороны правительства и Далай-ламы,а потому мнение оракула только укрепило уверенность в правильности решения. Поэтому институт государственного оракула это только совещательный орган.
- Это не первый Ваш визит в Бурятию.Вы были здесь в 1989 году,в совершенно другую эпоху и дажев другой стране. Что здесь поменялось, на Ваш взгляд, как с тех пор изменились люди?
— Изменения колоссальные. Я приехал сюда в правление Михаила Горбачева. Тогда я проехал через Москву в Улан-Удэи далеев Улан-Баторв составе группы участников АБКМ – Азиатской буддийской конференции за мир.Туда входили представители из Индии, Непала, Бутана, Таиланда, Бирмы, Шри-Ланки, Китая, СССР и прочих стран. Помню, я тогдав течениечетырех-пяти дней жил в Иволгинском дацане, встречался с однимиз предыдущихХамбо-лам (Мунко Цыбиковым – ред.), действительно замечательным человеком. Что мне более всего запомнилось, так это то, что люди выглядели очень несчастными. Их лица были грустными и печальными.Мне показалось, что люди всего боялись. Это выражалосьв том, что, к примеру, общаясь со мнойв помещении, люди выходили наружу и делали вид, что не знают меня! Меня поразили милиционеры, которые на улице стояли такие серьезные и сердитые,а зайдяко мнев комнату, совершенно преображались. Они склонялисьв молитвенном поклоне и просили дать благословение от Далай-ламы. Затем снова выходили наружу и словно одевали свирепую маску. Мне это казалось и грустным,и смешным одновременно.
- Были ликакие-то официальные встречи?
— Да, я как раз хотел об этом рассказать. Нашу тибетскую делегацию пригласили в правительство Бурятии. Я помню, нас принимали в каком-то большом зале. Тогда одним из лидеромв вашем правительстве была женщина (по всей видимости, речь идет о Лидии Нимаевой, тогда секретаре обкома КПСС – ред.). Так вот,из восьми присутствовавших на встрече лам я был самым молодым. И вот эта женщина обращается ко мнес вопросом: ”Вы самый молодой член делегации. И меня интересует, в чем,по-вашему, разница между буддизмом и коммунизмом?” Я все это очень хорошо помню, как будто это было вчера. Я ответилей так: ”Все мы люди, все мы хотим счастья и свободы.Я буддист, и я верюв учение Будды. Вы коммунист, и вы веритев учение Ленина. Наши учения разные, но цель одна – сделать себя и других счастливыми. Но я скажу вам, что верю в Будду, потому что он видел дальше, чем просто человек. Помня свои прошлые перерождения, он владел огромным опытом и широким видением. Не обижайтесь, прошу вас, но у вашего Ленина такого видения не было.Он написал свое учение, исходя из своего опыта в течение одной жизни”. Когда я закончил, то заметил по ее лицу, что ей совсемне понравилисьмои слова.
- Ваш нынешний визит в нашу страну протекает на фоне сложной ситуации. Экономика погружается в кризис, против России введены санкции, у наших границ происходит затяжной конфликт в Украине. Людям становится в связис этим все тяжелее. Что ждет Россию, Бурятию? Что бывы пожелали буддистам Бурятии?
— Я считаю, что когда одни страны вмешиваются в дела других, происходит много ужасных вещей, таких как войны, кризис и тому подобное. Одним из примеров является, скажем, вмешательство США в дела Ирака. Мы знаем, что из этого вышло. Этих ошибок нельзя повторять, на них нужно учиться. Все эти вещи происходят из-за эгоистичной политики государств и политиков.И это очень печально. Вообще все страдания имеют причиной эгоизм. Что я могу посоветовать людям в Бурятии? Думайте больше о других, а не о себе. Воспитывайте в себе сострадание, милосердие и любовьк другим. Делайте добро для других и вы обретете многое для себя. У вас все будет: деньги, развитие, доверие друг к другу. Создавайте атмосферу добра, а благополучие приложится.
ХХХ
Напомним, как ранее сообщал портал asiarussia.ru, 23 мартав Бурятиюиз Дхармасалы прибыл Государственный оракул Тибета. По поручению Далай Ламы XIV он дал всем желающим посвящение Белой Тары, а также даровал своё благословение.
Также по поручению Далай Ламы он дал посвящение Белой Тары (посвящение долгой жизни). Оракул Нечунга также провел учения – прочитал лекции, дал нужные советы и рекомендации, ответил пришедшим на интересующие вопросы.
Чойдоржо лама подчеркнул, что это величайшая редкость – получить благословение Государственного оракула Далай Ламы, кутена (медиума) одного из сильнейших Защитников Дхармы. Считается, что он придает особую силу тем, кто к нему обращается, что особенно важно в кризисное время, в котором сегодня пребывает мир. Поэтому жителям Бурятии и гостямУлан-Удэв эти дни выпал поистине уникальный шанс – получить благословение самого оракула и посвящение Белой Тары, дарующей долгую жизнь.
СПРАВКА:
Государственный оракул Тибета Туптен Нгодуп родился 13 июля1958 годав местечке Фари на границес Бутаном,в семье крестьян. После оккупации Тибета в 1959 году им пришлось испытать на себе все тяготы китайского правления, и в 1966-м году они бежали в Бутан.В 1969 году будущий оракул вместе с другими тибетскими беженцами перебрался в Индию,в Дхармасалу. Осенью 1969 года его приняли в монастырь Гадонга. В 1971 году перешел в монастырь Нечунга, где и получил религиозное образование. Официально Тубтен Нгодуб был признан Государственным оракулом Тибета с сентября1987 года.
Институт государственных оракулов Тибета был учрежден лишь во времена Пятого Далай-ламы,в серединеXVII века.В 1681 году на месте маленького монастыря заложили большой монастырь Нечунг. С тех пор государственный оракул является членом кабинета министров, а без его совета не принимаетсяни одно важное решение.