Опубликовал: Валерий Павлов 14 Август 2015. Опубликовано в Новости сайтов
Как уже сообщалось, в сентябрев Элисте состоятся торжества по случаю 10-летия центрального хурула Калмыкии, в рамках которых запланированы буддийский научный форум, научная конференция, а также яркая культурная программа с участием священнослужителей тибетского тантрического монастыря Дзонкар Чоде.
Подробнее о предстоящем праздновании юбилея и других ближайших планах буддийской Сангхи республики рассказал на пресс-конференцииво вторникшаджин-лама Калмыкии, почетный представитель Его Святейшества Далай-ламыXIV в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.
Как отметил в начале встречи с журналистами Его Преосвященство, с апреля этого года в центральном хуруле сменилось руководство: настоятелем главного буддийского храма Калмыкии избран гелонг Тензин Чодак (Мутл Овьянов), администратором – гелонг Тенпа Цультим (Санан Матвенов). По словамшаджин-ламы, произошло это исключительно по объективной причине —в связис окончанием сроков пребывания на постах настоятеля и администратора Анджи Харцхаева и Нгаванга Лодоя в соответствиис требованиями устава монашеской сангхи путем демократической процедуры выборов на общем собрании коллектива священнослужителей.
Шаджин-лама подчеркнул, что это молодые калмыцкие монахи, прошедшие длительное обучение в Индии.«Хотел бы обратиться ко всем верующим с просьбой поддержать новую администрацию хурула в их работе»,— сказал Тэло Тулку Ринпоче. Тем самымон дал понять, что полностью им доверяет и уверен в их возможностях достойно осуществлять управление делами «Золотой обители Будды Шакьямуни». И именно при них была начата масштабная и кропотливая работа по подготовке к 10-летию хурула.
Его Преосвященство также напомнил о том, что с февраляон исполняет обязанности почетного представителя Далай-ламыXIV в России, Монголии и странах СНГ, и главной целью его деятельности на данном посту является пропаганда ценностей буддизма и всего того, что несет своей деятельностью Далай-лама.
«В этом году уже шесть лет как мы организуем учения Его Святейшества для российских буддистов. Очередные пройдут в декабре-январе2016 года, они будут трехэтапными»,— проанонсировал Ринпоче. Вначале с 24 по28 декабряв монастыре Ташилунпо на юге Индии Далай-лама дарует цикл лекций по 18-ти коренным текстам Ламрима, который
станет продолжением учений по основополагающему труду буддизма, состоявшихся в монастырях Ганден, Дрепунг и Сера в 2012, 2013 и2014 годах. Затем с 7 по9 января2016 г.в гостинице «Кемпинский Эмбиенс» в Дели пройдут собственно традиционные учения для российских паломников. В программеучений — комментарий к девятой главе (Парамита мудрости) и десятой главе (Посвящение заслуг) духовной поэмы Ачарьи Шантидевы «Бодхисаттвачарья-аватара» (Вступление на путь бодхисаттвы), а также тантрическое посвящение (какое именно, станет известно позднее).
Наконец, с 14 по25 января по просьбе Центральной тибетской администрации Его Святейшество Далай-лама дарует в Бодхгае,на северо-востоке Индии, состоится посвящение Калачакры, а предварят его обзорные учения по духовной поэме Ачарьи Шантидевы «Бодхисаттвачарья-аватара» (Вступление на путь бодхисаттвы).
Если найдутся желающие принять участие во всех трех мероприятиях, а такое паломничество займет около полутора месяцев, то они должны хорошенько рассчитать свои возможности. Времена нынче тяжелые, экономический кризис, и лучше билеты в оба конца приобрести заранее, что обойдется значительно дешевле, посоветовал шаджин-лама.
Далее Тэло Тулку Ринпоче и министр культуры и туризма РК Хонгор Эльбиков подробно рассказали о том, как будет отмечаться 10-летие центрального хурула. Откроются юбилейные торжества, которые пройдут в промежутке между 20 и23 сентября,в главном буддийском храме республики уникальной, не имеющей аналогов в мире, мистерией Цам. Этот потрясающий ритуал проведут 29 монахов тантрического монастыря Дзонкар Чоде Индии, которые приедут в Элисту уже 15 сентября.
Центральным событием предстоящих торжеств станет международный форум «Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее».Его организаторами наряду с администрацией калмыцкого хурула выступили правительство республики, КалмГУ, КИГИ РАН, Национальный музей РК, Институт востоковедения РАН и фонд «Сохраним Тибет». В нем примут участие буддологи с мировыми именами, среди которых профессор Нгаванг Самтен, геше Лхакдор, Барри Керзин, выдающийся специалист в области танкописи Роберт Бир и другие —в общей сложности 40 ученыхиз городов России и зарубежных стран.
