Опубликовал: Валерий Павлов 19 Июнь 2015. Опубликовано в Новости сайтов
Один из известных врачевателей, Заслуженный работник здравоохранения Тувы, постоянный спонсор тувинских альпинистов-высотников Серенот-башкы издал ”Историю тувинских монастырей и лам”с фотографиями.
В этой книге перечислены все монастыри, какие существовали на территории Тувы с первого монастыря в Тоджи Овген – с 1770 года. Конечно, большинство тувинских буддийских монастырей было известно российским ученым, сохранились упоминания, литература. Но поименного перечисления всех лам, служивших в монастырях – еще не было.Этот труд – итог больших исследований Серенот-башкы.
Он несколько лет работал в архивах, обходил все сумоны республики и находил предков тувинских лам, информаторов. Как он пишетв своей книге: ” Это еще не полный список наших предков лам”.
В книге перечислены имена более 1000 священнослужителей, начиная от хуураков – учеников до геше-лхарамба (академика буддийской философии). О тувинцахв советской историографии традиционно писали, что мы ”темный народ, без письменности с пережитками феодализма”.
В течение почти 200 лет,во времена манжурского ига наши предки — верующая молодежь шла пешком в монастыри Монголии и Тибета,и через15–25 лет нелегкой учебы возвращались на родину самыми образованными людьми, владеющими не менее5–6 иностранными языками.
Ознакомившись с этим трудом удивляешься, может ли быть народ быть ”темным”, если до 1930 года – времени отсчета начала репрессий буддийских лам безбожниками коммунистами, количество докторов буддийской философии: кашпы и кешпи было в несколько десятков раз больше, чем в сегодняшей Туве? Имеющей докторов наук в количестве3–4 человек.
Это уже 10-ая книга Серенот-башкы. Предыдущие книги были о народном врачевании, словари буддийских терминов, тантрических терминов. Новая книга исследователя тувинского буддизма Серенот-башкы открывает одну из засекреченных тем в истории тувинского народа.