Печать

В проводимый в 15-й лунный день специальный молебен Ширээтэ ламы Иволгинского дацана «Ламчиг Нимбо» подношение «Манжа» совершили жители и выходцы из Окинского района Республики Бурятия

Опубликовал: Валерий Павлов 29 Сентябрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

В проводимый в 15-й лунный день специальный молебен Ширээтэ ламы Иволгинского дацана «Ламчиг Нимбо» подношение «Манжа» совершили жители и выходцы из Окинского района Республики Бурятия

Традиции подношения верующими чайного напитка «Манжа» общине монахов во время проведения хурала берет свое начало еще во времена Будды Шакьямуни. Согласно этой традиции, основанной Учителем, монахи принимают подношение напитка «манжа» от верующих ради того, чтобы они получили огромные добродетели от совершения такой духовной практики Даяния. Этим самым Будда дал понять, что даже такое, самое малое подношение монахам, но с искренней мотивацией, и, тем более, во время чтения сутр, обращенных к Божествам, способно даровать человеку одну из великих Шести Парамит — совершенство Щедрости, способное открыть все пути к исполнению благих желаний. И ради этого накопления верующими огромного количества «буян» (бур.— добродетели), монахи делают небольшой перерыв во время хурала.

Наверняка каждый человек, который посещал в дацанах молебны, видел этот ритуал, и поначалу был несколько удивлен, почему во время хурала ламы пьют чай, с кусочком хлеба, с маслом и двумя кусочками сахара-рафинада… И именно во время этого ритуального символического чаепития главные помощники Ширээтэ ламы дацана перед ликом Божеств громко зачитывают длинный список имен тех, кто сделал подношение этому хуралу. И по окончании ритуала «Манжа» ламы продолжают декламирование сутр.

Но есть еще одна традиция, связанная с этим ритуалом. Ради накопления огромных добродетелей верующими, в год 60-летия Иволгинского дацана, в 2006 году, по инициативе Ширээтэ ламы Дагбы Очирова, ныне Дид Хамбо ламы Сангхи России, была заложена важная традиция почитания выдающихся лам прошлого ныне живущими их потомками, родственниками, земляками — обширное подношение «Манжа», которое совершается один раз в месяц, в 15-й лунный день, в День Будды, заключающий в себе все великие духовные отпечатки и совершенства достижений Будд и Бодхисаттв.

В том году, впервые в истории традиционного буддизма России, в честь первого рабджуна со дня основания Иволгинского дацана, в Цогчен дугане был проведен этот особый ритуал как выражение великого почтения выдающемуся сыну кижингинской земли, Бадма-Доржи ламе Жамбалову, который в течение 17 лет, с 1956 по 1973 годы, был Ширээтэ ламой Иволгинского дацана. Близкие родственники Бадма-Доржи ламы во главе с его племянниками Доржиевым Баиром Жамбаловичем и Цыбжитовой Цырен-Дыжит Анзановной в тот памятный год, в июне месяце, в составе большой группы лам Сангхи России под руководством Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, совершили большое «Гороо» вокруг буддийских святынь Бурятии – к этому знаменательному событию во многих районах республики верующими были возведены субурганы и в эти самые дни они с нетерпением ожидали проведения духовенством Сангхи России освящения этих важнейших объектов почитания Дхармы.

И в 15-й лунный день июня месяца 2006 года родственники Бадма-Доржи ламы Жамбалова специально приехали в Иволгинский дацан, чтобы совершить здесь ритуал подношения «Манжа» Божествам, Сахюусанам и ламам нашего дацана. С тех пор, ежегодно, в 15-й лунный день июня месяца, вот уже на протяжении десяти лет, в день проведения хурала Ширээтэ ламы «Ламчиг Нимбо» большая группа родственников Бадма-Доржи ламы Жамбалова приезжает в Иволгинский дацан и продоложает эту глубокую традицию своей семьи, своего большого рода.

И теперь эту практику вот уже второй год подряд, в 15-й лунный день сентября месяца, совершают и жители, выходцы из Окинского района Республики Бурятия, большая семья Зодбоевых, родственники Цыбан эмчи-ламы Зодбоева и Гомбожап ламы Зодбоева.

Вчера, после долгих ненастных дней, солнце наконец-то одарило всех нас своей теплотой и даже жаром, совершенно не обычными для последних дней сентября… На этот же, 15-й лунный день выпадает и самый могущественный день затворнического Маанин хурала, который ежемесячно для верующих проводят ламы Маанин дугана Иволгинского дацана. В этот день совершаются особые по своей силе очищения практики. Многие затворники во время перерыва между сессиями также присутствовали на хурале Ламчиг Нинбо, выражая свое почтение вместе с верующими из Окинского района Ширээтэ ламе дацана. И в самом начале рождения этого 15-го лунного дня весь мир стал свидетелем уникального события Суперлуния… Все эти события, несомненно, стали сопутствующими и весьма благоприятными знаками в тот день, когда верующие из горной Оки почитали своих выдающихся родственников – лам. И данное событие имеет свою особую значимость еще и в том отношении, что в 2015 году, в год Великой Победы Буддийская традиционная Сангха России совместно с Издательским Домом «Буряад Yнэн» начало большую работу по восстановлению имен всех репрессированных лам дацанов этнической Бурятии.