Гости международного форума, в числе которых делегации священнослужителей из буддийских регионов России, Монголии, смогут принять участие в одноименной научной конференции, которая пройдет в Элистена четырех площадках. На конференцию заявлено 38 докладов, посвященных тибетологическим и буддологическим исследованиям, где ученые будут также говорить о буддийских ценностях, культуре и искусстве, вопросах образования, воспитания, этики.
В контексте расширения связей в буддийском мире, научных и практических аспектов изучения и распространения буддийских знаний, чему в настоящее время основное внимание уделяет почетный представитель Далай-ламыв Россиии Монголии Тэло Тулку Ринпоче, весьма
примечательным событием, по его словам, стала состоявшая в июле в г. Нью-Джерси конференция калмыцкой молодежи из числа эмигрантов, проживающих в США.
«Новое поколение эмигрантов, а число молодых калмыков, ныне проживающих в Калмыкии,с каждым годом растет, проявляет большой интерес к изучениюне только буддизма, но и национальнойкультуры,— рассказал шаджин-лама, сам, как известно, являющийся потомком калмыков-эмигрантов.— Идея землячества создать общественную организацию нами вынашивалась давно, наконец, решили собраться. Для участияв конференции зарегистрировалось 60 человек, но, к сожалению,не все смогли приехать. В течение двух дней мы очень плотно общались, общение было весьма плодотворным, и в заключение было принято решение сделать конференцию ежегодной, расширяя как число участников, так и пул лекторов и ведущих семинаров. Более того, в период между конференциями организаторы намерены провести на различных площадках в США целый ряд неформальных собраний с участием молодых калмыков из различных стран».
- Ваше Преосвященство, в начале июня из Китая пришла печальная весть для буддистов — скоропостижно кончался 53-летний Зая-Пандита VIII, но почему-тона это известие не последовало реакции от калмыцкого духовенства. Между тем известно, что Вы на определенном уровне поддерживали с ним взаимоотношения, не раз приглашали Зая-Пандиту приехать в Калмыкию.Что Вам известно об обстоятельствах его кончины?
- Зая-Пандита был очень молодым, я сожалеюо том, что он ушел так рано. Он был выдающейся личностью, облеченным высоким духовным, большим ламой. Впервые я с ним встретился в 2003 годув Пекинево время официальной поездки в составе российской делегации, в котороймы находились вместе с главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. После этого мы переписывались, когда калмыцкие ученые из КИГИ РАН ездили в Китайс научной экспедицией, мы обменялись подарками.
Увы, до сих пор никто не знает истинной причиной смерти Зая-Пандиты.По имеющимся сведениям, он умерв результате непродолжительной болезни в Пекине, при этом известно, что жил он в Тибете, часто наведывался в провинцию Синцзянь. Китайские власти от всех его скрывали, всячески ограждали от контактовс представителями буддийского мира. Именно по этой причине мы никакне могли добиться его приезда в Калмыкию.
- Вы, Его Святейшество далай-лама также по определенным причинам не может приехать в Россию. Жители буддийских республик на протяжении уже более десяти лет ждут этого момента, не теряя надежды на встречу. Вы, наверное, один из немногих, кто имеет возможность с ним общаться. Что он говорит, когда заходит речь о Калмыкии,ее жителях?
- Его Святейшеству исполнилось 80 лет, это весьма солидный возраст. К счастью, его общее физическое состояние хорошее, он много путешествует и везде говорит о важности этики, морали всюду пропагандирует буддийские ценности. И. конечно, Далай-ламане скрывает, что чувствует особую близость именно к монголоязычным буддистам, с буддийскими народами России. Для нас это – благословение.
Что касается вопроса о его приезде в нашу страну, чего мы все так долго ждем, то мое личное мнение в настоящий момент таково – организация приезда Далай-ламы это не только мои заботы, моя обязанность. Я считаю, что калмыцкому народу, да и всем жителям других буддийских республики России активно выражать свою позицию по этому вопросу — писать письма президенту страны, в МИДс заявлением своим прав как верующих, стремящихся увидеть своем духовного лидера.
Мы каждый день молимся о том, чтобы поскорее настал день, когда мы смогли бы вновь увидеть Его Святейшество на нашей земле. Между последним его визитом в 2014 годуи предыдущим, в 1992-м, расстояние в 12 лет.С последней встречи Далай-ламыс жителями Калмыкии прошло почти уже одиннадцать. Как буддистя верю, что в мине все циклично, так что, возможно, ждать осталось недолго. Прошу и васне терять надежд на это.