Хурал в честь XVII Пандито Хамбо ламы Сангхи России
Ежегодный хурал, посвященный основателю Иволгинского дацана, бывшему Ширээтэ ламе Сартуул-Булакского дацана, XVII Пандито Хамбо ламе Лубсан Ниме Дармаеву был проведен на его родине, в родовом Сартуул-Булакском дацане, где с 1897 г., с 7-летнего возраста он познавал буддийскую философию, прошел все этапы обучения и успешно защитил высокие ученые степени гэбшэ, а затем и габжа (доктор буддийской философии).
Дармаев Лубсан Нима родился в1890 г. в местности Дабанай Аман Торейского аймака (ныне Джидинский район Республики Бурятия), что в Бургултайской долине, в семье скотовода Дармажапа Цыренова из рода Хорчид, четвертым ребенком в семье. Лубсан Ниме не было еще и года, когда один высокочтимый лама из Монголии предсказал ему его великое будущее.
В конце20 х годов XX века Лубсан Нима Дармаев был избран Ширээтэ ламой своего дацана. На III Духовном Соборе буддистов (1928 г.) был избран членом Центрального Духовного Совета буддистов СССР.
В конце 30-х годов ХХ века был репрессирован. Работаяна строительстве железной дороги «Наушки Кяхта», однажды потерял сознание. Тюремные надзиратели выбросили умирающего человека в придорожную канаву. Но вскоре он был спасен жителем с. Торей Г. Сосоровым, проезжавшим мимо, с которым они вместе учились в дацане. В течение трех лет этот человек скрывал Учителя в лесу, где его тайно посещали верующие. Но в 1940 г. по доносу охотника Н. Чойдокова Лубсан Нима Дармаев вновь оказался в тюрьме. В 1944 г. был освобожден и реабилитирован.
В1945 г., учитывая огромный вклад всего духовенства страны в дело Победы Советского Союза над фашизмом в Великой Отечественной войне, государство официально сняло все запреты на проведение религиозных служб и дало разрешение на возрождение церкви. Лубсан Нима Дармаев вместе с Дид Хамбо ламой Хайдапом Галсановым (избран в 1928 г.) и группой лам, вернувшихся с фронта, обратился с ходатайством к И. В. Сталину об открытии в Иволгинской долине буддийского храма, на что и было вскоре получено согласие.
Первый день официально разрешенного послевоенного хуралав честь праздника Сагаалха – 3 февраля 1946 г. принято считать датой основания Иволгинского дацана – центра традиционного буддизма нашей страны. В том же году, на съезде буддистов СССР Лубсан Нима Дармаев был избран XVII Пандито Хамбо ламой. И руководителем Временного Центрального Духовного Управления буддистов СССР.
В течение10 лет, с 1946 по 1956 гг., на этом высоком государственном посту Хамбо лама Лубсан Нима Дармаев приложил все усилия для возрождения Учения Будды в нашей республике, а также сделал очень много для возрождения буддизма в Тувинской АССР, в 1944 г. вошедшей в состав СССР.
С1950 г., когда буддисты Советского Союза под руководством Хамбо ламы Дармаева присоединились к всемирному антивоенному движению за мир во всём мире, Иволгинский дацан становится известен на самом высоком международном уровне.
В1955 году по инициативе Хамбо ламы состоялась первая после 1927 года тайная встреча бурятского буддийского духовенства с XII Пандито Хамбо ламой Даша Доржо Этигэловым в местности Хухэ Зурхэн, где в саркофаге под землей пребывал Учитель.
В1960 г. Хамбо лама Дармаев завершил свою жизнь, находясь в 12-дневной медитации, перед этим дав ламам указания о кремации его тела.
XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев в знак почтения своих предшественников на львином троне Пандито Хамбо лам России, в знак незыблемости и нерушимости трона, сохранения и непрерывности линии преемственности глав российского традиционного буддизма, в знак возрождения и будущего расцвета Учения Будды в нашей стране, инициировал возведение на родине каждого своего предшественника мемориальных субурганов и комплексов.
Дармаев Лубсан Нима родился в
В конце
В конце 30-х годов ХХ века был репрессирован. Работая
В
Первый день официально разрешенного послевоенного хурала
В течение
С
В
В
Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=14023