Вот что рассказали нам внучка Цыбан эмчи ламы Зодбоева Светлана Семеновна Петрова и дочь Гомбожап ламы Зодбоева Тамара Григорьевна Зодбоева: «Наш дед Цыбан эмчи лама был очень именитым ламой, его братья тоже были ламами. Когда пришла в нашу страну новая власть, в 1929 году в Окинский район специально был отправлен отряд для расправы над ними. И наш дед, вместе с другими ламами был расстрелян в местности Нухэр-Дабан… Наш отец, сын Цыбан ламы, забрав мать и других родственников, через Восточные Саяны ушел в Иркутскую область, в Аларь.

Брат нашего дедушки Цыбана, Базарсада был атаманом казачьего полка. И когда устанавливали советскую власть в Окинском аймаке, наш дед вместе с семьей собрался уйти в Монголию через ущелье, но там им встретился отряд Н. Каландаришвили, и обоз был расстрелян… Деду Базарсаде вместе с некоторыми родственниками удалось спастись, и они вернулись в Оку. Но здесь он был гоним, так как на него написал донос товарищ Азданоев, фамилию этого человека мы узнали только несколько лет назад… В архивах НКВД хранятся документы, где наши родственники, большинство из которых тогда было расстреляно без суда и следствия, называются «бандой Зодбоева, боровшегося с отрядом товарища Каландаришвили», хотя они просто хотели вывезти свои семьи из Оки и спасти своих детей. И вот до сих пор мы никак не можем добиться реабилитации своего деда…

А его сын Гомбожап был хувараком, стал ламой. И когда он уже жил в Нукутском районе, в Алари, то тайно помогал местным жителям. Ведь там тоже был дацан, Аларский дацан, поэтому люди все-таки втайне продолжали следовать буддизму. И мой отец всегда помогал им, исполняя все их религиозные требы. А к нему обращались за помощью не только простые жители, но и начальство, даже можно сказать, что в основном, к нему обращалось начальство. Вот так, в Алари люди вынуждены были вести скрытую, двойную жизнь, но вера в Учение Будды сохранялась там… И таким образом, благодаря нашему отцу Зодбоеву Гомбожапу Базарсадаевичу, нашей бабушке Ханде Лопсоновне Гомбоевой, ее родственники тоже сегодня сюда приехали из Оки, мы, шестеро детей, научились верить и сохранили эту веру в своем сердце.

Алексеева Антонина Николаевна особо подчеркнула, что «вся большая семья Зодбоевых были настоящими тружениками, владели большим и крепким хозяйством, что даже невозможно было сосчитать количество голов скота, что паслись огромными стадами и табунами в пределах их хозяйств. Это были землепашцы и животноводы, которые своим трудом добывали хлеб насущный, молоко, никого не грабили, совершенно искренне хотели жить спокойно, в достатке, воспитывать своих детей. Они учили их быть умными, мудрыми, уважающими свои обычаи, честь блюсти смолоду, то есть всему тому, чему учит буддизм. И по крупицам они передавали эти знания детям, своим примером, своим трудом. Теперь и мы, потомки лам, тоже эти знания и опыт передаем своим детям».

Дочь Гомбожап ламы Зодбоева Александра Григорьевна отметила: «9 сентября 2014 года мы впервые совершили такое большое семейное подношение «Манжа бариха», и именно в этот день нашему отцу исполнилось 100 лет! Удивительно, что это событие совпало с днем хурала «Ламчиг Нимбо»»…

Гомбоева Людмила Алексеевна, приехавшая из далекой горной Оки, говоря о своей мотивации, сказала, что она приехала в Иволгинский дацан в этот знаменательный день для того, чтобы «оказать почтение всем своим родным старшего поколения, помолиться за спокойную и добрую жизнь своих детей, родственников, земляков, благополучие всего Окинского района, помолиться и за процветание своей родной кяхтинской земли»…

И в завершение нашей беседы Зодбоева Тамара Григорьевна сказала такие слова: «Таким образом, мы призываем всех прихожан наших дацанов крепко хранить родную буддийскую веру, прочно следовать ей, чтоб никто не пытался навязывать нам и нашим детям другие, небуддийские, виды мировоззрений и учений…»

Ну а мы со своей стороны надеемся, что пример верующих Кижинги и горной Оки станет примером для всех, кто помнит и почитает своих предков-лам. Ведь их молитвами и их добродетелями живут в благополучии потомки, и будут жить дальше, жизнь за жизнью, из поколения в поколение.

Пресс-служба Сангхи России 

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=14262